Образец задания:
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Получив признание широких читательских масс,
1) книгу решено было переиздать. 2) книга была одобрена и авторитетным жюри.
3) дальнейшая судьба книги была решена. 4) книгу выдвинули на получение престижной премии
Правило:
- Основное действие, выраженное глаголом (сказуемым) и добавочное действие, выраженное деепричастием, должны относиться к ОДНОМУ подлежащему (действующему лицу): КНИГА получила признание и была одобрена.
- Иногда подлежащее отсутствует, но его можно восстановить.
Идя по мокрой тропинке,
1) дождь еще не прекращался. 2)становится скользко и опасно.
3) мне удалось быстро выбраться из леса. 4) (вы) будьте внимательны.
- Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве:
Нарушая правила дорожного движения, можно попасть в аварию. (речь идет об одном и том же человеке)
Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:
ü если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):
|
|
Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)
ü если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.
Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)
ü если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:
Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)
Разбор задания. А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Не рассчитывая на помощь,
1) меня начали покидать силы. 2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна. 4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.
Находим деепричастие: н е рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая. В каждом варианте найдем грамматическую основу:
1) меня началипокидатьсилы. 2) ученики самостоятельно справились с заданием.
3) самостоятельность очень важна. 4) учебникпомогает лучше справиться с трудным материалом.
Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.
Правильный ответ – вариант №2.