Институт неприкосновенности судей является одним из иммунитетов привлечения судей к административной и уголовной ответственности. В самом общем виде данный институт закреплён в статье 87 КоСиСС. Однако его детальное содержание и форма проявления содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе РБ и ПИКоАП.
Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые ими документы.
Неприкосновенность судьи проявляется в следующих формах:
1. Судьи и Народные заседатели не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение. И только в случае установления их виновности в совершении преступления против интересов службы они могут быть привлечены к уголовной ответственности
2. Производство по уголовным делам в отношении судей и Народных заседателей осуществляется по общим правилам за исключением следующих моментов:
|
|
· Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи может быть принято только генеральным прокурором РБ, Председателем Следственного комитета РБ, председателем КГБ, согласия должностного лица либо органа, назначившего судью на должность
· Судьи, должности которых включены в Кадровый реестр Главы государства РБ, а также назначенные на должность президентом РБ не могут быть задержаны либо иным лишены личной свободы без предварительного согласия Президента Республики Беларусь, за исключением измены государству либо задержания на месте преступления
· При задержании судьи в известность ставится должностное лицо, назначившее судью на должность либо госорган, избравший его, а также Председатель соответствующего суда. О задержании Народного заседателя сообщается должностному лицу, утвердившему списку Народных заседателей
· Большинство оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей может проводиться только с санкции Генерального прокурора РБ
3. Иммунитет от административной ответственности. В связи с данным институтом судьи и Народные заседатели не могут быть подвергнуты административному задержанию. В случае их задержания за совершение административного правонарушения и доставки в орган, ведущий административный процесс, они должны быть немедленно освобождены после установления личности.
4.
Тема 7: Прокуратура Республики Беларусь
1. Понятия, учреждения и основные этапы развития органов прокуратуры РБ
2. Задачи и основные направления деятельности прокуратуры РБ
|
|
3. Принципы организации деятельности прокуратуры РБ
4. Система и структура органов прокуратуры
5. Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности
6. Классные чины (воинские звания прокурорских работников)
7. Меры поощрения и ответственности прокурорских работников
8. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
Нормативные акты:
Закон «о прокуратуре РБ» от 8 мая 2007 года.
Положение «о прохождении службы органов прокуратуры» от 2008 года, 27 марта.
Указ № 644 от 17.12.2007 года – положение «о деятельности координационного совещания о борьбе с преступностью и коррупцией».
1.
Органы прокуратуры – это самостоятельное государственное ведомство, осуществляющее на основании Конституции РБ и иных нормативных актов особую форму гос. деятельности, а именно, надзор за точным и единообразным исполнением законодательства РБ, а также иные функции. Не относятся ни к одной из ветвей власти, но ближе всего стоит к исполнительной. Прокуратура подотчетна президенту. Правовая основа деятельности прокуратуры: записанные нами акты, Конституция – ст. 125-128, процессуальное законодательство.
26 июня 1922 года – дата утверждения прокуратуры – было принято положение о прокурорском надзоре. Вместе с тем, институт прокуратуры действовал в РБ уже с декабря 1922 года в лице органов государственной законности, прокуроров революционного трибунала и их товарищей.
В соответствии с положением 1922 года, на прокуратуру возлагалась ответственность за надзор за точным и единообразным исполнением.