Судебно-правовая реформа в РБ. Концепция о предмете, целях и основных направлениях реформы

Понятие о правоохранительных органах, суде, органах юстиции.

Правоохр. органы (ПО)-нет легал. опред-я, это органы должн. лиц, отвеч-щие след.критериям:

-правоохр. деят-ть должна занимать единое либо не значител.место в объеме их работы

-лица, состоящие на службе в этих органах д.иметь спец. подготовку (юр. профиля)

-осущ-ние на осн. действ. закон-ва

-могут быть и не гос. органы (адвокатура)

ПО-это спец. уполном. органы гос-ва, а также проф. объед-я и отдел. физ.лица, основной либо же единств. функ-й кот. явл-ся охрана закон-сти и правопоряд.,защита прав и свобод и интер. субъ. правоотн-й и обеспеч-е выпол-я ими соих обяз-тей.

ПО-это суд (3 вида), прокуратура (Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений), органы ВД,КГБ,органы предвор. след-я и дознания,минюст и его органы на местах, нотариат, адв-ра, юр.служба пред-я, субъ. Деят-ть по лицензии.

Органы юстиции-вся совок-ть ПО и судов гос-ва.

Органы уголовной юстиции-вся совок-ть ПО, задейств-ых при раскрытии,расслед-и угол.дел и рассмот-ю угол.дел в судах.

Правоохранительные органы - это особые органы 'государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности, предупреждения правонарушений и воспи тания граждан в духе уважения к закону.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию:

прокуратура прокурорский надзор,

органы дознания и следствия выявление и расследование преступлений,

органы юстиции организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции,

адвокатура оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам.

Конст-ный Суд - это один из государственных органов, осуществляющих специфическую контрольную функцию, направленную на обеспечение верховенства Конституции

В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства. Этим понятием охватывается их система, структура, формы и принципы организации, полномочия и задачи.

Судебно-правовая реформа в РБ. Концепция о предмете, целях и основных направлениях реформы.

Судебно-правовая реформа в РБ в области судебной власти и судебной организации.

По поручению Верх. Совета РБ была разработана концепция суд-прав. реформы-как система науч.обоснованных идей и положений о путях реформирования органов юстиции и право-й системы вцелом.

Осн. полож-я в концепции: 1идея создания аппеляционных судов, идея создания спец-ых судов в рамках общих и хоз-ых судов.

Суд. система РБ в соот-вии с полож-ями концепции суд-прав. реформы, принятой 23.04.1992 д.б. реформироваться на основании след. принципов:

1.на основании децентрализации суд.системы за счет функц-го разделения организ-ых форм суд. власти(т.е. создание спец-ых судов)

2.на основ. мах приближения суда к населению(т.е. предполагалось ввести долдность "мирового судьи")

3.на основ. обеспечения компет-ти и профес-зма в сул. деят-ти(это начало было выполнено)

4.рефор-ние на основании сочетания единолич. и коллегиального порядка рассмотрения дел в суде 1-й инстанции

5.предус-лось предоставить населению участие в осущ-нии правосудия в кач-ве присяжных заседателей

6.воост-е аппеляц. суда(действ-ет в общих и хоз-ных судар РБ)

7.образ-ние спец-ых судов и специализированных судебных коллегий (в РБ еще нет!)

5. 1-й и 2-й съезд судей РБ. Значение решений съездов для укрепления судебной системы и совершенствования деятельность судов.

Статья 151 Код О СУ. Съезд судей РБ - высший орган судейского сообщества, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд судей РБ осуществляет свои полномочия в составе судей Конст-ного Суда РБ, общих и хоз. судов, а также судей в отставке. Съезд судей РБ созывается, как правило, один раз в четыре года.

Решения съезда судей РБ, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми судьями и органами судейского сообщества.

Контроль за исполнением решений съезда судей РБ осуществляет Республиканский совет судей.

Съезд судей РБ, а также Республиканский совет судей вправе поручить исполнение решений съезда или отдельных его положений конкретным органам судейского сообщества или образовать для этого специальную комиссию.

Статья 153. Компетенция съезда судей РБ Съезд судей РБ:

рассматривает актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей; обсуждает вопросы судебной практики; проводит обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и иных вопросов их деятельности; избирает Республиканский совет судей и его председателя.

I съезд судей РБ сост. 5 дек. 97г. Выступил Лукашенко, утвердил Положение о Респуб. совете судей и избрал его состав, поручив подготовить проект Закона РБ "Об органах судейского самоуправления", принял Кодекс чести судьи, и Резолюцию первого съезда. В своей резолюции съезд поручил Респ. Совету судей совместно с Конст., Верх. и Высшим Хоз. Судами разработать предложения по соверш-нию судеб. системы, пересмотру соотв-х положений Концепции суд-прав. Реформы и Закона РБ о СУ, др. закон. Актов, касающихся судеб. деят-ти и приведению их в соот-вие с Конст. РБ. Он оказал активное влияние на процессы. Связанные с формир-ем судейского сообщества и его органов, повышение статуса судьи.

II съезд:21.02.02 г. Минск, Лукашенко, заслушан Отчет Республиканского совета судей о проделанной работе, принята Резолюция второго съезда судей РБ (отмечена огромная работа по совершенствованию суд. системы, кодификации права, увеличена численность судей, сокращены сроки рассм-я дел, +, усилия государственных органов и судейского сообщества Беларуси должны быть направлены на:

обеспечение верховенства Конституции РБ;

надлежащее выполнение судьями своего профессионального долга и соблюдение Кодекса чести судьи РБ;

реализацию принципов публичности и гласности правосудия, в том числе во взаимодействии судов со средствами массовой информации;

укрепление независимости судей при осуществлении правосудия;

усиление взаимодействия судов с органами законода тельной и исполнительной власти;

завершение работы по созданию законодательной базы, регулирующей деятельность судов и статус судей;

дальнейшее развитие гражданского процессуального, Хоз. процессуального и уголовно-процессуального законодательства, направленного на введение апелля ционного производства и совершенствование надзорного производства;

упрощение судебной процедуры рассмотрения хозяйственно-правовых споров и сокращение сроков рассмотрения отдельных категорий дел Хоз.и судами;

совершенствование гражданского законодательства, в том числе законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве);

укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работниками аппаратов судов;

обеспечение судов необходимыми финансовыми и материально-техническими средствами;

более полное разрешение вопросов, связанных с отставкой судей и выплатой им ежемесячного пожизненного содержания, своевременное обеспечение их жилыми помещениями.) и решение "Об избрании Республиканского совета судей" 26 членов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: