Воевать право на ее удовлетворение. Конфликт становится ос-
Новной парадигмой роста. Но я бы не стал рассматривать кон-
Фликт, как нечто основное и внутренне присущее личности.
Наоборот, я думаю, что невроз возникает из-за давления, на-
Правленного на естественные тенденции роста и развития орга-
Низма. Мне кажется, что нет никаких реальных доказательств
Существования чего-то похожего на потребность в безопаснос-
Ти или на глубинный страх перед свободой и независимостью.
В таких понятиях можно, конечно, поверхностно описать по-
Ведение некоторых невротиков, но думаю, что надо крепко по-
Думать, прежде чем приписывать возникновение такого пове-
Дения конституциональным или генетическим факторам.
То, что говорит Маслоу, в какой-то степени перекликается
С позицией Фрейда — именно, что существует врожденная тре-
Вожность, которую надо преодолеть. Маслоу называет потреб-
Ность подавить тревожность потребностью в безопасности. Но
|
|
Все эти ярлыки не помогают Маслоу отойти от демонологичес-
Кого взгляда на человека. Возможно, это происходит оттого, что
Мы строим психологические теории, основываясь на наблюде-
Ниях за невротиками, в душах которых достаточно демонов, с
Которыми следует расправиться.
Отнюдь не дефицит потребности делает нас незрелыми и
Невротичными. Таковыми нас делает отсутствие удовлетворе-
Ния реальных потребностей. В любом случае, я не могу при-
Нять, что существуют какие-то особые потребности, которые
Занимают только часть нашей психики. Каждая потребность
Является тотальной. Если потребности не удовлетворяются, то
Дефицит возникает в нас самих.
Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу, это инди-
Вид, способный к высочайшим переживаниям — к пережива-
Артур Янов
Нию тех вневременных и внепространственных событий, в ко-
Торых трансцендируется человеческая личность; при этом че-
Ловек почти достигает состояния нирваны. Экзистенциальная
литература изобилует обсуждениями таких пиковых пережива-
Ний и высших опытов. Испытать такое переживание — очень
Соблазнительная штука. Многие из нас захотели бы подняться
Над убожеством и серостью нашего повседневного существо-
Вания. Но Маслоу не объясняет нам, каким образом этого до-
Биться, и как выглядит такое состояние. Скорее надо считать
Его постижение мистическим событием. Я могу основываться
|
|
На воспоминаниях двух пациентов, описавших пиковое состо-
Яние. Эти больные прежде проходили лечение в экзистенци-
Альной группе. Первый больной — мужчина, в течение многих