Формирование судейского корпуса – проблема, решение которой тесно связано с обеспечением независимости судей и подчинения их только закону. Способы формирования судейского корпуса: 1) избрание судей; 2) назначение судей; 3) комбинированный способ.
Комбинированный или смешанный способ формирования судейского корпуса, закрепленный статьями 84, 11 и 116 Конституции Республики Беларусь, представляется предпочтительным. В данном случае предусматривается обычный для мировой практики принцип участия в процессе формирования высшего судейского корпуса различных органов государственной власти, а комплектование нижестоящих судов входит в компетенцию Президента. Именно такой путь обеспечивает независимость судей от влияния из вне при рассмотрении конкретных дел, исключает подчинение той или иной подсистемы судов какой-либо одной из ветвей власти.
Судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.
Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстициии Председателя Высшего Хозяйственного Суда РБ.
Судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда назначаются Президентом с согласия Совета Республики по представлению соответственно Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда.
Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.