Понятие и основные этапы развития нотариата РБ. Задачи, компетенция и организация нотариата

Дореволюционный нотариат (Положение от 14 апреля 1866 г) был ликвидирован. Нотариальные действия в первые годы Советской власти выполняли местные органы государственного управления и созданные при них нотариальные отделы и подотделы, а также народные судьи.

15 октября 1921 года Наркомат юстиции БССР предложил организовать при уездных бюро юстиции нотариальные отделы. Нотариальный отдел создавался также в Минске при Наркомюсте БССР.

В январе 1922 г. в республике после ликвидации уездных бюро юстиции учреждаются должности уездных народных нотариусов. Общее руководство уездными народными нотариусами осуществлялось нотариальным подотделом Наркомата юстиции БССР. 6 марта 1925 г. постановлением Президиума ЦИК БССР было утверждено первое Положение о государственном нотариате БССР.

Единообразная структура нотариальных органов была установлена Основами судоустройства СССР и союзных республик 1924 г.

Постановление ЦИК и СНК СССР было принято14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата».

На основе указанного постановления ЦИК и СНК БССР утвердили новое Положение о государственном нотариате БССР, введенное в действие с января 1927 г.

Ликвидация Минюста БССР в 1960 г. привела к передаче руководства нотариатом областным судам и Верховному Суду БССР. В соответствии со ст. 11 Положения о государственном нотариате БССР от 12 января 1967 г.) сеть и штаты государственных нотариальных контор утверждались Верховным Судом БССР. Председатель этого суда назначал и освобождал от должности старших нотариусов. Нотариусы назначались председателями областных судов. В 70-м году указанные прерогативы были вновь отнесены к компетенции Министерства юстиции БССР и его отделов на местах.

Повышение роли нотариата нашло отражение в общесоюзном Законе о государственном нотариате от 19 июля 1973 г. и принятом на основе его 30 апреля 1974 г. Законе о государственном нотариате БССР.

В г. Минске и в областных центрах и ряде крупных городов в 1993 г. была допущена частная нотариальная практика в соответствии с Постановлением Верховного Совета от 26 ноября 1992 г. «Об организации в РБ частной нотариальной практики».

Декретом Президента РБ № 12 от 3 мая 1997 г. «О некоторых мерах по совершенствованию адвокатской и нотариальной деятельности в РБ» с мая 1997 г. была приостановлена выдача лицензий на право осуществления частной нотариальной деятельности. Декретом был также установлен срок действия таких лицензий – пять лет, в том числе и на ранее выданные.

КС РБ решением от 23 января 1998 г. обязал частных нотариусов добровольно или в судебном порядке возвратить государству неправомерно полученные средства, т.е. государственную пошлину, полученную ими за оказание нотариальных услуг с 1995 г. по 1997 г.

2 февраля 2000 г. Указом Президента РБ № 38 было утверждено Положение о нотариате и нотариальной деятельности в Р. Закона РБ «О нотариате и нотариальной деятельности» был принят 18 июля 2004 г.

Нотариальная деятельность - совершение от имени РБ нотариусами, уполномоченными должностными лицами, должностными лицами дипломатических представительств и консульских учреждений нотариальных действий.

Нотариат - система органов, которая включает государственных и частных нотариусов уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических агентов дипломатических представительств и консульских должностных лиц консульских учреждений, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий от имени РБ.

Основной задачей нотариата является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путем совершения нотариальных действий.

Компетенция:

– удостоверение сделок (договоров, завещаний, доверенностей и др.);

– принятие мере по охране наследства и управлению им;

– выдача свидетельств о праве на наследство и о праве собственности на долю имущества в период брака;

– свидетельствование верности копий документов и выписок из них, верности перевода документов с одного языка на другой, подлинности подписи на документах;

– удостоверение факта нахождения гражданина в живых, нахождения гражданина в определенном месте, тождественности с лицом, изображенном на фотографии; время предъявления документов;

– передача заявлений граждан и юридических лиц другим гражданам и юридическим лицам;

– принятие в депозит денег и ценных бумаг;

– совершение исполнительных надписей; протестов векселей;

– предъявление чеков к платежу, удостоверение неоплаты чеков и совершение иных нотариальных действий, предусмотренных законодательством.

Местом осуществления нотариальной деятельности являются государственные нотариальные конторы, нотариальные бюро, местные исполнительные и распорядительные органы.

Осуществление нотариальной деятельности может производиться вне помещения: по просьбе заинтересованного лица о выезде нотариуса, уполномоченного должностного лица; при выезде нотариуса в агрогородки, а также в иные населенные пункты.

Государственные нотариальные конторы образуются Минюстом в районах, городах, районах в городах. В городе Минске и городах, являющихся областными центрами, одна из государственных нотариальных контор учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы. Государственные нотариальные конторы не являются юридическими лицами и входят в систему Минюста. Минюст ведет реестр гос. нотариальных контор. Штатное расписание и порядок деятельности определяется Минюстом.

Нотариальный округ представляет собой территорию осуществления нотариальной деятельности в районе, городе, районе в городе либо в их части частным нотариусом. Нотариальные округа образуются Минюстом по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.

Нотариальные бюро являются формой осуществления нотариальной деятельности частными нотариусами. В составе нотариального бюро могут работать 1 и более частных нотариусов. В случае образования в районе, городе, районе в городе нотариального округа нотариальное бюро должно находиться в его пределах. Если в районах, городах, районах в городах нотариальные округа не образованы, нотариальное бюро должно быть расположено в пределах одной или нескольких адм.-тер. единиц. В случае образования нотариальных округов в городе Минске и областных, в составе нотариального бюро должно работать не менее 2 частных нотариусов. Нотариальное бюро не является юридическим лицом. Минюст ведет реестр нотариальных бюро.

Для централизованного хранения и обеспечения сохранности нотариальных документов, в городе Минске и областях Минюстом образуются ведомственные нотариальные архивы.

Управление государственной нотариальной конторой, ведомственным нотариальным архивом осуществляется заведующим.

Заведующий первой государственной нотариальной конторой назначается на должность и освобождается от должности Минюстом по представлению главного управления юстиции, заведующий гос. нотариальной конторой и заведующий ведомственным нотариальным - главным управлением юстиции по согласованию с Минюстом.

Белорусская нотариальная палата является республиканской некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве частных нотариусов. Она является юридическим лицом и имеет устав, который принимается общим собранием. Государственная регистрация осуществляется Минюстом. Финансирование деятельности осуществляется за счет членских взносов. Минюст осуществляет контроль за деятельностью Белорусской нотариальной палаты. Белорусская нотариальная палата ежегодно представляет в Минюсту отчет о своей деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: