А 4. Предложения с деепричастным оборотом

Образец задания:

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Получив признание широких читательских масс,

1) книгу решено было переиздать. 2) книга была одобрена и авторитетным жюри.

3) дальнейшая судьба книги была решена. 4) книгу выдвинули на получение престижной премии

Правило:

- Основное действие, выраженное глаголом (сказуемым) и добавочное действие, выраженное деепричастием, должны относиться к ОДНОМУ подлежащему (действующему лицу): КНИГА получила признание и была одобрена.

- Иногда подлежащее отсутствует, но его можно восстановить.

Идя по мокрой тропинке,

1) дождь еще не прекращался. 2)становится скользко и опасно.

3) мне удалось быстро выбраться из леса. 4) (вы) будьте внимательны.

- Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве:

Нарушая правила дорожного движения, можно попасть в аварию. (речь идет об одном и том же человеке)

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

ü если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

ü если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

ü если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Разбор задания. А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы. 2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна. 4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: н е рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая. В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня началипокидатьсилы. 2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна. 4) учебникпомогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: