Особенности интеграционных процессов в Латинской Америке

Интеграционные объединения в Латинской Америке. 1)Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ). 2)Преобразованная в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). 3)Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). 4)Андский пакт (Андская группа). 5)Карибское сообщество. 6)МЕРКОСУР – общий рынок Южного Конуса и др. Всего 20 интеграционных объединений. Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), преобразованная в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). В 1960 г. – «договор Монтевидео» (Аргентина, Бразилия, Мексика, Парагвай, Перу, Ургвай, Чили) присоединились в 1961 г. Колумбия и Эквадор, в 1966 г. Боливия, в 1967 г. Венесуэла. Цель ‑ содействие индустриализации экономик и расширение рынка сбыта. Выделились страны-лидеры (Мексика, Бразилия, Аргентина). Выступили с идеей создания региональных преференций. В основу вошли товары, которые не являлись предметом взаимного товарооборота. Усиливаются противоречия. Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили – протекционистская политика, пытались снизить дифференциацию в производстве продукции в регионе и на основе этого наладить экспорт в третьи страны. В 1969 г. – «договор Картахены» о создании Андской группы подписали Чили, Перу, Куолумбия, Эквадор, Боливия. В 1980 г. создана ЛАИ. Допускает возможность заключения соглашений между 2-3 странами. ЦАОР – торгово-экономическое объединение стран Центральной Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор, Панама). Стремление сформировать таможенный союз, но достигли только зоны преференциальной торговли. В первые годы существования страны снижают таможенные пошлины, способствуя росту взаимной торговли. Но к 1980 г. все страны ЦАОР накопили существенную внешнюю задолженность как на двустороннем уровне, так и перед МВФ. Поэтому резко сокращается взаимный товарооборот. В 2000 г. введён общий таможенный тариф со ставками от 0 до 15%. Одновременно активизировалась деятельность ЦАОР в формировании зон свободной торговли с другими странами, в частности, США (КАФТА), с Доминиканской республикой. Страны начинают активно подписывать двусторонние соглашения (например, между Никарагуа и Мексикой). В 1960 г. «договор Манагуа» о ЛАИ – либерализация региональной торговли, единый тариф по отношению к третьим странам. 1976 г. – проект Договора о Центральноамериканском экономическом и социальном сообществе (ЦАЭСС). МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южного Конуса). Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, с 2006 г. – Венесуэла. Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор – ассоциированные члены с 1996 г. Не могут принимать полное участие в голосованиях (при принятии), но могут присоединяться к решениям. Крупнейшая интеграционная группировка в Латинской Америке и пятая по величине экономика в мире. Население, проживающее на территории стран-участниц МЕРКОСУР более 263 млн. человек. Совокупный ВВП по ППС превышает 2,78 трлн. долл. На МЕРКОСУР приходится 52% ПЗИ Латинской Америки, более 63% совокупного объёма товарооборота и 38% объёма внешней торговли южноамериканского континента. В 1991 г. заключён договор об образовании МЕРКОСУР. Подписан Асунсьонский договор. 1 этап – свободное передвижение товаров и услуг, отмена таможенных пошлин и ограничений. 2 этап – единая торговая политика по отношению к третьим странам. 3 этап – координация макроэкономической политики (в целях создания общего рынка). Парламент МЕРКОСУР – представительный орган, по 18 депутатов от каждого государства. Социально-экономический консультативный форум. Административный секретариат (располагается в Монтевидео, Уругвай). Стратегическая цель МЕРКОСУР – формирование общего рынка. 1)Хотя таможенный союз создан уже к 1995 г., но пока сохраняются нетарифные ограничения (специальный режим в торговле сахаром), антидемпинговые расследования. 2)С 2001 г. из-за кризиса в Аргентине и Бразилии вводились пошлины во взаимной торговле. Это расценено как стремление стран сохранить МЕРКОСУР в качестве зоны свободной торговли. Противоречия в интеграции стран МЕРКОСУР. 1)Противоречие между полной свободой рынка и необходимостью согласовывать макроэкономическую политику. Под давлением МВФ Бразилия была вынуждена произвести секвестирование бюджета, сократить программы по поддержке самых бедных слоёв населения. Увеличилась безработица. А внутри МЕРКОСУР сняты ограничения на передвижение рабочей силы. Увеличилась миграция. 2)Политика государственного субсидирования экспорта и защиты внутреннего производства не совпадает с интересами других членов МЕРКОСУР. 3)Кризис в Бразилии спровоцировал торможение интеграции в регионе. Пока это Таможенный союз.Противоречия группировки. МЕРКОСУР страдает от тех же проблем, которые характерны для практически всех интеграционных объединений развивающихся стран. 1)Разнородность стран-участниц: «новые индустриальные» Аргентина и Бразилия и менее развитые Уругвай и Парагвай (не могут преодолеть порог бедности). 2)Менее индустриализированные Парагвай и Уругвая рискуют оказаться в роли подчинённых. Поэтому для них сохраняются некоторые исключения из правил либерализации торговли. Современные проблемы группировки. 1)Относительно низкий уровень экономического развития стран (за исключением Бразилии, Аргентины, Мексики и Чили – страны, экономика которых достаточно быстро развивается). 2)Во взаимной торговле стран МЕРКОСУР преобладают товары, мало конкурентоспособные на мировом рынке – сдерживают развитие экономики. 3)Взаимная торговля не несёт особых выгод потребителям, предпочитающим импортные товары из более развитых стран. 4)По Асунсьонскому договору стратегическая цель МЕРКОСУР – формирование общего рынка как достижение принципа четырёх свобод – свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц. Но максимальные успехи достигнуты только в отношении свободного перемещения товаров, проведения общей инвестиционной политики в рамках национального режима. Практически ничего не сделано в плане либерализации взаимной торговли услугами (хотя Протокол об услугах подписан в 1997 г.) и свободного перемещения лиц. Перспективы развития в МЕРКОСУР и в Южной Америке – Южноамериканское сообщество наций (инициатор Бразилия). В 2004 г. президенты 12 стран (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор) подписали декларацию о Южноамериканском сообществе наций. Главная цель – достижение зоны свободной торговли в Южной Америке, включая МЕРКОСУР и Андское сообщество на основе ликвидации таможенных пошлин к 2014 – 2019 гг. (по модели ЕС). В 1995 г. в рамках МЕРКОСУР вводится общий таможенный тариф, который был положен в основу зоны свободной торговли. Общий таможенный тариф исходит из принципа «тарифной эскалации», имеет 11 ставок от 0 до 20%, которые применяются к 85% товарных позиций. 15% находятся в списке исключений, и в их отношении применяются национальные ставки пошлин.. Слабое место – большой объём нетарифных ограничений (сахар, машины, которые относятся в группе перерабатывающих отраслей, связанных с сахарной отраслью). В 1998 г. был принят принцип «взаимного признания» в отношении аграрной продукции. Это позволило в 2004 г. поставить задачу о ликвидации таможенных пошлин к 2014-2019 году почти до нуля (сохраняя по отдельным отраслям не более 2%). На пути к панамериканской интеграции. Мексика и Чили, в силу своего геополитического положения, стремятся к тому, чтобы занять место связующего звена между НАФТА и МЕРКОСУР. Присоединение в качестве ассоциированного члена Чили открывает путь в Тихоокеанский регион, т.к. Чили – член АТЭС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: