Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.)

Двухступенчатый тариф.

Определенный компромисс между обеими методиками установления максимальных цен –двухступенчатый тариф.

Он применим не для всех типов естественных монополий, а только для фирм с снижающейся кривой издержек. Речь идет о типичных инфраструктурных отраслях с большими постоянными издержками и низкими предельными издержками (бизнес телефонных компаний, вынужденных затрачивать огромные деньги на подводку коммуникаций к каждому абоненту и на строительство телефонных станций (постоянные издержки). Зато обработка каждого дополнительного звонка (предельные издержки) почти ничего не стоит).

Общий вид кривых средних общих и предельных издержек такой фирмы – на рис.9.8. Кривая ATC падает, поскольку подавляющую часть общих издержек составляют постоянные издержки, они по мере роста производства снижаются в расчете на единицу продукции. Главными особенностями кривой MC являются ее расположение на очень низком уровне и отсутствие быстрого роста. Если деятельность монополии не регулируется, то в соответствии с правилом MC = MR монополист установит сильно заниженный объем производства QM и завышенную цену PM.

Используя первый метод регулирования (ориентация на предельные издержки), государство устанавливает потолок цены на уровне точки B, на пересечении кривых MC и D. Ситуация формирования новой кривой предельного дохода, равной регулируемому уровню цен (MR1 = Preg). В соответствии с MC = MR монополист произведет Qreg единиц продукции. И столкнется с проблемой убытков. Поскольку средние издержки выше цены (PA > Preg), то графически убыток будет равен прямоугольнику PAABPreg.

Тут возникает идея двухступенчатого тарифа. Первой его ступенью может служить «входной билет» за право пользования телефоном - фиксированная абонентская плата, которую каждый клиент платит вне зависимости от числа и длительности разговоров. ЕЕ величина определяется путем равномерного распределения убытка (прямоугольника PAABPreg) между всеми пользователями. Вторая же ступень тарифа предполагает в дальнейшем сбор платы за каждый звонок в соответствии с установленной государством ценой Preg.

Последствия введения государством данной системы ценообразования:

  1. Обеспечивает безубыточность. Из общей суммы издержек (PAAQreg0) часть покрывается за счет абонентской платы (PAABPreg), а другая часть – за счет звонков (PregBQreg0).
  2. Гарантируется отсутствие дефицита. Руководствуясь правилом MC = MR, монополист сам стремится произвести Qreg продукции.

Достоинства ориентации регулируемой цены на оба параметра (на предельные и средние издержки) удается совместить, избежав при этом недостатков каждого из подходов. После введения абонентской платы кривая спроса опустится по сравнению с изображенной на графике. Ведь не все клиенты, согласные оплачивать звонки по соответствующим ценам, сохранят свой спрос на прежнем уровне, если дополнительно к «позвоночной» плате добавится еще и абонентская.

Дальнейшие усложнения из-за проблем социальной справедливости. Единая абонентская плата одинакова и для богатых (они интенсивнее используют телефон) и для бедных. Поиски решения: путем установления разных ставок абонентской платы для разных категорий клиентов либо путем введения разных ставок «по-звоночной» платы в зависимости пользования телефоном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: