Конкурентные преимущества ТНК

Виды конкурентных преимуществ. 1)более низкие издержки; 2)дифференциация товара. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно равной) цене, что и конкуренты, фирма получает большую прибыль. Дифференциация – это способность создать уникальные и большей стоимостью новые качества товара, его особые потребительские свойства и послепродажное обслуживание. При дифференциации продукта фирма получает на каждую единицу продукции большую прибыль, чем конкуренты. ТНК успешно конкурируют на локальных и международных рынках на базе конкурентных преимуществ, специфичных для данной фирмы. В настоящее время главным способом получения конкурентных преимуществ является обладание собственной технологией. Другие способы: гудвилл, экономия на масштабах производства, экономия на диапазоне деятельности, экономия на масштабе закупок, покровительство государства, менеджмент персонала, конкурентные преимущества, связанные с мультинационализацией.

Транснационализация в современной глобальной экономике проявляется в новых стратегиях ТНК. В целях оптимизации производства стала возможна разбивка «стоимостной цепочки» на отдельные стадии производства продукта – сборка, закупка, финансы, НИР и т.д. и размещение их там, где они смогут быть произведены более эффективно для обеспечения единого продукта ТНК.

Концепция «стоимостной цепочки» была разработана профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером и оказала большое влияние на формирование в дальнейшем конкурентных стратегий ТНК. Для анализа источников конкурентного преимущества фирмы необходим систематизированный анализ всех видов деятельности, осуществляемых фирмой, и их взаимодействия между собой. Базисным инструментом такого анализа у Портера является «стоимостная цепочка», с помощью которой он дезагрегирует деятельность фирм на стратегически важные элементы с целью понять происхождение издержек и найти существующие и потенциальные источники дифференциации. Фирма получает конкурентное преимущество, если она осуществляет эти стратегические виды деятельности дешевле или лучше, чем конкуренты. «Стоимостная цепочка» – это система взаимосвязанных видов деятельности.

Эволюция конкурентных стратегий ТНК. 1)Единичная фирма. 2)Простая интеграция. 3)Комплексная интеграция. В прошлом функции между материнской компанией и филиалами были строго разграничены. Иностранные филиалы, как правило, проводили так называемые stand alone стратегии, когда филиал практически дублировал всю стоимостную цепочку материнской компании (кроме технологии и финансов). Сочетание экономии на масштабах с организацией сети поставщиков с низкими издержками по всему миру привело к применению стратегии «простой интеграции», когда филиалы осуществляют ограниченный диапазон видов деятельности для поставки материнской компании специфических компонентов, где они обладают конкурентным преимуществом в производстве. Такая стратегия породила новые формы трансграничных связей (например, субпоставка), больший обмен информацией, технологией между материнской компанией и её филиалами. Под влиянием либерализации международной торговли и ужесточения конкуренции ТНК начали реорганизацию способов управления своими активами. ТНК превращают свои географически разбросанные филиалы и фрагментированные системы производства в сети производства и сбыта, интегрированные глобально или регионально. Значительно расширяется объем корпорационных функций, осуществляемых через границы – ТНК вносят новые особенности в процесс международной экономической интеграции.

Глобализация конкуренции вынуждает: дифференциация, тесное обслуживание, непрерывная инновация, кооперационные соглашения и стратегические альянсы, улучшение информационной базы, разбивка «стоимостной цепочки», отход от жёсткой иерархической структуры. Результат оптимизации производства в ТНК. Разница между материнской компанией и филиалами утрачивает значение по мере того как отдельные звенья ТНК принимают на себя функции, определённые им разделением труда внутри корпорации. Сетевой принцип в деятельности ТНК. В результате использования расчленения «стоимостной цепочки» ТНК превращаются в некую сеть предприятий, которые взаимодействуют с другими сетями посредством субпоставок, финансовых потоков, лицензионных соглашений, консорциумов и стратегических альянсов. Стратегические альянсы. Объединяют большие и конкурирующие между собой в различных областях фирмы для решения конечной задачи. В результате число кооперационных соглашений между материнскими компаниями и иностранными зарубежными филиалами больше, чем число их собственных филиалов за рубежом. Например, в автомобилестроении, производстве электроники, средств связи и т.п. Цель создания стратегических альянсов: 1)обеспечить себе выход на новый рынок; 2)доступ к новой технологии; 3)распределение финансовых расходов; 4)управление валютными, финансовыми и производственными рисками. Комплексная интеграционная стратегия. Новый и наилучший вид корпоративной стратегии, в рамках которой все индивидуальные единицы подчинены единой стратегии в ТНК. Интеграционные стратегии могут быть – вертикально интегрированные корпорации (ВИНК) и горизонтально интегрированные корпорации. Критерием выбора является максимальная прибыль ТНК.

В результате комплексной интеграции отдельные виды экономической деятельности, бывшие ранее предметом только национального регулирования, подпадают теперь и под общее управление ТНК. Изменяется природа мировой экономики: национальные экономики, по-прежнему находящиеся в подчинении национальных правительств, теперь уже связаны не только посредством рынков, но и в растущей мере интегрируются на уровне производства, а это производство находится под управлением ТНК. Наибольшее влияние оказывается на вывоз капитала в форме ПЗИ – на протяжении последнего десятилетия 20 в. он рос опережающими темпами по сравнению с другими формами МЭО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: