Институциональное регулирование естественных монополий

Последние 20 – 30 лет во многих развитых странах активно ведется поиск путей воздействия на монополистов, исключающих прямое регулирование цен. Центральная идея этого направления состоит в создании такой институциональной среды, при которой монополисту будет выгодно самоограничивать негативные проявления монополизма. Пример: государственная железная дорога, связывающая два города. ЕЕ монопольное положение является неизбежностью, поскольку грузопоток не настолько велик, чтобы можно было параллельно первым проложить дублирующие пути. Управляется дорога неэффективно. Цены билетов велики и постоянно растут, подвижной состав находится в плохом состоянии, сервис практически отсутствует. Снизить цены не удается, поскольку издержки крайне высоки. Если тарифная комиссия проявляет принципиальность и запрещает дальнейшее удорожание билетов, железная дорога немедленно начинает задерживать платежи за электроэнергию и зарплату работникам, возникают перебои с ремонтом вагонов и сокращается их выход на линию. Объяснение таких действий убедительное: поскольку цены не покрывают издержки, заплатить по всем своим обязательствам ж/д не может. Приходиться либо давать разрешение на повышение цен, либо покрывать убытки дороги за счет государства.

Одним из возможных выходов может быть открытый конкурс (тендер) на право управления дорогой в течение ближайших (предположим) пяти лет. К конкурсу приглашаются все желающие. Выбор будет сделан в пользу того участника, который предложит самую низкую цену билетов.

Толковый предприниматель найдет десятки способов экономии на издержках и наращивания доходов (платный дополнительный сервис в поездах). Он примет на себя обязательство не повышать цены в течение всего срока договора на управление дорогой (франшизы). А может быть, страх, что франшиза достанется другому, заставит его предложить еще более льготные условия. Если ликвидировать излишние издержки, дело и после всех уступок государству обещает быть очень прибыльным. Через пять лет тендер должен быть повторен. Описанная процедура искусственно воспроизводит для случая классической монополии те условия, которые естественно складываются при монополии краткосрочной. Чтобы в дальнейшем (ex post) пользоваться преимуществами монопольного положения, фирма предварительно () должна предложить некий продукт, который окажется весьма привлекателен для потребителя. Чтобы стать монополистом, нужно на открытом конкурентном тендере предложить самую низкую стоимость перевозки пассажиров.

В реальности все не так гладко. Во-первых, снизить издержки можно и за счет хищнического отношения к имуществу. (Самые низкие цены на тендере может предложить жулик, решивший ни копейки не вкладывать в ремонт путей и подвижного состава. Сэкономив на амортизации, он собирается через пять лет оставить дорогу преемнику разваливающейся, поскольку из нее уже выжато все, что можно). Чтобы их можно было отсеять, условия тендера и заключаемого с его победителем контракта должны содержать кроме цены билетов дополнительные условия (зафиксирована сумма инвестиций в подвижной состав и обновление пути, которые обязан произвести победитель).

Еще большие проблемы вызывают повторные тендеры, проводимые год спустя после первого. Трудность в том, что первый победитель за время управления дорогой может повести дело так, что предопределит неизбежность своей победы и в дальнейших тендерах (система сервиса может быть выстроена им таким образом, чтобы передать ее другому оператору было невозможно, т.е. существует проблема специфических активов). Процесс предоставления франшизы может стать безальтернативным. Это подрывает саму идею обуздания монополиста через тендеры. Недопущение подобного развития событий также достигается с помощью включения особых пунктов в контракт на франшизу. Несмотря на существенные трудности в практической реализации, институциональный путь контроля естественных монополий считается ныне наиболее перспективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: