Глава IV. Сознание

Понятие сознания и его основные характеристики. Проблема происхождения сознания. Мышление. Сознание и язык. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

Сознание относится к числу самых глубоких, фундаментальных характеристик человеческого бытия. Именно наличием сознания человек отличается от всех других живых существ. Человек может потерять многие свои качества и свойства, но он остается человеком, пока мыслит, осознает. Не случайно Рене Декарт утверждал: «Мыслю, следовательно существую». Сознание выступает как исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Проблема сознания является одной из самых сложных. В истории философии представления о том, что такое сознание претерпевали определенные изменения. В античности сознание рассматривалось как всеобщая связь между человеком и миром. При этом античные мыслители делали акцент лишь одну сторону сознания – его направленность на объект. Способность направлять свое внимание на внутренний мир, умение сосредоточиться внутри себя практически не рассматривалось. Последние способности и свойства сознания начинают интересовать средневековых религиозных мыслителей. Это было связано с возникшими потребностями человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. Человек осознает, что создан по образу и подобию Бога. Он осознает необратимость времени. В Новое время сознание начинает рассматриваться как условие и возможность познания внешнего мира. Декарт отождествляет сознание с мышлением, логические процедуры которого имеют дело только с характеристиками предметного мира.

Сознание – этоуникальная способность, присущая только человеку. Сознание – это отражение человеком внешнего мира и своего личного бытия в идеальных образах. Сознание имеет сложную структуру. Оно включает мышление, чувства (эмоции), волю, память и интуицию.

Мышление – это активный процесс отражения человеком объективного мира и своего личного бытия в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах и теориях. Мышление – это обобщенное отражение действительности. Способность мышления к обобщенному отражению выражается в способности человека образовывать понятия. Образование научных понятий связано с формированием соответствующих законов, научных гипотез и теорий. Фейербах писал: «Каково отношение мышления к знанию? Мышление – это предпосылка, знание – вывод; мышление – основание, знание – результат»[15].

Исследования показывают, что мышление присуще только человеку. Что же касается высокоорганизованных животных, то у них имеются зачатки ассоциативного, предметного мышления.

Чувства (эмоции) это переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Среди чувств выделяются специфические виды их – настроения, аффекты (ярость, страх, ужас и т. п.), страсти. Особую группу чувств составляют высшие чувства – нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Воля – это сознательная целенаправленность человека на выполнение тех или иных действий. Начальным звеном волевого действия является постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать, выбор наиболее целесообразных способов осуществления действия. Решающим для характеристики данного действия как волевого является исполнение решения.

Память – это способность человека сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Различают индивидуальную и социальную память. Индивидуальная память – это способность индивида сохранять и воспроизводить индивидуальный опыт. Социальная память представляет собой систему хранения, переработки и передачи социально значимой информации, необходимой для функционирования общества. Социальная память, представляющая собой коллективный опыт, фиксируется в языке и других знаковых системах, орудиях труда, социальных отношениях, духовной культуре, обычаях и традициях.

Интуиция – это способность как бы «внезапно» угадывать, открывать истину. Механизм интуиции еще мало изучен, но имеющиеся научные данные позволяют считать, что в его основе наряду с осознанием лежит способность индивида к неосознанному отражению взаимодействия с внешним миром. При определенных условиях ранее неосознанная часть взаимодействий становится ключом к решению творческой задачи. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой.

Следует отметить, что все элементы сознания взаимосвязаны. Сознание представляет собой их своеобразный «сплав». В этом «сплаве» ведущая роль принадлежит мышлению. Но и другие элементы сознания значимы и весомы. Подлинное богатство внутреннего мира человека определяется степенью развития как рационального, так и эмоционального – чувственного.

Сознание неразрывно связано с языком. Язык это форма существования и выражения процесса мышления. В древнеиндийских текстах содержится примечательный диалог, который ведут Мысль и Язык. «Мысль сказала: «Я лучше тебя. Ты же не говоришь того, до чего не дошла Я. Поскольку ты переймаешь меня, и слушаешься меня, Я лучше тебя!» Тогда язык сказал: «Я лучше тебя, То, что ты знаешь, делаю Я известным, делаю Я понятным» [16]. Древнеримский философ Сенека заметил, что «в душе есть нечто глубоко запрятанное; оно-то и освобождается, будучи произнесенным». По словам Гегеля, о содержании мыслей человека можно узнать лишь тогда, когда им придана «форма внешности», но такой внешности, которая несет на себе «печать высшей внутренности». «Язык есть непосредственная действительность мысли», – писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии». Они отмечали: «Язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание…»[17].

Сознание можно охарактеризовать с трех основных точек зрения.

Во-первых, сознание является высшей формой отражения действительности. Это идеальная форма отражения действительности. Идеальность сознания заключается в том, что образы сознания не обладают никакими физическими характеристиками (весом, размером и т. п.). Они суть субъективные образы объективного мира. С.Л. Рубенштейн отмечал: «Представляя собой свойство высокоорганизованной материи мозга, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане – как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним»[18].

Сознание связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Сознанию присущи и такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль.

В сознании действительность отражается с ее глубинной, сущностной стороны. Сознание служит мощным средством его целенаправленного изменения в целях удовлетворения своих жизненных потребностей.

Во-вторых, сознание является свойством высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Именно человеческий мозг, как свидетельствуют многочисленные исследования ученых, является органом сознания. Отдельные психические процессы и умственные операции современная наука соотносит с деятельностью специальных зон коры больших полушарий мозга. Установлено, что мозг человека асимметричен. Левое полушарие оперирует словами, символами, понятиями; ему принадлежит ведущая роль в логическом абстрактном мышлении. Правое полушарие имеет дело преимущественно с обобщенными образами. Оно – база конкретного мышления. Полушария обогащают и дополняют друг друга

Положение о том, что мозг является органом сознания, не означает, что мыслит, осознает мозг сам по себе. Мозг получает и перерабатывает информацию из внешнего мира. Получает он ее через разветвленную сеть нейронных каналов. Без этой информации в мозгу не может осуществляться никакое отражение в форме сознания.

В-третьих, сознание является продуктом общественного развития. Оно могло возникнуть только на уровне общества как специфической формы бытия материи.

Общественная природа сознания может быть проиллюстрирована на примере становления сознания каждого человека. Человек, как известно, не рождается сознательным существом. Он им становится через воспитание детей и общение с другими людьми. Знание структуры сознания и механизма его функционирования позволило моделировать определенные мыслительные процессы в кибернетических системах. Созданы кибернетические системы, которые способны не только с умопомрачительной скоростью производить математические расчеты, но и играть в шахматы, сочинять стихи и музыку. Ведутся работы в области «машинного зрения» («восприятие» рисунков, графиков, чертежей и т. п.).

В то же время следует подчеркнуть, что даже самая совершенная кибернетическая техника лишь имитирует логическое мышление. За ее пределами пока остаются такие компоненты сознания, как чувства, воля и интуиция. Многие ученые высказывают мысль, что эти компоненты вообще вряд ли могут быть смоделированы. Сложность заключается в том, что духовная жизнь человека значительно шире его сознательной жизни. Как показали исследования австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, сознание – это только вершина «айсберга» в море бессознательного.

Проблема возникновения сознания относится к числу наиболее спорных в истории философской мысли. Сложилось несколько вариантов ее решения, среди которых наиболее распространены религиозно- идеалистический и материалистический.

Религиозно-идеалистическое сознание является частицей божественного сознания, своеобразным «даром божьим». В Библии, например, сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие, 2,7), Комментируя это библейское изречение, христианский богослов Иоанн Дамаскин (VIII в.) писал: «Из видимого и невидимого естества Бог своими руками сотворил человека по образу Своему и подобию. Из Земли Он образовал тело, а душу, разумом озаренную, сообщил человеку своим дуновением».

Подобные идеи, выраженные только в абстрактно-отвлеченной форме, развивали и многие философы-идеалисты. Так, Платон рассматривал душу, сознание человека частицей божественного, надмирового «мира идей». Душа, по Платону, бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Состоит она из трех иерархических упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и желания и, наконец, самая низшая часть – влечения, чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. После смерти душа покидает свою темницу – материальное тело – и возвышается в лоно божественного, надмирового «мира идей». Если человек вел праведный образ жизни, душа как бы сливается с божеством. Если же жизнь была неправедной, душа попадает в царство теней – Аид.

Следует подчеркнуть, что религиозно-идеалистические объяснения происхождения сознания носят чисто умозрительный характер и не могут быть подтверждены методами строгого научного анализа. В самом деле, как с помощью научных приемов можно обосновать тезис о божественном происхождении сознания, если руководствоваться, например, библейским постулатом «Бога не видел никто никогда» (Иоанн, 1,18).

В противоположность религии и идеализму материалистическая философия всегда рассматривала сознание как свойство материи, продукт ее развития. Демокрит, например, учил, что «душа – это огненное соединение постигаемых разумом частиц, имеющих шаровидную форму и огненную силу и являющихся также телом», «душа смертна, ибо погибает вместе с телом». Согласно Эпикуру, душа – это нечто бестелесное, а структура атомов – тончайшая материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. С разложением тела рассеивается и душа, поэтому страх перед смертью необоснован. Демокрит призывал: «Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь все и хорошее, и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений...». Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют». Французские материалисты XVIII века, Гольбах, Гельвеций и Ламетри учили, что сознание, мышление являются способностью определенного вида материи.

Центральное место в диалектико-материалистической концепции происхождения сознания занимает учение об отражении.

Отражение это способность материальных объектов воспроизводить в своих свойствах особенности других материальных объектов в процессе взаимодействия с последними. Отражение носит всеобщий характер. Всеобщность отражения определяется универсальностью материального взаимодействия. В неживой природе отражение осуществляется в форме механических, физических и химических изменений.

Важнейшим шагом в эволюции материи был переход от неживой к живой материи. По современным научным данным, это произошло около 3,8. млрд. лет назад. Возникновение живой материи привело к возникновению информационного отражения, для которого характерно использование следов, отпечатков воздействия одних материальных объектов на другие для активной ориентации в действительности.

К информационным формам отражения относятся раздражимость, ощущение, психика и сознание. Генетически исходной формой отражения, специфической для живой природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим избирательным реакциям в ответ на внешнее воздействие.

Развитие отражения в живой природе связано с возникновением живых организмов, обладающих нервной системой. Наличие нервной системы позволяет организму активно строить свое поведение и осуществлять его в окружающей среде, реализуя определенные установки, которые вытекают из его жизненных потребностей. Это послужило основой возникновения психического отражения. Сразу же заметим, что психическое отражение возможно только у развитых живых существ, обладающих достаточно СЛОЖНОЙнервной системой. Для психического отражения характерно формирование психических образов, представляющих собой субъективную реальность, т. е. идеальные, субъективные образы, копии внешних материальных предметов и явлений. Эта реальность проявляется как в оценке складывающихся ситуаций, так и в формировании программы будущего действия.

Дальнейшее развитие жизни на Земле привело к возникновению высшего своего проявления – человека, а, следовательно, и такой качественно новой формы отражения, как сознание.

Помимо сознания существует и самосознание. Самосознание – это специфическая характеристика человека, способного выделять себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру, оценивать свои возможности. Самосознание существует на разных уровнях и в разных формах.

Первая форма самосознания – это элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. На более высоком уровне самосознания человек осознает свою принадлежность к тому или иному человеческому сообществу, социальной группе, культуре. Высший уровень самосознания – это возникновение сознания «я» как особого образования, уникального и неповторимого. Это предполагает не только возможность совершать свободные действия, но и необходимость нести за них ответственность. На этом уровне самосознания человек способен контролировать свои действия и оценивать их.

Таким образом, самосознание – это еще и самооценка и самоконтроль. Сознание как самосознание – это такое состояние человека, в котором он, зная о содержании своего сознания, одновременно связывает его не только со своим Я, но и с некими предметами и событиями, находящимися вне его.

Сознание и бессознательное. Человек долгое время рассматривался как сознательное существо. Однако, существует еще и то, что не представлено в сознании. Бессознательным принято называть состояния и действия, психические явления, которые протекают вне контроля разума. Понятие бессознательного было введено в широкий оборот благодаря З. Фрейду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: