Макаренко Антон Семенович О воспитательной системе

Макаренко Антон Семенович

О воспитательной системе

ЗАЯВЛЕНИЕ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАТОРОВ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Прошу зачислить меня студентом на основное отделение института. Я родился в 1888 г., сын железнодорожного рабочего. После окончания двухгодичных педагогических курсов в 1905 г. был народным учителем. В 1914 поступил в Полтавский учительский институт, который и окончил в 1917 г. с золотой медалью. В 1917-1919 гг. был заведующим большой железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских (до 1000 учащихся). Приход деникинцев и разрушение ими школы и ее отдельных трудовых организаций заставили меня в августе 1919 г. переехать в Полтаву. Полтавским губнаробразом мне было поручено дело организации и управления колонией для малолетних (несовершеннолетних) правонарушителей.

Два года, проведенные мною в колонии в обществе 5 воспитателей с 80 воспитанниками, среди большого соснового леса, дали мне возможность при самой тяжелой обстановке создать одно из интереснейших учреждений.

В настоящее время колония процветает, но мне бы хотелось огромный опыт двух лет, вызвавший множество вопросов, обработать научным образом. Занятый ежедневно по 16 часов, вдали от научных центров, я не имею возможности сделать это, оставаясь в колонии. Как видно из прилагаемых документов, мне делают очень лестные предложения, но только педагогическая научная работа в Москве представляется мне заслуживающей того, чтобы оставить колонию.

К сожалению, я не хочу подвергать себя риску коллоквиума. Я не знаю, в чем он будет состоять, но напряженная работа последних дет, естественно, не давала мне возможности регулярно восстанавливать в памяти то, что забывается в различных отраслях знания, тем более что на мою долю выпало очень мало непосредственной классной работы в школе по некоторым предметам. Поэтому очень возможно, что на многие вопросы приемной комиссии, касающиеся формальных сторон знания, я не отвечу. Возвратиться же ни с чем из Москвы будет чересчур тяжело: я в виду не только самолюбие, но и нужную мне на будущее, хотя бы в той же колонии, энергию. Кроме того, я не обладаю средствами для такой поездки. Поэтому я прошу комиссию принять меня без устного коллоквиума. Для того же, чтобы комиссия имела представление о моей подготовке, посылаю краткое изложение "Вместо коллоквиума".

В качестве удостоверений о моих админ. и организ. способностях, как требуется (Известия ВЦИКа, N 186), прилагаю 1. Удостоверение Полтавского губнаробраза от 24.8. 2. Приглашение завдоротделом Южн. д.т. Греся 24.6. 3. Приглашение месткома и цеховых старост Крюков. вагон. мастерских 4.7. 4. Вырезку из полтавской газеты "Голос труда" от 15.7.

Как родившийся в 1888 г., учетной карточки не представляю. Документы об образовании находятся в Харькове и будут доставлены в случае поступления.

Антон Макаренко.

В случае принятия меня в институт, прошу сообщить: Полтава, до востребования. Антону Семеновичу Макаренко. По тому же адресу, в случае отказа, прошу выслать документы. Марки на ответ прилагаю. К заявлению А.Макаренко. Вместо коллоквиума. В области предметных дисциплин систематические знания получил я в Учительском институте.

Математикой никогда особенно не интересовался, поэтому арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия и физика мне знакомы только в пределах курса дореволюционного Учительского института. К настоящему дню из тригонометрии помню только общие основания, забыл многие теоремы алгебры и законы физики, с логарифмированием сейчас, пожалуй, не справлюсь.

Природоведение. Разумеется, совершенно свободно себя чувствую в области физиологии животных и растений. Анатомические знания слабы. Забыл многие частности из геологии. Астрономию знаю хорошо и занимаюсь практически в Полтавском музее. Впрочем, знания по астрономии и космографии у меня продукт увлечений юношества.

Солидные знания имею в общей биологии. Несколько раз прочитывал всего Дарвина, знаю труды Шмидта и Тимирязева, знаком с новейшими (проявлениями) дарвинизма. Читал Мечникова и кое-что другое.

Химию практически не знаю, забыл многие реакции, но общие положения и новейшая философия химии мне хорошо известны. Читал Менделеева, Морозова, Рамзая. Интересуюсь радиоактивностью.

Географию знаю прекрасно, в особенности промышленную жизнь мира и сравнительную географию. Свободно чувствую себя в области экономической политики, знаком с ее историей и зародышами будущих форм. Все это, разумеется, не из учебников. Очень интересуюсь Австралией и Новой Зеландией.

История - мой любимый предмет. Почти на память знаю Ключевского и Покровского. Несколько раз прочитывал Соловьева. Хорошо знаком с монографиями Костомарова и Павлова-Сильванского. Нерусскую историю знаю по трудам Виппера, Аландского, Петрушевского, Кареева. Вообще говоря, вся литература по истории, имеющаяся на русском языке, мне известна. Специально интересуюсь феодализмом во всех его исторических и социологических проявлениях. Прекрасно знаком с эпохой Великой французкой революции. Гомеровскую Грецию знаю после штудирования Илиады и Одиссеи.

По социологии кроме социологических этюдов указанных исторических писателей знаком со специальными трудами Спенсера, М.Ковалевского и Денграфа, а также с Ф-де Куланжем и де Роберти. Из социологии лучше всего известны исследования о происхождении религии, о феодализме.

В области политической экономии и истории социализма штудировал Туган-Барановского и Железнова. Маркса читал отдельные сочинения, но "Капитал" не читал, кроме как в изложении. Знаком хорошо с трудами Михайловского, Лафарга, Маслова, Ленина...

Логику знаю очень хорошо по Челпанову, Минто и Троицкому.

Читал все, что имеется на русском языке, по психологии. В колонии сам организовал кабинет психологических наблюдений и эксперимента, но глубоко убежден в том, что науку психологию нужно создавать сначала.

Самым ценным, что было до сих пор сделано в психологии, считаю работы Петражицкого. Читал многие его сочинения, но "Очерки теории права" не удалось прочесть.

Индивидуальную психологию считаю не существующей - в этом больше всего меня убедила судьба нашего Лазурского. Независимо от вышеизложенного, люблю психологию, считаю, что ей принадлежит будущее.

С философией знаком очень несистематично. Читал Локка, "Критику чистого разума" (Канта), Шопенгаузера, Штирнера, Ницше и Бергсона. Из русских очень добросовестно изучил Соловьева. О Гегеле знаю по изложениям.

Люблю изящную литературу. Больше всего почитаю Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гамсуна. Чувствую огромную силу Толстого, но не люблю, терпеть не могу Диккенса. Из новейшей литературы знаю и понимаю Горького и Ал.Н.Толстого. В области литературных образов много приходилось думать, и поэтому мне удалось самостоятельно установить их оценку и произвести сопоставление. В Полтаве пришлось довольно удачно поработать над составлением вопросника к отдельным произведениям литературы. Я думаю, что обладаю способностями (небольшими) литературного критика.

О своей специальной области - педагогике много читал и много думал. В Учительском институте золотую медаль получил за большое сочинение "Кризис современной педагогики", над которым работал 6 месяцев.

Основными проблемами педагогической науки считаю:

1. Создание научного метода педагогического исследования. В настоящее время считается азбукой, что объектом педагогичесского исследования считается ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление).

2. Усиление внимания к детскому коллективу как к органическому целому, для этого необходима перестройка всех психологии школьного работника.

3. Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего хорошие методы в стенах класса. Для хорошей школы прежде всего нужна научно организованная система всех влияний.

4. Психология должна сделаться не основанием педагогики, а продолжением ее в процессе реализации педагогического закона.

5. Русская трудовая школа должна совершенно перестроиться, так как в настоящее время она по идее буржуазна. Основанием русской школы должна сделаться не труд-работа, а труд-забота. Только организация школы как хозяйства сделает ее социалистической.

А.С.Макаренко

ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ

1. Важность вопроса о дисциплине:

а) как наиболее близкого к практике;

б) как наименее обособленного, локализованного.

2. Совпадение в некоторых местах с понятием воспитания.

3. Разделение: воспитание физической природы, воспитание духовной психологической природы, воспитание социальной природы.

4. Последний отдел покрывается вполне тем отделом воспитания, который мы называем дисциплиной.

5. Дисциплина как признак организованного общества. Величина дисциплины прямо пропорциональна организованности.

6. Поэтому дисциплина есть прежде всего воспитание гражданина.

7. Важность дисциплины для воспитания психической и физической стороны личности.

8. Что же такое дисциплина?

9. Прежде всего, это результат процесса: "Точное ощущение своего положения в среде". Или "Наиболее нормальное отношение личности и общества". "Разумное подчинение общепризнанному порядку". Вообще же "Дисциплина - это действие сдерживающих начал в действии личности". В этом понимании нет разногласий.

10. Во-вторых, это процесс. Дисциплина - это совокупность средств, при помощи которых мы стремимся к дисциплинированию личности в обществе.

11. Во втором случае мы имеем чисто педагогическую проблему и только ею могли бы интересоваться.

12. Но такому ясному понимаю вопроса препятствует:

а) неправильное понимание дисциплинированности как исключительно негативного явления. Между тем ясно, что если мы имеем усиленную работу, то (дисциплина) - это сдерживание лени.

13. Допускается, возможно, что личность будет правильно действовать исключительно в силах положительных побуждений. Это абсурд. Положительные (похвальные) импульсы воспитываются не только дисциплинированием, но их положительность не выходит за пределы побуждения. Как только начинается действие, требуется его порядок и завершение, постоянное хладнокровие и стойкость. Без этого условия остаются только добрые намерения.

Но дисциплина важна и для воспитания импульсов, поскольку они слагаются в результате опыта и поскольку опыт организуется в дисциплине.

б) Дисциплина часто противополагается свободе. Это дико. Свобода не воля. Воля - это уединенная возможность всякого действия. Воля - понятие, противоположное неволе, плену, связанности. Свобода - это социальный институт, это не уединенная позиция в небесах, а часть блага общего. Если я имею свободу, то имеет ее и мой сосед. Иначе говоря, она не результат моего уединения, а именно результат общественного договора. Свободу нужно противополагать произволу. Дисциплина в обществе, направленная к ограничению произвола, ставит меня в точное отношение ко всем элементам общества и тем самым позволяет мне точно учитывать обстановку и точно выбирать действие. Воля - это ваш бег в пустом пространстве. Свобода - это ваше спокойное движение по Тверской или Невскому, когда вы уверены, что трамвай идет по рельсам, автомобили и рысаки держат праавую сторону, а семиэтажные дома выстроены под наблюдением строительных законов и не обрушатся на вашу голову.

Прав Норман мак Мен: "Свободный ребенок улицы связан больше, нежели дисциплинированный мальчик".#

14. Наконец нужно отметить значение коллективной, массовой дисциплинцы. Работа, управление собой, своим отдыхом.

О ВОСПИТАНИИ

(Воспитание) должно направляться одной системой законов, подобных естественным законам. И если в руках человека приложение этих законов принимает формы разнообразных комбинаций, то единство принципиального подхода от этого не проигрывает, как не проигрывает единство биологических законов оттого,что способы передвижения птицы и каракатицы различны.

Воспитание хороших детей и воспитание правонарушителей не может направляться обособленными группами принципов. Принципы воспитания, если они отражают правильно равновесие закнов влияния и социальных требования и задач эпохи, могут быть только частью единого педагогического кодекса. И, разумеется, поэтому не может быть удовлетворительно решен (вопрос) о дисциплине в колонии, если он не решен вообще.

При этом мне представляется необходимым совершенно оставить арену весьма добродетельных и похвальных упражнений в балансировании прекрасными идеями, якобы освещающими кому-то дорогу. Меня всегда удивляло ни на чем не основанное чванство иных педагогов...

скажите пожайлуста, разве это не знакомая всем картина, когда человек в брюках навыпуск и манжетах лезет под руку работающему в огороде мальчику со своими разглагольствованиями о каких-нибудь тычинках и пестиках?

И разве не блестят слезы умиления у этого самого человека в манжетах? А если мальчик любит пафос работы, разве у него нет желания треснуть этого умиленного нахала лопатой по голове, чтобы не мешал? И скажите по совести, разве не приходило вам в голову, что только подлизы стараются показать умиленному человеку, как страшно они заинтересованы тычинками и пестиками?

Прекрасные, прогрессивные педагогические идеи сплошь и рядом прикрывали полную научную пустоту, кое-как замещающую совершенно домашними и совершенно дикими средствами. И в последнем итоге тон давался вовсе не школой, а семьей, улицой, переменой между уроками, вообще теми минутами, когда нет возле нас педагога.

Хаотическая машина социального целого миллионами тяжей втягивала в себя наше юношество, и вместе с ним трепался на каком-нибудь конце украшенный идеями педагог, далеко отбрасываемый на поворотах. И если все-таки что-то получалось из наших детей, то тольео потому, что вообще из ребенка что-то должно получиться, и потому, что вообще в жизни больше хорошего, чем плохого.

Пример: возьмите самую новейшую и очень интересную книжку московской работницы Н.И.Поповой "Школа жизни".#1. Человек довольно скромно и честно рассказывает об организации работы в классе, видно, что в школе Поповой много отдано мысли и сил, что-то большое сделано, что-то кажется близким. И вдруг на последней странице: "Далеко не разрешены еще и требуют упорной работы вопросы воспитательные".

ОТЧЕТНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПОЛТАВСКОЙ ТРУДОВОЙ КОЛОНИИ ДЛЯ ДЕФЕКТИВНЫХ ДЕТЕЙ ИМ.

М.ГОРЬКОГО ЗА НОЯБРЬ 1922 ГОДА.

...Б. Группа правонарушителей. Год основания 3-й.

Полтавская трудовая колония для дефективных детей им. М.Горького.

1. Состав детей.

Числилось к 1 ноября 1922 г. - 72. В течение месяца выбыло - нет. Поступило вновь - 7.

На 1 декабря 1922 г. состоит - 79, мальчиков - 70, девочек - 9.

Возраст: до 7 лет - 1, от 7 до 14 лет - 24, свыше 14 лт - 55.

Семейное положение: имеющих обоих родителей - 7, полусироты - 12, круглые сироты - 60.

По поступкам, послужившим основанием для помещения в учреждение: воровство - 38, бродяжничество - 34, убийство - 2, бандитизм - 5...

2. Состав персонала.

Всего - 33, педагогический - 11, медицинский - 1, учебно-ремесленный 6, технический - 15.

Педагогический персонал

Пол: мужчин - 5, женщин - 6.

Возраст: до 20 лет - нет, от 20 до 30 лет - 2, от 30 до 40 лет - 6, свыше 40 лет - 3.

Семейное положение: холост - 4, женат - 7.

Стаж: общий педагогический - 11, специальный педагогический: до 3 лет

11, от 3 до 5 лет - нет, от 5 до 10 лет - нет, свыше 10 лет - нет.

Ценз#1: общий педагогический - 10, специальный педагогический - 1, общий: низшее - 9, среднее - 9, высшее - 2.

Количество помещений...#2

Размеры в квадратных саженях и десятинах:

1 колония#3 2 колония Жилые помещения 166 2-3 кв. сажени 104 кв. сажени Двор 2 десятины 13 десятин Сад и парк - 6 Огород 3 2 Поливные угодья 12 40 Педагогическая работа#4 Школьные занятия, образовательные беседы. Школьные занятия ведутся по программе трудовой школы пятью группами - в первых четырех - на украинском языке, в последней - на русском. В украинских группах преподается русский язык, в 5-й (русской) - украинский. Образовательные беседы и чтения ведутся отдельно по вечерам.

Игры, фребелевские занятия. В праздничные и воскресные дни, свободные от работ, происходят днем игры на открытом водухе, по вечерам - в дортуарах#5.

Самообслуживание. Все работы в колониях - обыденные и по хозяйству ведутся абсолютно без наемного труда.

Работы в саду, огроде и в поле. Окончена заготовка продуктов на зиму, вспахано 15 десятин под пар, вывезена часть навоза.

Ручной труд и работа в мастерских. Правильная постановка в кузнечной мастерской, обслуживающей нужды колонии и исполняющей частные заказы. В сапожной изготавливается обувь для воспитанников, принимаются и частные заказы. В столярной временно отсутствует инструктор, работают одни воспитанники, обслуживают нужды колонии. В корзиночной окончена чистка прута и началось плетение корзин.

Эстетическое воспитание. Военная гимнастика и военный строй.

Экскурсии - нет.

Праздники. Торжественно отпразднована 5-я годовщина Октябрьской революции. В колонии парад, торжественный обед, спектакли и доклады. В городе в военном строе (принимали) участие в манифестациях.

Воспитание социальных привычек. Товарищеский суд, участие в хозяйственном совете.

Предполагаемая работа на будущий месяц. Постоянная постановка платных спектаклей в помещении соседней школы "Хрулево". Вывозка на поля и огроды навоза и, главным образом, заготовка топлива в соседнем лесу. Окончание ремонта в части здания 2 колонии и переселение туда 26 воспитанников.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ПОЛТАВСКОЙ ТРУДОВОЙ КОЛОНИИ ИМ М. ГОРЬКОГО

1. Наименование учреждения. Полтавская трудовая колония им М.Горького.

2. Адрес. Полтава, до востребования, заведующему колонии им. М.Горького.

3. На сколько детей дом устроен. При полном оборудовании колония рассчитана на 120 детей.

4. На какие средства содержится. НКП#1.

5. Общее количество детей в настоящее время:

Мальчиков - 61

Девочек - 9

Всего - 70

6. Распределение дня (по солнцу):

Утреннее вставание - 7 часов

Завтрак - 7.30

Начало занятий в классах - 8 часов

Начало работы в мастерских - 13 часов

Примечание. Приведенное расписание - зимнее. Летом встают раньше и иногда рабочий день оканчивается только к вечеру. Для игр обыкновенно отводится время после ужина.

7. Школа. Постоянных школьных групп нет. Еженедельно в совете воспитателй обсуждается проект комплексных тем на неделю вперед и назначаются группы воспитанников и воспитателей для разработки этих тем. Содержание комплексной темы заключает в себе обыкновенно разработку вопроса, поднятого воспитанниками на одной из анкетных бесед, и сопровождается работами по математическому, языковому и графическому изображениям.

8. Питание детей. Пища дается 3 раза в день: в 7.30, 12 и 6 часов. В настоящее время отпускается на каждого колониста по 2 ф. хлеба и ф. крупы, 8 золотников масла, 4 золотника соли, 1,5 золотника сахару, иногда выдается мясо. Из собственного хозяйства колония имеет вдоволь капусты, бураков, картофеля, молока (за исключением времени перед отелом коров), к летним работам колония запасает свиное сало, к зиме - птицу: гусей, уток, к праздникам - иногда барана.

9. Одежда детей. До сих пор всегда испытывали нужду в одежде. Нормально колонии нужно иметь по 2 рабочих и 1 праздничному костюму. Иногда такой нормы удается достигнуть, но плохое качество одежды, а также то обстоятельство, что выпускаемым колония дает лучшую одежду, а получает воспитанников исключительно босых и раздетых, всегда выбивает нас из нормы. Особенн рвется и портится одежда на работах в лесу (колония до сих пор сама себе заготавляет дрова в общем около 20000 пудов в год), а также на полке и во время жатвы. Колонисты поэтому всегда имеют вид оборванный, за исключением праздничных дней. Белья сравнительно достаточно - 3 смены, меняется белье раз в неделю.

10. С обувью дело обстоит гораздо хуже: ботинки даются из очень плохого материала, в условиях работы колонии они изнашиваются иногда в несколько дней. Только работа собственной сапожной мастерской помогает кое-как справляться с нуждой, но все же около 20% детей босы.

11. Купание детей совершается еженедельно в бане колонии.

12. Врачебный осмотр. Один из воспитателей колонии имеет звание фельдшера. Своего врача нет, два раза в месяц приезжает врач из волости.

В случае тяжелых заболеваний дети лечатся в колонии, при эпидемии отправляются в городские больницы.

13. Воспитательные меры. Общая система воспитательной работы колонии построена на началах строгой организованности внутриколонийских отношений и работы. Внешние формы организации исходят из необходимости точного требования и точного исполнения, точного и открытого учета и отчета и не допускающей исключений дисциплине. Нарушение дисциплины и закнов колонии поделжит ведению суда товарищей, имеющего возможность налагать наказания, заключащиеся обыкновенно в наложении тех или других ограничений, естественным образом вытекающих из характера проступка.

Вся история колонии есть история борьбы за существование. Колония богатеет очень медленно, так как (может быть, и к лучшему)...#2 вследствие этого прививание внешних культурных привычек, особенно таких, как чистка зубов, задерживается. Колония еще не в состоянии обеспечить колонистам чистую смену одежды после работы.

Колония живет настолько тесной общиной, что в организации специальных общественных форм надобности не встречается. Колонисты организованы в отряды, представляющие основную базу для работы и самоуправления.

14. В настоящее время имеется:

Воспитателей 11

Инструкторов мастерских 5

Инструкторов общего хозяйства 1

Инструкторов сельского хозяйства 2

Фельдшер 1

Технического персонала 16

Органическое строение персонала (штатов) не совсем правильное, это происходит исключительно от того, что колония располагается в двух имениях, отсоящих одно от другого на 2 версты. Вследствие этого приходится иметь 11 воспитателей, между тем, еесли бы дети были в одном месте, можно было бы ограничиться 8. Точно так же указанное обстоятельство вызывает увеличение инструкторского и технического персонала. Выходом из этого убыточного положения является единственно окончание ремонта 2 колонии, что позволит увеличить число воспитанников почти вдвое, не увеличивая сколько-нибудь заметно состав персонала...

Во всяком случае, принимая во внимание, что вопрос о переводе колонии в более приспособленное имение даже не поднимался, полагаю, что на 120 детей при существующих условиях нужно иметь:

Воспитателей 14

Инструкторов 10

Фельдшеров 1

Технического персонала 19

Всего 44

Заведующий колонией А.Макаренко

КОЛОНИЯ ИМ М. ГОРЬКОГО

Трудовая колония для малолетних правонарушителей расположена в 8 верстах от города, по большой харьковской дорогое, в сосновом лесу. Она уединена от населенных мест - недалеко от нее расположено только два-три хутора. В колонии в настоящее время 80 воспитанников. В 1921 г. колония получила разрушенное крестьянами имение Трепке в двух верстах от главной усадьбы и производит капитальный ремонт нескольких зданий. Отсутствие средств определило затяжной характер этого ремонта, потребовавшего вообще очень значительного напряжения сил колонии. Тем ни менее из сезона в зесон постепенно восстанавливается когда-то культурное имение и вокруг него организуется хозяйство на 40 десятин. Возле главной усадьбы колония так имеет 12 десятин, но земля здесь песчаная и используется главным образом под огороды. Основная же работа в так называемой 1 колонии ведется в мастерских - кузнечной, столярной, сапожной и корзиноплетной. Вообще нужно сказать, что полное отсутствие основного капитала и безразличное, а иногда даже недружелюбное отношение к колонии земельных органов делают работу колонии в области хозяйственного процесса невероятно трудной. Колония подвигается вперед исключительно за счет огромного расходования энергии колонистов и воспитателей. Чтобы справиться с требованиями развивающегося хозяйства, не поддерживаемого с самого начала вложенным капиталом (положение абсурдное с экономической точки зрения), колонисты принуждены отказывать себе во многом, и часто наша община прямо задыхается от нужды. Так, летом колонисты не могли даже увеличить дневную пайку хлеба, хотя приходилось работать в поле "от солнца до солнца". Только в августу нам помог крупой рабочком. Зимой колонисты сами заготавляют дрова в лесу, часто без одежды и обуви, почти для десятка зданий. Это чрезмерное самообслуживание, принявшее формы напряженной борьбы за существование, разумеется, очень часто приводит к границам отчаяния, а самое главное, вынуждает сокращать более полезную работу в мастерских. Нов этой напряженной борьбе, нужно признать, есть и свои хорошие стороны. Воспитательное значение этой коллективной работы огромно. Может быть, только благодаря ей колонии удалось создать крепкую и дружную семью и найти интересные и оригинальные формы внутренней организации. Внутренние скрепы в колонии настолько значительны, что механическое их нарушение почти невозможно. Вот почему уход одного из воспитателей или воспитанников ощущается всеми, как урон, очень заметно.

Благодаря этому перевоспитание детей, главная особенность которых заключается в отсутствии здорового социального опыта, совершается более или менее нормально. К настоящему дню мы уже позволили себе роскошь не иметь наемных кладовщиков. Почти все имущество колонии находится на руках у воспитанников, а также и ключи от кладовых и амбаров. Колонисты же составляют большинство хозяйственного совета#1. Учебные занятия ведутся

по системе комплексных тем, разрабатываемых отдельными группами воспитателей и колонистов. Колония, без сомнения, подвигается вперед, но

это связывается с чересчур напряженным трудом воспитателей, и опасность переутомления их всегда ясно чувствуется. Главная нужда наша в рабочем

скоте. Мы имеем только 3 лошади, из которых одной 30 лет, а другая больна растяжением сухожилий. Для 52 десятин в двух имениях, при почти ежедневных поездках в город, это нуль.

ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОЛТАВСКОЙ ТРУДОВОЙ КОЛОНИИ ИМ М. ГОРЬКОГО

Воспитательский коллектив колонии им. М.Горького самой силой обстоятельств и условий работы колонии был приведен к необходимости коренного реформирвоания образовательной работы с воспитанниками. Колония собирает почти со всей губернии самый трудныц и самый запущенный детский элемент, запущенный одинаково как в воспитательном отношении, так и в области знания. Было бы, впрочем, большой ошибкой думать, что эта запущенность синонимична нравственной или умственной дефективности. Двухлетний опыт работы в колонии саму проблему нравтсвенной дефективности вынуждает рассматривать с некоторым сомнением. Пока что мы можем утверждать только о существовании в жизни большинства детей-колонистов в высшей степени нездорового, в высшей степени "дефективного" социально-нравственного опыта. Но поскольку этот опыт, с одной стороны, обьясняет социально нездоровую мотивацию поступка, поскольку он же обыкновенно связывается с особенно тонкой чувствительностью именно в области отношений нравственного характера. Внешним выражением этой чувствительности является иногда очень своеобразная, но по-своему сильная система логических построений, для непривычного человека всегда представляется просто наглостью.

Таким же разнообразием и своеобразием строения отличается и развитие всякого нового колониста. В большинстве случаев прибывающие в колонию дети неграмотны или полуграмотны, почтине умеют считать, даже те, которые занимались спекуляцией, принципиально не признают учения и поэтому знают меньше самого неудачного школьника, если под знанием разуметь только то, что обыкновенно достигается в школе. Но при более близком знакомстве с ними они поражают огромной эрудицией, ибо видели пол-России, ездили и в поездах и на пароходах, воевали во всех армиях и на всех фронтах, работали или служили то на фабрике, то в типографии, то в кондитерской, то просто "у одного человека", что, впрочем, большей частью не мешает им быть в глубоком убеждении, что "работа дураков любит" и что "на наш век дураков хватит".

Предложить этому осевшему в колонии детскому народу систематическую программу классной работы, при каком угодно привношении клубного начала, было бы напрасным трудом. Средняя продолжительность пребывания в колонии полтора-два года; за это время колония обязана дать воспитаннику не только грамотность, она должна все его богатство практического опыта, весь огромный запас его сил, уже закаленных в жизненной борьбе, претвороить в систему ясных представлений о мире и о возможностях в мире. Только в таком случае образовательная колонистская работа не будет отставать от дисциплинирующих требований колонийской организации.

Эти чисто дидактические требования, однако, не являются решаю щими в определении форм образовательного процесса. Все-таки основной задачей колонии является преодоление нездорового социально-нравственного опыта прошлого. Это достигается самым незамысловатым путем-путем организации прогрессирующей общины, с точным и открытым требованием, предьявленным к личности, с точной и открытой ответственностью. Несмотря, однако на всю простоту этого принципа успешность его проведения зависит от очень многих обстоятельств.

Жизнь колонии уже в течение двух лет представляет непрекращающуюся напряженную борьбу за лучшее существование. По нашему мнению, такой должна быть жизнь всякого детского учреждения. Только в такой борьбе закаляется рабочая дисциплина и выковывается гордость трудящегося. Но параллельно с этой борьбой всегда должна происходить другая - борьба с неполным сознанием, с неточным представлением о своем собственном труде. Без этого самое начало борьбы может обратиться в желудочное урчание, в погоню только за ближайшим удовлетворением.

Параллелизм#1 работы и знания как требование определяет содержание образовательной работы; внешним образом этот параллелизм может быть выражен только в соотношениях труда и интереса детей. То, что не выражено в детском интересе, очевидно, не будет параллельно его жизни, его труду. В каких бы сладких формах мы ни предложили его ребенку, эта сладость будет только в представлении учителя, в его удовлетворенности по случаю "удачно" проведенного урока.

Идя навстречу детскому интересу и считаясь с логикой его жизни до колонии и в колонии, мы оказываемся как раз на путях новейшей педагогики.

Это последнее обстоятельство позволило колонии со спокойной совестью отбросить решительно все, что еще тащилось за нами со старой школы. Мы отказались от постоянной программы, от так называемых учебных планов, разделения на предметы, расписания, учебников, задачников. Отказались мы и от самого главного несчастья нашей школы - от измерения труда учителя часами и минутами.

Но мы не отказались от дисциплины, от строгого порядка в работе, от уважения к книге, а самое главное - мы не отказались от постоянного напряженного внимания к тому, что мы делаем, и к тому, что на сожидает впереди.

У нас нет триместров#2. Вот начало марта. Мы еще деятельно работаем за столами, но ранняя весна уже отрывает от них то ту, то другую группу: надо спешить с очисткой зерна, надо подвозить навоз и землю к парникам. Мы уже знаем, что в один прекрасный день инструктор потребует всех кузнецов к плугам, к сеялкам, к боронам, а на другой день огородник заявит, что если у него в этот день на парниках не будет десятка хлопцев, то он отказывается от службы и вообще не отвечает за свои поступки.

Такая аргументация действует охлаждающим образом на самых убежденных сторонников продолжения занятий "до понедельника". Коекто из книжников поворчит, но через час уже и он шагает босиком, чтобы не портить ботинки, по холодным глыбам поднимаемого поля. Окончится первая весенняя горячка, и мы, хотя по частям, опять сидим за столами или что-нибудь измеряем на свежем воздухе.

Содержание образовательной работы определяется детским интересом#3. В условиях жизни тесной колонийской семьи, собственно говоря, можно было бы и не прибегать к искуцсственным способам проявления этого интереса. Воспитатели и колонисты всегда вместе, больше того, нам редко случается видеть постороннего человека. Поэтому интерес всегда на виду и, если угодно, на "учете". В дежурном журнале ежедневно отмечаются "злоба дня" и темы интересных разговоров. Но у нас есть и натуры замкнутые, неохотно открывающие область своего интереса, есть и такие, что целый день балагурят о пустяках, а внутри скрывают ненасытную жажду знания. Поэтому время от времени мы предлагаем всем воспитанникам анкету, заключающую в себе только один вопрос: "О чем я хочу узнать в ближайшее время?"

Колонисты очень охотно и не стесняясь отвечают на вопрос анкеты: "Я хочу узнать, как живет слон". "Про политику РСФСР". "Как нужно вести правильную жизнь". "Про сельское хозяйство".

Совет воспитателей, разумеется, не слепо следует за вопросами анкеты, придавая все-таки первенствующее значение явно для всех присутствующих "злобам дня".

Данные анкеты и дежурных отчетов обсуждаются в совете воспитателей еженедельно, и, в зависимости от преобладания того или другого интереса, назначаются к разработке темы образовательных работ. На следующем заседании совета представленные конспекты разработок по темам рассматриваются, утверждаются наиболее удачные и назначаются группы воспитателей и воспитанников для проведения их в жизнь.

Каждая тема представляет раскрытие содержания более или менее ограниченного вопроса. При этом мы не гоняемся за строгой принадлежностью этого вопроса к той или другой области знания. Так, тема "Письмо#4 и книга" включила и условные сигналы дикарей, и египетские иероглифы, и жизнь Гуттенберга и Федорова, и работу типографии, и стоимость печатания газеты.

Независимо от этого каждая тема в процессе разработки делится на две части: пассивную (по логическому подходу) и активную. В первой части раскрывается содержание вопроса при помощи докладов, бесед, экскурсий, чтения. Вторая часть преследует задачи выражения тех мыслей и чувств, которые возникли в процессе работы, и педагогической целью ставит воспитание навыков выражения в трех его главных формах: числовой, словесной и художественной (вообще графической).

Каждая группа (обыкновенно 1-2 воспитателя и 10-20 воспитанников) получает два-три дня на подготовку докладов. К сожалению, огромная нагрузка воспитателей не позволяет часто пользоваться участием второго воспитателя, кроме ведущего тему; вообще же, как показал опыт, участие ассистента делает разработку вопроса в его предварительной стадии гораздо более успешной и занимательной. Правда, никогда не бывает недостатка в добровольных ассистентах, так как из-за отсутствия помещений предварительная докладная работа совершается на квартирах у воспитателей.

Стадия предварительной работы, лишенная условий стеснительности классной парадности, наиболее интересна. Штудирование книг, брошюр, собирание сведений у хозяйственной части и у делопроизводителя, иногда у соседей, захватывают широкие колонийские круги, еще до разработки возбуждают интерес, споры, хозяйственную часть доводят иногда до белого каления.

Проведенная разработка докладывается руководителем в совете воспитателей, когда представляются и рассматриваются все работы. отчетная работа имеет очень большое значение, так как только она позволяет следить за развитием математических и языковых навыков.

Воспитательный коллектив колонии им. М.Горького не решается подвести итоги опыта, так как проводит его только четвертый месяц. Логически и научно он для нас совершенно оправдан. Мы не сомневаемся в огромном выигрыше в смысле сечения#5 знания и в области практических навыков исследования и изображения, не сомневаемся также и в колосально развивающем значении подобной работы.

Но не подлежит сомнению и другое: при подобных занятиях мы почти не имеем возможности коснуться отвлеченных величин. Мы принуждены обходиться без теории грамматики, алгебры, дробей и т.д. Главная работа совета в настоящее время заключается в поисках путей к разрешению этих неудобств, и мы уверены, что такие пути будут нами найдены. В этом нас убеждает история знания. Человечество не изучало алгебру по Киселеву, тем не менее пришло к познанию ее законов. Таким же естественным путем и у наших воспитанников должен возникнуть, так сказать, алгебраический интерес.

гораздо большее неудобство заключается в чрезмерных требованиях, которые приведенный метод предьявляет к нашему воспитателю. С одной стороны, приходится проделывать огромную работу подготовки, почти учиться заново, с другой - необходимо ежеминутно подвергать себя критике не только товарищей, но и воспитанников, которые в качестве докладчиков имеют тоже книги в руках. В последнем счете и то и другое прекрасные институты, но первое время они вызывают огромную трату нервной энергии, запасы которых в условиях оторванной от света колонии всегда на исходе&

Недостаток книг, и приборов, и материалов для лабараторных занятий само собой подразумевается.

Но пока что мы духом не падаем.

Для интересующихся предлагаю конспекты наших тем, проработанных в конце зимы.

Тема 1.

"Топливо" (1 день)

1. Беседа.

Для чего нужно топливо. Почему летом не топят. Как измеряется тепло. Температуры: нормальная, комнатная, средняя в июле, средняя в январе, таяния, кипения, плавления (см.: Цингер. Начальная физика, с. 238, 246).

2. Из опытных наблюдений уместны только простые измерения t. Хорошо измерить t воздуха утром, днем и вечером хотя бы в течение нескольких дней.

3. Чем люди отапливаются. Дрова. Расход дров в колонии: на одну печь дневной, годовой. Кубическая сажень. Наша "кубка", полусаженка. Сколько пудов в куб. сажени.

4. Покупка дров колонией. Цена полусаженки. Торги. Стоимость отопления.

5.

а) Сочинение "Как мы работаем в лесу".

б) Устный доклад о каменном угле (см.: Новая народная школа 2, с. 178).

в) Устный доклад "Как животные спсаются от холода" (см.: Новая народная школа, с. 189).

г) стихотворение "Мороз-воевода".

д) сочинение "Как у нас топят печи".

е) Загiрня. "Загадки N 1 и 10".

6. Зарисовки: термометр, везут дрова, работа в лесу и др. Запасы топлива в мире. Исчезновение лесов. Значение правильного лесного хозяйства. Угольные копи в Донбассе. Тема 2. "Лес зимой" (2 дня)

1. Что происходит с деревом к зиме (доклад воспитанника). Различие между хвойным и лиственным лесом.

Как определить лиственные породы зимой (см.: Полетаева, с. 150-151).

Для ответа на эту тему необходимо организовать экскурсию в лиственный лес главным образом для наблюдения, с последующей зарисовкой почек на деревьях.

2. Беседа о состоянии леса зимой.

а) Спит ли дерево или умерло?

б) Запасы пищи внутри растения.

в) крахмал. О картофельных клубнях. Хорошо произвести добывание крахмала и опыт с окрашиванием йодной настойкой.

г) Где растение собирает крахмал и для чего он нужен.

Пособия: Вагнер. Рассказы о том, как устроены и как живут растения, с. 18-20 и 56-58. Лучшее - Кайгородов. Дерево, с. 31-33. Богданов. Беседы о жизни растений, с. 57-63.

3. Жизнь в лесу зимой.

а) Какие птицы и звери.

б) Как прячутся от холода.

в) Чем кормятся.

г) Следы в лесу.

4. Работы в лесу.

5. Воспоминания: когда деревья сбрасывают листья. Когда распускают новые. Сколько дней в году дерево проводит без листьев.

При подсчете обратить внимание на число дней в месяцах. Сколько недель без листьев и с листьями. (Сколько в году недель). Сколько месяцев (в дробных выражениях).

Диаграммные изображения сравнительной длительности летнего и зимнего периода...

6. Сочинение на свободную тему в границах затронутых вопросов.

7. Зарисовки: лес зимой, сорока, работа в лесу.

8. Заучивание: "Лес" Кольцова (Вахтеров, с. 139), "Дiдок у лiсi" Глiбова, с. 63, "Бiлочка", с. 77, Снiгур та синичка", с. 93.

Загiрня. "Загадки N 18". Тема 3. "Заяц и лисица" (2 дня)

1. Доклад воспитанника о зайце (Пименова, С. 155).

2. Беседа.

а) Отличие внешнего вида зайца и лисицы.

б) Как устраивают жидище заяц, лисица.

в) Как ухаживают за молодыми.

г) Чем питаются, как едят, как добывают пищу, устройство зубов.

д) Грызуны и хищники. Чем отличается кролик от зайца.

е) Как спасаются и защищаются.

3. Доклад охотника.

а) Как устраивается охота.

б) Время охоты.

в) Использование шкурок и мяса.

г) Цена за шкурку зайца и лисицы.

Этот доклад делается или приглашенным охотником, или воспитанником по собственным впечатлениям, необходимо усиленными сведениями, предварительно добытыми у охотника.

4. Математические занятия.

Сколько приблизительно зайцев живет в нашем лесу (по наблюдениям). Сколько дает заяц детенышей в год. Сколько было бы зайев через пять (десять) лет, если бы не погибали. (Вывод: хорошо изобразить столбчатой диаграммой или в виде маленькой и большой группы зайцев).

5. Сколько зайцев нужно убить охотнику в течение сезона, чтобы существовать с семьей в течение года. Собрание данных о стоимости шкурок и убитых зайцев, а также о среднем годовом бюджете семьи (в миллионах), предварительное. Средний бюджет семьи можно установить по жалованью колонийских служащих.

6. Свободное сочинение на любую тему, о зайе и лисице, к примеру: "Как мы поймали лисят", "Как мы выпустили лисят", "Как лиса крадет кур", "Заяц на охоте", "Охота на лисицу" и т.д.

7. Заучивание басен.

Глiбов, с. 43,93,107,7,9.

Вахтеров Кн. 2, с. 63, "Ворона и лисица".

Покровский, с. 159, "Лисица и виноград", "Лев и лисица".

8. Рассказы и сказки (см.: Покровский, с. 123).

9. Зарисовки: заяц, лисица, охота, следы зайца и лисицы. Тема 4. "Стекло" (1 день).

1. Беседа на тему "Для чего нужно стекло" (окно, лампа, посуда, зеркало, очки, химическая посуда, фотография, ручки, градусник и пр.).

2. Свойства стекла: прозрачность, твердость, хрупкость. Понятие о мягкости и остутствии хрупкости, как противоположных свойствах (свинец).

Отсутствие и в стекле и в свинце упругости. Где больше упругости? Какое тело наиболее упруго, наиболее хрупко, наиболее твердо?

Различие сортов стекла:

а) по крепости;

б) по прочности.

Достоинства ламповых стекол.

Отчего стекло лопается.

Как люди жили и живут без стекла.

а) Шалаши.

б) Курные избы.

в) Слюда, лед, бумага.

г) Дикт#6.

д) Как раньше охранялись магазины и как теперь?

4. Изготовление стекла (доклад воспитанника). "Книга для взрослых" Алчевской, с. 379.

5. Рисование на темы (вопросы п. 1 и 3).

6. Сочинение на темы "Для чего нужно стекло", "Из чего состоит стекло", "Как стеклятся окна", "Как люди жили без стекла".

7. Математические задачи.

Сколько стоит застеклить вторые рамы 1 и 2 дортуара.

Для этого предварительно нужно поручить одному из воспитанников узнать, какими листами и по какой цене продается стекло. Решая задачу, нужно иметь в виду, что главной ее целью будет выяснение вопроса о квадратных метрах. При решении задачи придется измерить шибку#7 окна и учитывать ненужные отрезки. Стоимость работы и замазки во внимание не принимается.

ИЗ ОТЧЕТНОЙ ВЕДОМОСТИ О СОСТОЯНИИ ПОЛТАВСКОЙ ТРУДОВОЙ КОЛОНИИ ИМ. М.ГОРЬКОГО ЗА АПРЕЛЬ 1923 Г.

...Школьных занятий не было вследствие интенсивных работ в поле и на огороде.

Напряженная работа по хозяйству не оставляет энергии для игр на открытом воздухе. К тому же стремление к развлечению удовлетворяется рыбной ловлей, начавшимся купанием на реке и катанием на лодке. Комнатные игры, главным образом в шахматы, по-прежнему процветают. Вечеринки с танцами тоже еще не оставлены.

Самообслуживание обычное - полное.

Закончен посев яровых, кроме гречихи и проса. Приступили к работам на паровых полях - начата вспашка. Закончен посев на занятом поле (люпин). Закончена посадка картофеля, кормовых и баштана. Идет высадка ранней рассады. Проводится и заканчивается работа в парниках. Работы в саду почти закончены. Осталось вскапывание небольших участков. Закончены работы на клубничном поле. Произведена посадка молодых деревьев (клена, тополя и акации по дорожкам колонии, сделаны большие клумбы в обеих колониях). Приближается к концу весенняя работа с молодняком. Приплод овец, свиней, птицы. Произведены работы по организации кроличьего садка. В мастерских воспитанники не работали (не больше трех-четырех воспитанников в день).

Военная гимнастика по программе всеобуча.

Празднование 1 мая.

Два заседания педагогического совета.

Близкое окончание посевной компании позволяет проектировать небольшую работу образовательного типа. Предполагаем две-три темы:

1. В связи с проверкой посевной площади - работы по сьемке планов и вычислении площадей преимущественно с употреблением метрических мер.

2. О сельском хозяйстве как экономическом факторе и законах СССР по

землепользованию.

3. Сельское хозяйство Соединенных Штатов (тема поднята воспитанниками).

Мастерские переживают кризис в связи с чрезвычайно низкой оплатой труда мастеров - приходится разрешить мастерским производить частную работу, к тому же отсутствие материалов вообще вынуждает даже в области ремесленного обучения прибегать к частным заказчикам. Тов. зав. губсоцвосом....Не может быть и речи даже о сравнении работы воспитателя колонии и учителя любой школы или воспитателя детского дома. Независимо от числа недельных часов нагрузка работы определяется в колонии тесной общинной жизнью колонистов, когда и свободное время воспитателем отдается все равно детям.

Общие игры, прогулки, подготовка к празднику и спектаклям, вечеринки, заседания товарищеского суда, совещаний и комиссий и все виды бесед естественным образом привлекают к участию весь наличный состав воспитателей. Характер самой обстановки жизни колонии почти не оставляет возможности для личной жизни, потому что отсутствие каого бы то ни было другого общества приводит к тому, что ни о чем другом, кроме колонии, воспитателю и думать не приходится. Как бы это ни было полезно и интересно, но после двух лет такой напряженной работы духовной и физической энергии только на колонию заметны и остро чувствуются признаки огромной нравственной усталости, подчеркнутой и без того большой трудностью в преодолении характера наших воспитанников.

Нужно при этом обратить внимание и на то обстоятельство, что в колонии никогда не бывает каникул и праздников для воспитателя. Напротив, когда каникулы в городе - в коло нии самое страдное время, наполненное напряженной работой под солнцем и под дождем, а праздник для воспитателя колонии наиболее труден по работе педагогической.

В заключение должен указать на совершенно опустошительное для воспитательского бюджета - расходы на платье: у нас не чистая работа в классе, а в течение круглого года связанная с порчей костюма работа в лесу, поле, огороде.

Все эти обстоятельства даже при полной оплате труда делают службу в колонии, собственно говоря, всегда непривлекательной, и только для такого состава, создавшего колонию, материальная невыгодность и тяжесть работы искупаются нравственным удовлетворением. Тем более по отношению к ним невозможно допустить оплату труда более низкую, чем в нормальной школе.

Будучи серьезно обеспокоен сохранением нынешнего воспитательского состава колонии, уход которого будет совершенно незаменимой потерей, я обращаюсь в губсоцвос с просьбой изыскать способы для уплаты задолженности колонии в самое ближайшее время...

Зав. колонией А.Макаренко

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ПОЛАТВСКОЙ ТРУДОВОЙ КОЛОНИИ ИМ. ГОРЬКОГО

Колония существует два с половиной года, все время под руководством одного воспитательского коллектива: во всяком случае, 5 лиц этого коллектива присутствуют в нем с самого начала. Напряженная работа в течение двух с половиной лет к настоящему дню значительно утомила воспитателей, и в смысле организационном у меня нет сейчас более острой заботы, чем забота о ликвидации этой утомленности и связанных с нею вредных последствий.

Я в особенности считаю этот вопрос самым важным потому, что только к концу второго года вполне определились значительные воспитательные достижения работы колонии и только старый состав способен как следует учесть это обстоятельство и воспользоваться им для дальнейшей работы. К сожалению, ничтожная оплата труда воспитателей, не окупающая даже расходов на платье, изнашивающееся в условиях физического труда с воспитанниками зимой и летом, и возможность для воспитателей воспользоваться многими приглашениями для перемены службы усиливают опасность ухода воспитателей. Мои представления по этому вопросу в губоно ни разу не только не достигли оказания существенной помощи, но вообще даже не встретили никакого отношения, кроме обычной волокиты. Я точным образом предполагаю, что если в течение ближайшего месяца ничего не будет сделано в этом направлении, воспитательский коллектив колонии оставит работу и разбежится. Это будет вполне понятно: нельзя работников достаточно квалифицированных нагрузить наиболее тяжелой воспитательной работой, связанной с огромным напряжением, нервным и физическим, отрезавши их на два года с половиной от культурного общества и всех решительно благ, всякого общества вообще, кроме общества воспитанников, лишив на это время каникул и отдыха, в том числе и праздничного, и в то же время выплачивать им только 40% содержания по ставкам робоса#1. Выдерживать это положение можно только в силу преданности делу, но и эта преданность имеет свои границы, во всяком случае, мы не можем строить свои организационные планы только на том, что найдутся самоотверженные люди, которым можно будет и не платить.

За вычетом этого обстоятельства, мешающего правильной работе и, самое главное, нарушающего стройность и надежность перспектив на будущее, в воспитательном отношении к настоящему времени можно признать полный успех в выполнении прямой задачи колонии. Успех этот настолько явный, что я могу, не стесняясь, говорить о нем, не ожидая суждений со стороны.

Я при этом допускаю, что в колонии, особенно в связи с постоянным притоком новых воспитанников и регулярным уходом старых, всегда возможны отдельные печальные случаи. Эти печальные случаи я считаю вытекающими непосредственно из самой задачи колонии, так как нельзя же полагать, что самый факт помещения воспитанника в колонию может сразу привести его в нормальное нравственное состояние, на первых порах его пребывания обязательно должна проявиться инерция прошлого.

Впрочем, нужно сказать, что даже такая инерция становится все реже и реже проявляемой, настолько значительно определяюще влияние сложившейся трудовой общины.

Чисто воспитательные достижения к настоящему времени характеризуются в следующих отношениях:

1. Воспитанники и воспитатели в колонии к настоящему дню представляют тесную рабочую семью, проникнутую взаимным уважением и преданностью друг другу, почти без всяких исключений. Только десятка полтора недавно прибывших воспитанников держатся еще выжидательно, но через месяц-другой и они станут настоящими колонистами.

2. В области общинного труда воспитанники колонии являются убежденными хозяевами и прекрасными работниками, сознательно могущими переживать гордое сознание трудящегося и презирать дармоеда.

3. Все больше и больше хозяйство колонии и хранение материальных ценностей переходит в руки воспитанников. Во всяком случае, для воспитательского коллектива уже прошло время, когда нужно было всегда ощущать заботу о замках и запорах. Большинство ключей в настоящее время на руках у воспитанников.

4. В то же время удалось не обратить воспитанников в маленьких стариков. Они всегда веселы и активны, всегда способны шутить и смеяться. Это обстоятельство я считаю особенно важным, так как организация трудовой общины всегда в самой себе должна нести опасность нарушения прекрасного детского радостного фона.

5. Совместное воспитание в колонии девочек и мальчиков до сих пор не имело дурных последствий. Никаких более или менее заметных случаев обострения в области половых отношений не было. Напротив, нужно константировать несколько печальное пренебрежение мальчиков к девочкам, хотя и не ко всем. Этот вопрос составляет в настоящее время очередную задачу колонии.

6. Наиболее тяжелые формы нравственной запущенности колонии удалось обратить в постепенный и верный процесс образования нормального нравственного опыта.

В области хозяйства положение колонии гораздо хуже: основной причиной этого является то, что колонии не пришлось ни разу попасть на особенную заботу губоно, как некоторым другим учреждениям#2. Напротив, реально-трудовой характер колонии позволил в губоно чуть не с первых дней существования говорить о переходе на самоокупаемость и, во всяком случае, снабжать ее только в самых необходимых случаях. Между тем трудовой доход колонии, при качестве детского труда и при условии отсутствии инвентаря и вообще капитала, разумеется, не мог ничего нести, кроме постепенного образования первоначального капитала в виде необходимых предметов инвентаря. Лучшим для иллюстрации является тот факт, что со времени основания колонии ею не было получено ни одной кровати, ни одного предмета мебели или обстановки. В течение двух лет никак не мог убедить снабжение губоно, что колонистам нужно иметь по два рабочих и по одному праздничному костюму, только при этом условии возможно наиболее экономичное изнашивание платья в условиях постоянного труда. На это всегда один ответ: у нас все получают по два костюма и вы должны получать столько же. Указание на то, что каждый колонист имеет в месяц 25-26 рабочих дней (например, в кузнице), не оказывается ни для кого особенно убедительным.

Вследствие этого обстоятельства нарастание колонийского богатства идет очень медленно и внешняя обстановка жизни колониста остается примитивной. С одной стороны, это хорошо, так как почти все сделано руками колонистов, с другой стороны - все-таки постоянные лишения и плохой костюм не могут быть признаны естественными условиями для воспитания.

Главные нужды таковы:

1. Нет инструментов.

2. Нет материалов.

3. Нет соответствующих костюмов и обуви.

4. Нет ничего украшающего жизнь внешним образом.

5. Нет мебели.

В области образовательного процесса колония в прошлом году проводила опыт занятий по отдельным темаам, давшим во многих отношениях благоприятные результаты, но судить о его достижениях мы вообще считаем преждевременным и на будущую зиму приготовляемся к проведению его в более серьезных размерах. К сожалению, у нас нет книг и принадлежностей.

ОБЛАСТНОМУ ИНСПЕКТОРУ ДЕФДЕТУЧРЕЖДЕНИЙ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Педагогический совет Полтавской трудовой колонии для правонарушителей просит Вас ходатайствовать в Главсоцвосе об ассигновании колонии 70000 рублей на приобретение духового оркестра.

Педагогический совет при этом имеет в виду очень многие воспитательные достижения, связанные с наличностью оркестра в детском учреждении. Значительное повышение и более жизнерадостная окраска общего тона жизни колонии могут быть достигнуты при многих других средствах в очень значительной степени при помощи собственного оркестра. Значительному же числу воспитанников будет сообщено знание игры на духовых инструментах просто как средство заработка в будущем.

При недостаточности и тесноте мастерских колонии, которые не в состоянии обслужить 120 воспитанников, оркестр будет большим подспорьем.

Чисто воспитательные достижения в области музыкального развития точно так же не подлежат сомнению.

Педагогический совет при этом выражает желание, чтобы оркестр был подарком Наркомпроса ко дню трехлетия колонии 20 сентября.

Председатель педсовета А.Макаренко

ОБЛАСТНОМУ ИНСПЕКТОРУ УЧРЕЖДЕНИЙ ХАРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

По проекту штатов для Полтавской трудовой колонии, выработанному в Главсоцвосе, полагаются должности:

Заведующий 1

Помощник заведующего 1

Воспитатели 12

Помощники воспитателей 3

Запасные воспитатели 4

Учителя ремесел 6

Медработник 1

Завхоз 1

Техперсонал 9

Всего 38 лиц, оплата труда которых выражается в 239 тарифных единицах.

Организация Полтавской трудовой колонии, существующей уже более трех лет, эволюционируя в порядке опыта с лагаясь из постепенных опытных приближений к наиболее экономной и полезной системе, к настоящему дню настолько далеко разнится от организации по приведенной выше сетке должностей, что почти не представляется возможным удовлетворительно согласовать эти две формы без существенных изменений в той или другой. Кроме того, индивидуальные условия работы Полтавской колонии, а именно размещение ее в двух имениях, приводит к необходимости учета некоторых моментов, не предусмотренных в проекте штатов.

Основные пункты несогласованности, в общем, таковы:

1. Общее руководство работой колонии, в области хозяйственной, так и педагогической, сосредоточено в руках заведующего колонией, что вполне согласно с принципиальными положениями организации соцвоса. Это обстоятельство, с одной стороны, требует от заведующего значительного напряжения сил, с другой - делает излишней специальную должность помощника заведующего. В то же время учреждение такой должности означало бы усиление административных функций, освобожденных от педагогических форм работы. Независимо от этого, особенности устройства Полтавской колонии приводят к необходимости иметь в колонии трех заместителей заведующего, исполняющих обычную воспитательскую работу. Эти три заместителя следующие:

1) заместитель по 1 колонии, принимающий заведование во время отсутствия зав. колонией;

2) заместитель по 2 колонии, являющийся старшим из воспитателей этой колонии;

3) воспитатель, руководящий с-х работой колонии.

То обстоятельство, что означенные три лица при своих индивидуальных обязанностях остаются в то же время воспитателями, делает работу всего коллектива более цельной и единой.

2. По проекту штатов Главсоцвоса общее число воспитательского персонала, считая и заведующего, установлено в 21 лицо. Такое большое число воспитателей не вызывается необохдимостью. Обеспечить при такое числе хорошее качество воспитательского персонала совершенно невозможно, наконец, увлеличение числа воспитателей уменьшит приближение каждого из них к обществу воспитанников, создаст толпу воспитателей. Колония в настоящее время кроме завкола имеет всего 12 воспитателей, считая и запасных.

Экономию образующихся от уменьшения числа воспитателей, необходимо обратить на:

а) увеличение специального инструкторского персонала;

б) увеличение окладов инструкторского персонала;

в) увеличение числа технического пероснала, вызываемого размещением колонии в двух имениях;

г) добавку к жалованию пяти воспитателям, имеющим двухлетний стаж по колонии;

д) увеличение оклада делопроизводителю, ведущему учет по двум колониям;

е) оплату дополнительного труда воспитателей по секретарству в педсовете (обязанности по учету воспитанников, по учету педагогической работы, по отчетам воспитательному и образовательному), по руководству библиотекой и по руководству музеем (пособиями, театром);

ж) оплату труда старшего инструктора (вместо завхоза, обьединяющего хозяйственную работы по двум колониям).

В итоге колония просит утвердить следущее распределение 239 тарифных единиц: Заведующий - 1, ставок - 2 по 14-му разряду - 12,4 тар. ед. Ему же за руководство 0,5 ставки по педчастью 14-му разряду - 3,1 -""5 старших воспитателей по 1,75 ставки

по 13-му разряду - 48 -""7 младших воспитателей по 1,5 ставки

по 13-му разряду - 58,1 -""Ст. инструктор 1,5 ставки

по 11-му разряду - 6,9 -""8 инструкторов по 1,25 по 11 разряду - 5,2 -""Делопроизводитель 1,25 -""- по 11 разряду - 5,2 -""Медработник 1,5 -""- по 13 разряду - 8,3 -""5 лиц техперсонала по 1 ставке по 8 разряду - 15,5 -""8 лиц техперсонала по 1 ставке по 6 разряду - 20 -""1 лицо техперсонала по 1 ставке по 1 разряду -""3 заместителя завкола по 0,5 ставки по 14 разр.- 9,3 -""Дополнительное вознагражд. трем руководителям пед.учрежд.по 0,25 ставки по 13 раз.- 4,2 -""

Всего 239 тар. ед.

Согласно означенному распределению, представляются требовательные ведомости на ноябрь, декабрь и январь. К 1 января все должности по колонии заполнены, за исключением должности фельдшера. Колония не имеет отдельного фельдшера, а обязанности его выполняет один из воспитателей, которому поэтому испрашивается 0,5 ставки по 13-му разряду.

Зав. колоний А.Макаренко

ОТЧЕТНАЯ ВЕДОМОСТЬ О СОСТОЯНИИ ПОЛТАВСКОЙ КОЛОНИИ ИМ. М.ГОРЬКОГО ЗА 1923 Г.

...Б. Группа правонарушителей

1. Состав детей

Штатное количество мест - 120

Числилось к 1.1.1923 - 70

В течение 1923 г. выбыло - 42

Поступило вновь - 70

Состоит на 1.1.1924 - 98

Мальчиков - 89

Девочек - 9

По возрасту:

от 7 до 14 лет - 7

свыше 14 лет - 91

Семейное положение

Имеющие обоих родителей - 13

Полусироты - 27

Круглые сироты - 58

По поступкам, послужившим

основанием к помещению в учреждение

Воровство - 51

Бродяжничество - 39

Убийство - 2

Бандитизм#1 - 6

Характер...

Устойчивые - 86

Раздражительные - 4

Инертные - 6

Патологические - 2

2. Состав персонала

Всего - 35

Педагогический - 12

Медицинский - 1

Учебно-ремесленный - 7

Технический - 15

Пол и возраст педагогического персонала

Женщины - 6

Мужчины - 6

От 20 до 30 лет - 4

От 30-40 - 6

Свыше 40 - 2

Холостые - 9

Женатые - 9

Стаж

общий педагогический до 3 лет - 8

от 3 до 5 лет - 4

Ценз

общий педагогический - 9

средний - 12#2

Отчет о состоянии учреждения в 1923 г.

1. Личный состав воспитанников. Истекший год колония начала при составе 62 мальчиков и 8 девочек, распределенных между колониями так: в 1 колонии 51, во второй - 19. Предполагалось, что к лету будут капитальные ассигнования на ремонт 2 колонии, и поэтому проектировалось к осени увеличить число воспитанников 2 колонии до 70, считая для 1 колонии предельной нормой 50. Ожидания не оправдались: на ремонт были получены ничтожные суммы, и с большим трудом удалось довести число воспитанников 2 колонии до 30 к январю 1924 г. Но постоянное требование губкомиссии принять новых воспитанников принудило нарушить норму и довести численность воспитанников 1 колонии до 70 (68 к 1.1.1924 г.). Это создало к осени такую тесноту, что колония не имеет возможности дать каждому воспитанику кровать, ее негде ставить.

Всего в течени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: