Перечислите и охарактеризуйте основные черты рынка монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция ¾ одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина. На рис. 8.1 схематически представлены его основные черты.
Рис. 8.1. Черты монополистической конкуренции.
На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка ¾ всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело. Неоднородность продукции, типичная для монополистической конкуренции, резко увеличивает степень информационной неопределенности (несовершенство информации). Даже абсолютно достоверные рыночные показатели (цены, объемы продаж) становятся менее информативными, поскольку товары качественно разнородны.

На рынках данного типа, конкуренция все же не является совершенной. Почему? Причина кроется в той самой заметной черте рынка монополистической конкуренции, с которой мы и начали его описание, ¾ в разнообразии, дифференциации продукта.
Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает известной властью на рынке.

Сегментация рынка
В самом деле, каждая фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части, их называют сегментами рынка. И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.
Факторы дифференциации продуктов
Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе и рекламе. Рассмотрим каждый из этих факторов дифференциации продуктов подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: