Банковские технологии в деятельности ВТБ-24(ЗАО)

В настоящее время на рынке банковских информационных систем в РФ используются следующие автоматизированные банковские системы:

· «Банкир» CSBI;

· АБС совместного производства «Афина» и «Diasoft»;

· Diasoft 4´4 производства фирмы «Diasoft»;

· БИСквит;

· Diasoft NT;

· IBSO производства фирмы ЦФТ;

· RS Bank производства фирмы R-Style.

Каждая система имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

В Воронежском Филиале используется система «БИСквит» - интегрированная банковская система, обеспечивающая высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг. Поговорим о ней поподробнее.

Основные преимущества данной системы сводятся к следующему:

  • поддержка сложных, нестандартных технологий и индивидуальных требований банка;
  • ведение операций в реальном масштабе времени;
  • организация работы удалённых отделений в режиме on-line;
  • оперативное обеспечение интенсивного развития бизнеса при введении новых банковских продуктов;
  • устойчивая работа при резком увеличении количества клиентов и операций;
  • надёжная и эффективная обработка большого объёма документооборота;
  • оперативность и качество отчётной и аналитической информации;
  • своевременная адаптация при изменении требований законодательства, инструкций банка России, других государственных органов, внешнего и внутреннего аудита;
  • организация эффективного и надёжного контроля доступа к финансовой и нефинансовой информации;
  • оптимизация управления деятельностью подразделений за счёт интегрированности, оперативности и информативности используемых систем;
  • максимально полная реализация принципа защиты инвестиций в аппаратные средства;
  • успешный опыт эксплуатации в кредитных организациях любой организационной структуры.

Хранение и обработку информации об основных бизнес-процессах, а также своевременную настройку и перенастройку процессов их автоматизированной обработки в ИБС БИСквит обеспечивает совокупность следующих системных служб: финансовых инструментов, метасхемы, клиентов, договоров, документов, учетной информации, стандартных транзакций, начислений, сообщений, расписаний, справочников, классификаторов, пользователей, OLAP.

Служба метасхемы дает возможность определять иерархически устроенные классы объектов и стандартные методы их обработки в терминах бизнес-объектов.

Служба клиентов позволяет хранить информацию о субъектах трех основных типов (юридическое лицо, физическое лицо, банк) и, помимо уникального внутреннего кода клиента в системе, иметь произвольное число типов идентификатора субъекта, например, индивидуальный номер налогоплательщика, различные виды удостоверений личности (для физических лиц), различные виды идентификаторов для банков (БИК – банковский индивидуальный код, код в системе SWIFT и т.д.).

Служба договоров обеспечивает хранение информации о совокупности распределенных во времени операций, обеспечивающих привлечение и размещение денежных средств, их трансформацию (например, операции покупки или продажи валюты), расчетно-кассовое обслуживание, услуги по хранению материальных ценностей и их инкассации, услуги обеспечивающего и нефинансового характера. Служба позволяет вести перечень субъектов и счетов, связанных с выполнением операций по договору, отслеживать состояние ресурсов по договору и их изменение в течение периода его действия, определять условия реализации договора и хранить историю их изменения.

Служба документов позволяет реализовать технологический процесс обработки документов в системе и задать маршруты обработки документов. При настройке документооборота определяются типы обрабатываемых документов, множества допустимых состояний и маршруты допустимых переходов для каждого их типа, связи между документами, правила обработки групп связанных документов. Документы могут быть как финансовыми (расчетно-кассовые: платежное поручение, мемориальный ордер и т.д.), так и нефинансовыми (запросы, заявки, распоряжения и т.п.).

Служба классификаторов решает задачи группировки и классификации информации. Основным назначением классификаторов является хранение признаков, позволяющих группировать объекты БД и определять логику их обработки. Объектами могут быть лицевые счета, клиенты, элементы различных справочников, таблицы БД, сами классификаторы и т. д. Каждый такой объект может быть включен в любое количество групп.

Служба учетной информации отвечает за автоматизацию информационной системы бухгалтерского учета. Служба ведет аналитические и синтетические регистры учета, обеспечивает классификацию счетов и ведение плана счетов, горизонтальные информационные связи между счетами, осуществляемые с помощью проводок, ведение множества областей учета, открытие, ведение и закрытие учетных периодов (например, открытие и закрытие операционного дня, проведение заключительных оборотов при закрытии финансового года).

В АБС БИСквит реализовано учетное ядро, которое позволяет осуществлять бухгалтерский учет операций в полном соответствии с требованиями Банка России (Положение 205-П). В системе имеется возможность работать со счетами, документами и проводками по всем 5 категориям учета.

Служба финансовых инструментов обеспечивает поддержку различных форм краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства в различных валютах, ценные бумаги, производные инструменты (форварды, фьючерсы, свопы, опционы и т.д.).

В процессе настройки бизнес-логики огромное значение уделяется настройке операций, которая выполняется с помощью службы стандартных транзакций путем определения множества шаблонов их выполнения и производится в соответствии с типом операции (индивидуальная или групповая), видом транзакции (определяется обрабатывающей выполнение операции процедурой) и атрибутами настройки – основными и дополнительными. Описание сценария выполнения операции определяется конкретным видом банковского продукта, а его интерпретация задает конкретный экземпляр продукта.

Служба начислений определяет порядок и размер начисления и взимания платежей по процентам и комиссиям.

Служба расписаний обеспечивает вычисление времени выполнения события на основании заданной периодичности или временного ряда, хранение информации о ранее произошедших и плановых событиях, ведение журнала регистрации событий, ведение расписания плановых операций, инициирование выполнения операций в связи с наступлением срока плановой операции, указанного в расписании.

Служба сообщений обеспечивает интерфейс экспорта-импорта информации на основе внутрисистемных и поддерживаемых ИБС внешних стандартов обмена информацией.

Для хранения и расчета отчетных и аналитических данных с помощью службы OLAP применяется технология оперативной аналитической обработки данных на основе использования многомерной аналитической БД (OLAP-технология).

Следует отметить, что Внешторгбанк и его филиалы, в частности, филиал в г. Омске, располагают современными техническими возможностями:

· система SWIFT, включая автоматическую отправку сообщений в формате ISO-15022 – эта система является залогом предоставления оперативного, надёжного, эффективного, конфиденциального и защищённого от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией;

· система «Клиент – Банк» - предназначена для обмена электронными документами и связи между банком и его клиентами и обеспечивает клиенту возможность оперативного управления собственными счетами в банке, минимизируя время прохождения платёжных документов. Эта система базируется на общих для подобных систем принципах построения, в основе лежит механизм синхронизации баз данных. Система «Клиент – Банк» позволяет клиентам подготавливать и передавать в банк платёжные документы, получать выписки движений по счетам и многое другое;

· система Euclid – эта система позволяет управлять счетами Внешторгбанка и его филиалов в Euro clear Bank в режиме реального времени

· на рынке корпоративных клиентов в целях полного удовлетворения потребностей клиентов в 2004 году Банком и его Филиалами были предложены новые услуги, в частности, краткосрочное кредитование с использованием системы «Рейтер – дилинг»;

· в настоящее время производится кассовое обслуживание физических лиц с использованием электронных кассиров (TCD – Teller Cash Dispenser).

Таким образом, Внешторгбанк и его филиалы подключены к современным высокоскоростным каналам связи, что позволяет поддерживать на высоком технологическом уровне все процессы ведения бизнеса и обслуживания клиентов.


3.1. Анализ автоматизированной системы «Бисквит»

3.1.1 Основные характеристики АБС «БИСКВИТ»

Созданная в 1991 г. фирма «Банковские информационные системы» («БИС») сразу приступила к разработке собственной банковской системы, используя опыт своих специалистов по применению СУБД Progress американской компании Progress Software Corp. Хотя эта компания и ее продукты (СУБД, инструментарий разработки и отладки приложений, средства взаимодействия с другими СУБД и администрирования) на рынке России не так известны, как продукты Oracle, за рубежом на них созданы и успешно функционируют различные корпоративные информационные системы, в том числе и АБС. Следует учесть и тот факт, что, по оценке системных интеграторов в Америке, компания неоднократно оказывалась в числе лидеров по уровню поддержки своих партнеров. Это дало основание фирме «БИС» стать одним из дистрибьюторов продуктов Progress и развивать АБС «Бисквит» на этой платформе.

Разработчики определяют ее как интегрированную масштабируемую банковскую систему, пригодную как для небольших, так и крупных коммерческих банков. В настоящее время имеется опыт эксплуатации системы «Бисквит» в банках с количеством проводок свыше 10 тыс. в день. Использованная в ее основе СУБД Progress придает системе полную независимость от платформы и возможность выбора оптимальной конфигурации аппаратных средств и операционной системы. Кроме того, активный словарь данных ядра СУБД позволяет автоматически осуществлять контроль за целостностью и непротиворечивостью данных единой для всех функциональных модулей «Бисквита» базы и восстанавливать ее целостность после сбоев. Из числа функциональных возможностей Progress, придающих дополнительные качества АБС, стоит отметить также полную обработку распределенных транзакций и полноценную работу в режиме удаленного доступа.

Ядро системы обеспечивает общие функции администрирования, управление доступом, ведение справочников и базовые функции банковского бухгалтерского учета, а также набор функциональных модулей — экранных и выходных форм, процедур расчета. Такая структура дает пользователям возможность оптимально настроить параметры АБС применительно к конкретным условиям работы банка — задать круг пользователей и определить права их доступа к данным, процедурам, счетам, устройствам вывода. В результате можно подготовить гибко настраиваемый набор рабочих мест для сотрудников банка и сформировать маршруты документопотоков в системе с учетом организационной структуры банка.

Сама система состоит из двух диалоговых окон. Первое – это так называемая «реплика», она служит базой данной, где можно информацию только просматривать. По функциональности она не представляет никаких сложностей. Здесь операционист находит нужного клиента и просматривает всю необходимую информацию: сведения о клиенте, его персональные данные, номера, виды счетов, вкладов, кредитов, сроки и т.д.

Основная же программа, это так называемый «боевой БИСКВИТ», в нем совершаются все основные операции, открываются и закрываются операционные дни.

Рабочий «БИСКВИТ» состоит в свою очередь из двух модулей: базовый и модуль розничных услуг. Такие основные операции, как открытие счетов, закрытие, выдача кредитов и др. проводятся в модуле розничных услуг. В базовом модуле осуществляются переводы, оформляются выписки, производится сбор информации об услугах, которыми пользуется клиент.

Каждому объекту системы — лицевому счету, клиенту, банковской проводке, финансовому инструменту — соответствует экранная форма, позволяющая конкретному сотруднику, если администратор наделил его такими правами, производить предусмотренные данной реализацией АБС операции. А за счет рекурсивной навигации связанных в базе данных объектов сотрудник может, не выходя из режима обработки документа (рис. 2), просмотреть реквизиты клиента, данные об открытых клиентом счетах и остатках на них, ранее выполненных по ним операциях, реквизиты банков-корреспондентов и пр. При этом любое изменение данных, связанное с выполнением операции, становится доступным всем пользователям системы сразу по завершении транзакции — внесении изменений во все взаимосвязанные части базы данных.

Независимо от того, в какой архитектуре — клиент--сервер или центр--терминал — реализована система, пользователь всегда будет видеть перед собой единые экранные формы и выполнять единый набор действий. Вместе с тем АБС «Бисквит» предусматривает разработку и собственных прикладных решений пользователей решения. Можно, в частности, вносить изменения в меню системы, справочники и классификаторы, поставляемые в составе системы «внешние», не затрагивающие работы ядра процедуры, а также разрабатывать индивидуальные процедуры, которые могут включаться в состав существующих технологий банка.

Специалисты «Автобанка», анализировавшие возможности «Бисквита», отметили тот факт, что к середине 1997 г. эта АБС была внедрена в 49 банках. Причем в одном из них, «Тверь УниверсалБанке», система была установлена, настроена и эксплуатировалась в 19 региональных филиалах, т. е. условия для инсталляции системы оказались близкими к тем, которые сложились в филиальной сети «Автобанка». Это стало еще одним из факторов, определившим выбор АБС фирмы «БИС».

В составе «Бисквита» кроме базового ядра реализованы такие модули (наборы функциональных процедур и форм), как «Финансовая отчетность и анализ», «Кредиты и депозиты», «Обмен электронными документами», «Расчет заработной платы», «Учет ценных бумаг», «Учет материальных ценностей» и «Сводная отчетность банка». Для филиальной сети «Автобанка» на момент внедрения АБС этого набора оказалось более чем достаточно. Но все большее развитие рыночных операций с ценными бумагами (дилинг) заставляет руководство банка искать пути внедрения современных технологий и в эту сферу деятельности, поскольку от скорости и четкости выполнения операций зависит приток новых клиентов и их удовлетворенность услугами банка.

Традиционно российские АБС сосредоточивались на выполнении всех операций, предусмотренных основной деятельностью любого банка и объединяемых в «операционные дни». В результате любой анализ деятельности сводился к анализу фактически проведенных операций и представлял по сути обработку отчетов. В условиях развития дилинга банкам нужны средства для анализа планируемых на будущее операций — позиционного учета. В «Бисквите» разработчиками создана подсистема «Анализ XL», обеспечивающая интерфейс модуля «Финансовая отчетность и анализ» к Microsoft Excel и возможность выполнения анализа средствами электронных таблиц с отображением результатов в графической форме.

Заметим, что для этого не потребовалось изменять структуру базы данных или разрабатывать какие-либо специальные функциональные модули и процедуры в рамках АБС — в единой базе данных выделена аналитическая часть, к которой пользователь получает доступ через интерфейс «Анализ XL» в пределах определенных для него администратором прав. И результаты анализа данных в соответствующем разрезе становятся для него доступными сразу после загрузки интерфейсной подсистемы, вызова соответствующих таблиц и запуска макрокоманд.

Предложенное «БИС» решение оказалось достаточно гибким, не снижающим функциональные возможности системы и не перегружающим серверы БД. Более того, поскольку в АБС «Бисквит» использована единая база данных, обеспечивающая полную интеграцию функциональных модулей, разработчики пошли дальше. Ими создается отдельный пакет, названный «Ассамблея», который позволит обеспечить многомерное представление и анализ финансовой информации также с отображением результатов анализа в графическом виде. Его появление должно привлечь к системе пристальное внимание других банков, которые стремятся переходить от систем фактического учета к системам, обеспечивающим возможности широкого анализа и прогнозирования своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: