Непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых объектов

Обычно различают виды запоминания и воспроизведения в зависимости от того, совершаются ли эти процессы при наличии у человека прямой цели запомнить данный материал и его вос­произвести, или же такая цель человеком не ставится. В первом случае принято говорить о произвольном, преднамеренном запо­минании и воспроизведении; во втором случае эти процессы обоз­начаются как непроизвольные и непреднамеренные.

Непреднамеренное запоминание мест расположения предметов

Для выяснения того, как глухие дети непреднамеренно за­поминают такие простые отношения, как связи предмета с местом его расположения, Т. В. Розанова провела опыты с глухими и слышащими дошкольниками и учащимися II, IV и VI классов. На планшете перед испытуемым были размещены 16 карточек с изображениями хорошо знакомых предметов (4 ряда по 4 кар­точки, рис. 12). Карточки были закрыты от глаз испытуемого и показывались ему в определенном порядке, одинаковом для всех испытуемых.

Задачей испытуемого было узнать изображенные на карточ­ках предметы и назвать их. Затем карточки снимали с планшета и показывали испытуемому вновь, по одной. Теперь задачей ис­пытуемого было показать, в каком месте раньше лежала каждая карточка.


В результате опытов обнаружилось, что все дети довольно хорошо запомнили места расположения карточек с предметами (см. табл. 2).

Однако маленькие глухие дети (6—7 лет) воспроизводили места карточек заметно хуже своих слышащих сверстников (раз­личия между ними были существенны при p == 0,05). В период от дошкольного возраста до второго года обучения в школе точ­ность воспроизведения мест возрастала у детей из обеих срав­ниваемых групп, причем у глухих больше, чем у слышащих. В результате этого у учащихся II класса уже не наблюдалось различий между глухими и слышащими детьми в точности


Таблица 2

испытуемые Воспроизведено в среднем из 16 мест
глухими слышащими
правильно рядом с правильным правильно рядом с правильным
Дошкольники 6 – 7 лет Учащиеся II кл., 8 – 9 лет Учащиеся IV кл., 10 – 11 лет Учащиеся VI кл., 12 – 13 лет 10,5 12,4 11,5 4,2 3,2 8,7 10,9 11,5 3,8

воспроизведения мест. Равная успешность запоминания мес была обнаружена у глухих и слышащих детей и более старшей возраста.

Точность образов памяти

Как уже было сказано, существуют мнения о том, что глухи дети по точности запоминания объектов превосходят слышащих Этот взгляд не подтверждается при экспериментальной проверке В условиях опытов, аналогичных описанным выше, испытуемому ребенку показывали последовательно изображения 16 предмете) с тем, чтобы он назвал эти предметы. Затем испытуемого проси ли вспомнить, какие предметы он видел. Опыты проводились с глухими и слышащими детьми старшего дошкольного и млад шего школьного возраста. Успешность воспроизведения предме­тов несколько повышалась с возрастом (в среднем на два вос­произведенных предмета было больше у детей 10 лет, чем у де­тей б лет), но при этом количество воспроизведенных предметов было приблизительно равным у глухих и слышащих.

Представляло интерес также выяснить, насколько точно дети запоминают сами изображения предметов. С этой целью, после того как испытуемый называл, какие предметы он запомнил, ему предлагалось узнать ранее виденные им предметы среди других. с ними сходных. Испытуемому показывали одну за другой 80 карточек с изображениями предметов и просили сказать, какие предметы он видел в первой части опыта. Чтобы при узнавании испытуемый не мог ориентироваться на название предмета, в наборе были карточки (32 штуки) с изображениями тех же предметов, но отличающихся от ранее виденных величиной, фор­мой или цветом. На других 32 карточках были изображены пред­меты, сходные по назначению или ситуационно близкие предме­там основного набора.

В другом варианте опыта карточки показывались не одна за другой, а одновременно по пять карточек с изображениями сход­ных пр:едметов. Тем самым создавались более легкие условия для правильного узнавания предметов, что подтвердилось в ре


зультатах опытов. Опыты проводились с глухими и слышащими детьми того же возраста, как и при исследовании запоминания мест.

Как видно из графика (см. рис. 13), точность узнавания пред­метов значительно увеличивается в возрастном периоде от 6—7 до 10—II лет как у глухих, так и у слышащих. Вместе с тем по точности узнавания картинок в условиях их последовательного предъявления глухие намного уступают слышащим. Различия между глухими и слышащими сохраняются во всем возрастном диапазоне от 6—7 до 12—13 лет, хотя и несколько уменьшаются к концу младшего школьного возраста (различия существенны при р=0,01 и 0,05).

В серии опытов с одновременным показом картинок глухие дети по своим результатам меньше отличались от слышащих, чем в серии с последовательным их показом. При этом к средне­му школьному возрасту различия между сравниваемыми группа­ми детей совсем исчезали.


Мы полагаем, что меньшую успешность глухих в серии опытов с последовательным предъявлением картинок можно объяснить следующим. Для того чтобы глухой ребенок мог правильно уз­нать предметы на картинках, показываемых одна за другой, он должен мысленно представить тот предмет, который он видел ранее, и сопоставить мысленный образ того предмета с предме­том, воспринимаемым вновь. При этом необходимо произвольное воспроизведение образа ранее воспринятого предмета, его удер­жание для мысленного анализа и сопоставления. Можно пола­гать, что глухие дети испытывают значительные трудности в та­ком произвольном оперировании образами и что их более низкие результаты, чем у слышащих, объясняются именно этим. Послед­нее, очевидно, связано с общей замедленностью и своеобразием формирования мысленных действий у глухих детей вследствие особенностей их овладения словесной речью.

3. Преднамеренное запоминание зрительно воспринятого материала

Запоминание предметов

Успешность преднамеренного запоминания зависит от приме­нения рациональных логических приемов запоминания. Эти при­емы могут быть подсказаны детям педагогом, а в исследователь­ских целях—экспериментатором.

Произвольное запоминание предметов исследовалось у глу­хих детей старшего дошкольного возраста Л. В. Занковым и Д. М. Маянц (1940). В качестве приема для запоминания, пред­лагавшегося экспериментатором, использовалось попарное предъявление предметов, употребляемых в одной деятельности (например, одновременно показывали мочалку и мыло, картошку и морковь, ложку и вилку, кисточку и краски). Всего для запо­минания предлагалось 20 пар предметов. В воспроизведении за­помнившихся предметов обнаружились черты как сходства, так и различия между глухими и слышащими детьми.

Глухие дошкольники, так же как и слышащие, стремились воспроизводить предметы парами и воспроизвело предметов не намного меньше, чем слышащие. Глухие дети в большинстве слу­чаев понимали, что предлагаемые им пары предметов употреб­ляются обычно вместе. Поэтому запоминание предметов в парах основывалось на смысловых связях, а не только на пространст­венно-временных (последние должны были обязательно выраба­тываться в силу одновременности показа этих предметов).

Обнаружилось и своеобразие запоминания предметов у глу­хих. Если слышащие дети обычно вспоминали и называли сразу пару предметов (соответствующую предъявленным), то у глу­хих обычно между называнием первого и второго предметов была довольно значительная пауза. В заметно большем, чем у


слышащих, числе случаев предметы воспроизводились по одно­му, без пары.

Показательны были допускаемые детьми ошибки. Как слы­шащие, так и глухие, воспроизводя вместо второго слова пары другое, обычно называли какой-либо предмет, относящийся к той же деятельности, например после первого члена пары—«ложки» называли не «вилку», а «нож». Тем самым характер ошибок еще раз свидетельствовал о смысловом характере запоминания, одна­ко глухие дети часто допускали замены, менее близкие по зна­чению, чем слышащие.

Таким образом, было установлено, что преднамеренное запо­минание предметов у глухих дошкольников протекает в основ­ном так же, как и у слышащих. Оно основывается на установ­лении смысловых связей между вновь воспринимаемыми предме­тами и системой уже сложившихся образов. Вместе с те:м в запоминании и воспроизведении проявляются особенности сло­жившихся ранее систем образов, которые несколько различаются у глухих и слышащих детей. У первых эти системы оказываются менее дифференцированными и менее прочными.

Запоминание схематических фигур

Некоторые исследователи, как уже сообщалось ранее, пола­гают, что запоминание материала, трудного для вербализации, происходит у глухих детей более успешно, чем у слышащих. Та­кой трудно вербализуемый материал представляют собой различ­ные схематические, так называемые бессмысленные фигуры.

В исследовании Т. В. Розановой (1962) в качестве материала для запоминания использовались шесть схематических фигур. Они были сходны между собой: каждая из них образовывалась непрерывной и незамкнутой линией, имеющей разные повороты на плоскости. Относительно большим взаимным сходством обла­дали четыре фигуры «с углами» (первая, вторая, четвертая и шестая), а также две «округлых» фигуры (третья и пятая). Сре­ди «угольчатых» фигур похожими друг на друга были первая и четвертая, вторая и шестая.

Специально созданная экспериментальная установка позво­ляла показывать каждую фигуру испытуемому двумя разными способами. При одном способе экспозиции на белом экране перед испытуемыми возникала яркая светло-желтая фигура (образо­ванная линией в 1 см шириной) и оставалась видимой в течение нескольких секунд (9"). Другой способ экспозиции заключался в том, что сначала на экране появлялось яркое желтое пятно ве­личиной в 1 см2. Это пятно двигалось по экрану и своим переме­щением как бы прочерчивало ту или иную фигуру. В каждый от­дельный момент человек видел лишь небольшое пятно, но траек­тория движения этого пятна воспринималась как целостная фи­гура, освещаемая постепенно, последовательно, как будто про


жектором. Скорость движения пятна была постоянной, а время колебалось при предъявлении разных фигур от 7 до 11 сек (в за­висимости от длины линии, образующей фигуру).

Таким образом, при одном способе экспозиции фигура пока­зывалась сразу, одновременно вся целиком, при другом способы сна постепенно, последовательно «рисовалась» на экране. Со­ответственно этим двум способам экспозиции были проведены две серии опытов: первая серия—с одновременным (симультан-ным) по«казо<м всей фигуры, а вторая серия—с последователь­ным (:укцеооивным).

В обеих сериях опытов соблюдался одинаковый порядок по­каза шести фигур. Они экспонировались одна за другой, всегда в постоянной последовательности с интервалами в 10 сек между фигурами, следующими одна за другой. Фигуры воспроизводи­лись после показа последней, шестой фигуры. Опыты проводи­лись в условиях произвольного, преднамеренного запоминания фигур.

Каждая серия опытов была проведена с глухими и слышащи­ми детьми младшего и старшего школьного возраста. Слышащие дети младшего школьного возраста были учащимися III класса (средний возраст—9 лет 9 мес.), а глухие—тоже учащимися III класса со средним возрастом 10 лет 7 мес. Испытуемыми старшего школьного возраста были слышащие учащиеся IX клас­са (средний возраст—16 лет 1 мес.) и глухие IX класса (сред­ний возраст—17 лет).

Результаты воспроизведения фигур—их репродукции—бы­ли проанализированы с точки зрения их сходства с восприняты­ми образцами. Предварительное рассмотрение полученного мате­риала показало, что целесообразно разделять воспроизведенные фигуры на три группы. Первую группу должны были составить репродукции, имеющие очень близкое сходство с предъявленны­ми образцами; вторую группу—изображения, обладающие сходством с образцами, достаточным для опознания той или иной фигуры; в третью группу следовало относить те репродук­ции, которые не имели достаточного сходства с какой-либо одной фигурой, а лишь отдаленное сходство с любой из них.

Результаты опытов свидетельствуют о том, что глухие дети младшего школьного возраста запоминали фигуры в условиях сукцесоивного предъявления значительно хуже слышащих детей того же возраста (см. рис. 14). В условиях же симультанного предъявления фигур таких различий между слышащими и глу­хими детьми не наблюдалось.

Из этого следует, что сукцессивное предъявление фигур соз­давало какие-то специфические, особые трудности для глухих детей младшего школьного возраста. Можно полагать, что эти трудности были связаны с необходимостью интегрировать, вос­создавать образ фигуры мысленно, без опоры на непосредствен­ное восприятие целой фигуры.


К. старшему школьному возрасту у глухих детей отмеченные трудности уже преодолевались. Результаты запоминания фигур у старшеклассников были намного более успешными, чем у уча­щихся младших классов, что свидетельствовало о развитии об­разной памяти у глухих и слышащих детей, совершающемся в пе­риод от 9 до 17 лет.

Необходимо остановиться еще на некоторых различиях ре­зультатов глухих и слышащих, обнаружившихся в обеих сериях опытов. Имеющееся объективное сходство между фигурами зна­чительно затрудняемо запоминание каждой из них, приводило по­рой к тому, что испытуемый вместо какой-либо определенной фигуры рисовал такую, которая была лишь весьма отдаленно по­хожа на любую из них. При этом оказалось, что таких репродук­ций у глухих детей было приблизительно в 2 раза больше, чем у слышащих (в среднем по 2 репродукции у глухих детей младше­го школьного возраста и по 1,2 репродукции у старшеклассников; у соответствующих групп слышащих было 1,1 и 0,6 репродукции).

Другая отличительная черта глухих испытуемых состояла в том, что они чаще слышащих рисовали репродукции, похожие на предшествующие, и в этих новых репродукциях не содержалось никаких дополнительных, еще не воспроизведенных элементов фигур. Среднее число таких репродукций у глухих детей млад­шего и старшего школьного возраста соответственно равнялось 1,5 и 1,0; у обеих же групп слышащих детей их было в среднем 0,4, т. е. приблизительно в 3 раза меньше, чем у глухих.


Эти две отмеченные особенности репродукций, выполненных глухими детьми, наблюдались также и в опытах Н. В. Яшковой (1966). В ее исследовании использовалось 8 фигур, вырезанных из картона. Каждая из них была разделена на три части. Фигу­ры последовательно одну за другой клали перед испытуемым, задача которого состояла в том, чтобы перевернуть фигуру на обратную сторону. После переворачивания всех фигур испытуе­мого просили нарисовать те фигуры, которые он переворачивал. Испытуемыми были глухие и слышащие дети, учащиеся II и IV класса. Как и в первой серии опытов Т. В. Розановой (с симуль-танным предъявлением каждой фигуры), в опытах Н. В. Яшко-вой не обнаружилось каких-либо заметных ра.зличий между глу­хими и слышащими в отношении тех репродукций, которые вос­производились с близким или достаточным для их опознания сходством с образцами. Но глухие отличались ют слышащих по количеству фигур, воспроизведенных с очень далеким сходством с оригиналами. Глухие в среднем воспроизвели по 2,5 таких фи­гур, а слышащие только по 1,1 фигуры. У глухих также встреча­лось немало репродукций, не содержащих никакой новой инфор­мации о ранее виденных фигурах по сравнению с уже нарисован­ными репродукциями (в среднем по 0,7). У слышащих же детей такие репродукции почти отсутствовали (только одна репродук­ция у одного испытуемого).

Таким образом, при запоминании схематических фигур в ус­ловиях их симультанного предъявления глухие дети младшего и старшего школьного возраста не отличались от слышащих де­тей несколько более младшего школьного возраста по количест­ву фигур, воспроизведенных со сходством, большим или доста­точным для опознания воспроизводимого образца. Вместе с тем глухие школьники рисовали большее количество репродукций, мало сходных с каким-либо образцом. Последнее является пока­зателем того, что образы отдельных фигур оказывались у глухих несколько менее дифференцированными и устойчивыми по отно­шению к взаимным влияниям со стороны сходных образцов, чем у слышащих. Последовательно воспроизводимые, почти тождест­венные репродукции характеризуют и сам процесс воспроизведе­ния у глухих детей, его отличие от аналогичного процесса у слы­шащих. Слышащие дети часто начинали рисовать какую-либо репродукцию, проводили одну-две линии, а потом бросали, гово­рили, что не помнят ее, и принимались за рисование другой. Это означает, чти слышащие дети могли оценивать свои воспроизво­димые образы еще до полной их объективизации в рисунках и критически к ним относиться. Для глухих детей такое поведение было менее характерно. Казалось, что они в меньшей степени контролируют свою деятельность по воспроизведению фигур, чем слышащие. Для такого контроля было необходимо опираться на мысленное сопоставление образов фигур. Ведь по условиям опы­та испытуемый не видел ранее нарисованных им репродукций, и,


следовательно, чтобы не повторять одинаковых изображений, он должен был отчетливо себе представлять все те, которые он уже нарисовал, и соотносить их с образами, соответствующими вновь рисуемым фигурам.

Осмысливание и вербализация при запоминании фигур

Рассмотрим вопрос о том, как глухие и слышащие дети ос­мысливали и вербализовали воспринимаемые объекты в описан­ных выше сериях опытов со схематическими фигурами.

Положительное влияние словесных обозначений, придуман­ных испытуемыми для фигур во время их запоминания, прояви­лось в ряде зависимостей.

Все фигуры, получившие словесные обозначения при их запо­минании, как правило, воспроизводились. Репродукции словесно обозначенных фигур имели вполне заметное сходство с запоми­наемыми образцами. Они обладали обычно либо близким с ними сходством, либо сходством, достаточным для их опознания. У детей более старшего возраста (у старших школьников по сравнению с младшими) наблюдалось большее число словесных обозначений, и они были несколько точнее, чем у младших детей. Это, очевидно, было одной из причин большей успешности запо­минания фигур старшими детьми. В репродукциях фигур, обоз­наченных словесно, снижалось влияние образов других запоми­наемых фигур по сравнению с теми репродукциями, которые словесно не обозначались. Поэтому следует думать, что поло­жительная роль словесных обозначений заключалась, в част­ности, и в том, что они препятствовали взаимоуподоблению об­разов сходных фигур.

Вместе с тем наблюдались единичные случаи, когда словес­ное обозначение фигуры приводило к столь значительному изме­нению ее образа, что репродукция оказывалась мало похожей на оригинал. Во всех этих случаях фигуры были названы очень не­точно, так как предметы, соответствующие словесным обозначе­ниям, значительно отличались от запоминаемых фигур и измене­ние образов в сторону привычных представлений об этих пред­метах приводило к потере сходства с запоминаемыми фигурами.

В серии с сукцессивным восприятием фигур роль словесных обозначений оказалась еще более важной. Репродукции фигур более зависели от удачности подбора словесного обозначения, т. е. от того, большее или меньшее сходство имелось между фи­гурой и привычным представлением о предмете, названием кото­рого фигура была обозначена. Испытуемые чаще пользовались словесными обозначениями фигур при их сукцессивном предъяв­лении, чем при симультанном. Следует думать, что словесное обозначение фигуры, воспринятой сукцессивно, помогало созда­нию ее целостного образа и последующему его сохранению.


У глухих детей наблюдались те же зависимости, что и у слы­шащих, в отношении роли словесных обозначений при запоми­нании и воспроизведении фигур. Однако глухие дети использо­вали словесные обозначения реже слышащих, особенно дети младшего школьного возраста.

Помимо словесных обозначений фигур, а иногда и наряду с ними глухие дети пользовались мимико-жестовыми обозначе­ниями. Во всех этих случаях обозначенные фигуры воспроизво­дились и лучше сохраняли присущее им своеобразие по сравне­нию с репродукциями других фигур, не обозначенных с помощью жестов, что свидетельствовало о безусловной пользе мимико-жестовых обозначений. Положительное значение мимико-жесто вых обозначений для запоминания геометрических фигур отме­чал А. И. Дьячков (см. главу «Зрительное восприятие»).

Однако в силу того, что жесты далеко не всегда выражали основные свойстваипризнаки запоминаемых фигур, они вызы­вали изменения в репродукциях в направлении усиления сход­ства с жестом, что приводило к уменьшению сходства репро­дукции с оригиналом.

Глухие дети использовали еще и моторные опоры для запо­минания, что гораздо реже наблюдалось у слышащих детей. Они стремились обводить показываемые им фигуры или рисовали их по воздуху сразу после восприятия каждой из них. Моторные опоры, видимо, оказывали некоторую помощь при последующем воспроизведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: