Таблица 34
Данные для определения размеров валов
| Размеры вала | Расчетная формула |
| Наименьший диаметр вала из | d = ,
|
| условия кручения по пониженному допускаемому напряжению [τ] | [τ] = 15…25 H/мм2, где Т в Н·мм |
| Диаметр цапфы под подшипник | dП = d + 2tцил, принимается кратным пяти |
| Диаметр буртика для подшипника | dБП = dП + 3r |
| Диаметр вала под колесо | dК ≥ dБП |
| Диаметр буртика для колеса | dБК = dК + 3f |
| Длина концевого посадочного участка выходного вала | ℓMT = 1,5d |
| Длина промежуточного участка выходного вала | ℓKT = 1,2 dП |
| Длина ступицы цилиндрического колеса | LCT ≥ в2 |
| Длина ступицы конического колеса | LCT = 1,2dК |
| Длина посадочного концевого участка входного вала (червяка) | ℓМБ = 1,5d |
| Длина промежуточного участка входного вала (червяка) | ℓКБ = 2,0 dП |
| Длина ступицы червячного колеса | LСТ = dК |
| Зазор между стенками корпуса и вращающимися деталями | а = +3 мм
|
Зависимость высоты заплечика (tцил, tкон), координаты фаски подшипника (r)
и размера фаски (f) от диаметра (d)
| d, мм | 17… | 24… | 32… | 40… | 45… | 52… | 60… | 67… | 80… | 90…95 |
| tцил | 3,0 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 4,6 | 5,1 | 5,6 | 5,6 |
| tкон | 1,5 | 1,8 | 2,0 | 2,3 | 2,3 | 2,5 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 2,9 |
| r | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 4,0 | |||
| f | 1,2 | 1,2 | 1,6 | 2,5 | 2,5 | 3,0 |
Таблица 35
Основные размеры биметаллических втулок
для подшипников скольжения (ГОСТ 24832-81), мм

| d | D | D1 | L | в | S |
| 7,5 7,5 7,5 7,5 7,5 7,5 | 0,4…0,8 0,4…0,8 0,4…0,8 0,4…0,8 0,4…0,8 0,5…1,0 0,5…1,0 0,5…1,0 0,5…1,0 0,5…1,0 0,5…1,0 0,5…1,0 0,5…1,0 0,9…1,5 0,9…1,5 0,9…1,5 0,9…1,5 0,9…1,5 0,9…1,5 0,9…1,5 |
Таблица 36
Допустимые значения [р] и [рv] для подшипников скольжения
| Материал вкладыша | < V, м/с | [р], МПа | [рv], МПа·м/с |
| Чугун серый: СЧ-36, СЧ-20 | 0,5 | - | |
| 1,0 | - | ||
| Чугун антифрикционный: | |||
| АКЧ – 1 | 0,5 | 2,5 | |
| АВЧ – 2, АСЧ – 2 | |||
| Бронза: | |||
| БрОФ10 – 1 | |||
| БрАЖ9 – 4 | |||
| Латунь ЛКС8О – 3 – 3 | |||
| Баббит: | |||
| Б16, Б83 | |||
| Б6 | |||
| Металлокерамика: | |||
| бронзографит | - | ||
| железографит | 5,5 | - | |
| Полиамидные пластмассы – капрон АК - 7 | |||
| Пластифицированная древесина (смазка водой) | - | ||
| Резина (смазка водой) | - | 2…6 | - |
Таблица 37
Подшипники шариковые радиальные однорядные (ГОСТ 8338 - 75)

| Условное обозначение подшипника | Размеры, мм | Динамическая грузоподъемность Сr, кН | Статическая грузоподъемность С0, кН | ||
| d | D | В | |||
| Особо легкая серия 100 | |||||
| 2,24 | 1,18 | ||||
| 2,6 | 1,38 | ||||
| 3,6 | 2,0 | ||||
| 4,0 | 2,27 | ||||
| 7,21 | 4,45 | ||||
| 7,75 | 4,92 | ||||
| 10,20 | 6,88 | ||||
| 12,20 | 8,46 | ||||
| 12,90 | 9,26 | ||||
| 16,20 | 12,20 | ||||
| 18,00 | 14,20 | ||||
| 21,60 | 16,90 | ||||
| 24,1 | 18,3 | ||||
| 26,0 | 20,0 | ||||
| 30,3 | 24,6 | ||||
| 33,1 | 28,6 | ||||
| 37,4 | 31,9 | ||||
| Легкая серия 200 | |||||
| 1,5 | 0,76 | ||||
| 2,21 | 1,18 | ||||
| 2,56 | 1,38 |
Продолжение таблицы 37
| 2,62 | 1,38 | ||||
| 3,57 | 2,00 | ||||
| 4,69 | 2,66 | ||||
| 4,78 | 2,70 | ||||
| 5,97 | 3,54 | ||||
| 7,52 | 4,47 | ||||
| 12,7 | 6,18 | ||||
| 14,0 | 6,95 | ||||
| 19,5 | 10,00 | ||||
| 25,5 | 13,70 | ||||
| 32,0 | 17,80 | ||||
| 33,2 | 18,6 | ||||
| 35,1 | 19,8 | ||||
| 43,5 | 25,00 | ||||
| 52,0 | 31,00 | ||||
| 56,0 | 34,00 | ||||
| 61,8 | 37,40 | ||||
| 66,3 | 41,0 | ||||
| 70,2 | 45,54 | ||||
| Средняя серия 300 | |||||
| 2,17 | 1,18 | ||||
| 6,36 | 3,83 | ||||
| 7,63 | 4,73 | ||||
| 8,9 | 5,51 | ||||
| 10,9 | 6,8 | ||||
| 15,9 | 7,78 | ||||
| 22,5 | 11,40 | ||||
| 28,1 | 14,60 | ||||
| 33,2 | 18,00 | ||||
| 41,0 | 22,4 | ||||
| 52,7 | 30,0 | ||||
| 61,8 | 36,0 | ||||
| 71,8 | 41,5 | ||||
| 81,9 | 48,0 | ||||
| 92,3 | 56,0 | ||||
| 63,0 | |||||
| 72,5 | |||||
| 80,0 |
Примечание. Пример обозначения подшипника 209: "Подшипник 209 ГОСТ 8338-75"
Таблица 38
Подшипники шариковые радиально-упорные однорядные
(ГОСТ 831-75)

| Обозначение | Размеры, мм | Грузоподъемность, кН | ||||||
| α = 120 | α = 260 | |||||||
| α = 120 | α = 260 | d | D | В | Сr | Cor | Cr | Cor |
| Легкая серия | ||||||||
| 15,7 | 8,31 | 14,8 | 7,64 | |||||
| 16,7 | 9,1 | 15,7 | 8,34 | |||||
| 21,9 | ||||||||
| 30,8 | 17,8 | 16,4 | ||||||
| 38,9 | 23,2 | 36,8 | 21,3 | |||||
| 41,2 | 25,1 | 38,7 | 23,1 | |||||
| 43,2 | 40,6 | 24,9 | ||||||
| 58,4 | 34,2 | 50,3 | 31,5 | |||||
| 61,5 | 39,3 | 60,8 | 38,8 | |||||
| - | - | 69,4 | 45,9 | |||||
| 80,2 | 54,8 | - | - | |||||
| - | - | 78,4 | 53,8 | |||||
| 93,6 | 65,0 | 87,9 | 60,0 | |||||
| Средняя серия | ||||||||
| - | - | 17,8 | ||||||
| - | - | 26,9 | 14,6 | |||||
| - | - | 32,6 | 18,3 | |||||
| - | - | 42,6 | 24,7 | |||||
| 53,9 | 32,8 | 50,8 | 30,1 |
| Продолжение таблицы 38 | ||||||||
| - | - | 61,4 | ||||||
| - | - | 71,8 | ||||||
| - | - | 65,3 | ||||||
| - | - | |||||||
| - | - | 85,3 | ||||||
| - | - | 99,0 |
Таблица 39
Подшипники роликовые конические однорядные (ГОСТ 333 – 79)

| Обозначение | Размеры, мм | Грузо-подъёмность, кН | Факторы нагрузки | |||||||||
| d | D | Т | В | C | r | r1 | Cr | Cor | e | Υ | Υ0 | |
| Легкая серия | ||||||||||||
| 15,25 | 1,5 | 0,5 | 0,36 | 1,67 | 0,92 | |||||||
| 16,25 | 1,5 | 0,5 | 17,5 | 0,36 | 1,67 | 0,92 | ||||||
| 17,25 | 1,5 | 0,5 | 0,36 | 1,64 | 0,90 | |||||||
| 18,25 | 2,0 | 0,5 | 38,5 | 0,37 | 1,62 | 0,89 | ||||||
| 19,25 | 2,0 | 0,5 | 46,5 | 32,5 | 0,38 | 1,56 | 0,86 | |||||
| 20,75 | 2,0 | 0,5 | 0,39 | 1,45 | 0,80 |
| Продолжение таблицы 39 | ||||||||||||||||
| 21,75 | 2,0 | 0,8 | 0,37 | 1,60 | 0,88 | |||||||||||
| 22,75 | 2,5 | 0,8 | 0,38 | 1,66 | 0,80 | |||||||||||
| 23,75 | 2,5 | 0,8 | 0,36 | 1,71 | 0,94 | |||||||||||
| 24,80 | 2,5 | 0,8 | 0,36 | - | - | |||||||||||
| 26,25 | 2,5 | 0,8 | 0,37 | 1,62 | 0,89 | |||||||||||
| 27,25 | 2,5 | 0,9 | 0,39 | 1,55 | 0,85 | |||||||||||
| 28,25 | 3,0 | 0,9 | - | - | - | |||||||||||
| 29,25 | 3,0 | 0,9 | - | - | - | |||||||||||
| 30,25 | 3,0 | 0,9 | - | - | - | |||||||||||
| Средняя серия | ||||||||||||||||
| 16,25 | 26,0 | 0,3 | 2,03 | 1,11 | ||||||||||||
| 18,25 | 2,0 | 0,8 | 23,2 | 0,360 | 1,67 | 0,92 | ||||||||||
| 20,75 | 29,5 | 0,34 | 1,780 | 0,98 | ||||||||||||
| 22,75 | 0,32 | 1,88 | 1,03 | |||||||||||||
| 25,25 | 2,5 | 47,5 | 0,28 | 2,16 | 1,18 | |||||||||||
| 27,25 | 0,29 | 2,160 | 1,19 | |||||||||||||
| 29,25 | 3,0 | 1,0 | 75,5 | 0,310 | 1,94 | 1,06 | ||||||||||
| 31,5 | 81,5 | 0,33 | 1,80 | 0,99 | ||||||||||||
| 33,5 | 96,5 | 0,30 | 1,97 | 1,08 | ||||||||||||
| 36,0 | 0,30 | 1,97 | 1,08 | |||||||||||||
| 38,0 | 3,5 | 1,2 | 0,310 | 1,94 | 1,06 | |||||||||||
| 40,0 | 0,33 | 1,83 | 1,01 | |||||||||||||
| 42,0 | - | - | - | - | - | - | ||||||||||
| - | - | - | - | - | - | |||||||||||
Примечание. Пример обозначения подшипника 7210: "Подшипник 7210 ГОСТ 333-79".
Таблица 40
Значения коэффициентов радиальной Х и осевой У нагрузок для однорядных подшипников
| Тип подшипника | Угол контакта, α° |
| ≤ е
| > е
| е | ||
| Х | Y | Х | Y | ||||
| Шариковые радиальные | 0,014 | 2,30 | 0,19 | ||||
| 0,028 | 1,99 | 0,22 | |||||
| 0,056 | 1,71 | 0,26 | |||||
| 0,56 | |||||||
| 0,084 | 1,55 | 0,28 | |||||
| Х0 = 0,6 | 0,110 | 1,45 | 0,30 | ||||
| Y0 = 0,5 | 0,170 | 1,31 | 0,34 | ||||
| 0,280 | 1,15 | 0,38 | |||||
| 0,420 | 1,04 | 0,42 | |||||
| 0,560 | 1,00 | 0,44 | |||||
| Роликовые конические Х0 = 0,5 | - | - | 0,4 | 0,4 | 1,5 | ||
| Шариковые упорно-радиальные | - | - | - | 0,66 | 1,25 | ||
| 0,92 | 2,17 | ||||||
| 1,66 | 4,67 | ||||||
| Роликовые упорно-радиальные | - | - | - | - | 1,5 | ||
| Шариковые радиально-упорные | 0,014 | 1,81 | 0,30 | ||||
| 0,029 | 1,62 | 0,34 | |||||
| 0,057 | 1,46 | 0,37 | |||||
| 0,086 | 0,46 | 1,34 | 0,41 | ||||
| Х0 = 0,5 | 0,110 | 1,22 | 0,45 | ||||
| 0,170 | 1,13 | 0,48 | |||||
| Y0 = 0,47 | 0,290 | 1,04 | 0,52 |
Таблица 41
Значение коэффициента безопасности Кσ для подшипников качения
| Характер нагрузки | Кσ | Область применения |
| Спокойная (без толчков) | Ролики ленточных транспортеров, конвейеры. | |
| Легкие толчки, кратковременные перегрузки до 125% от расчетной нагрузки | 1 - 1,2 | Прецизионные зубчатые передачи. Механизмы подъема кранов. Легкие вентиляторы, электродвигатели малой и средней мощности. |
| Умеренные толчки, вибрации, кратковременные перегрузки до 150% от расчетной нагрузки | 1,3 - 1,5 | Зубчатые передачи. Редуктор всех типов. Механизмы передвижения крановых тележек. Механизмы поворота кранов. Механизмы изменения вылета стрелы кранов. |
| То же, в условиях повышенной надежности | 1,5 - 1,8 | Коробка передач тракторов и автомобилей, центрифуги и сепараторы, энергетическое оборудование, редукторы специальные. |
| Значительные толчки и вибрации; кратковременные перегрузки до 200% от расчетной нагрузки | 1,8-2,5 | Валки среднесортных прокатных станов; дробилки для руды и камней, ковочные машины, зубчатые передачи 9-й степени точности |
Таблица 42
Значения температурного коэффициента Кт
для подшипников качения
| Температура подшипника, °С | До | ||||||
| Температурный коэффициент Кт | 1,0 | 1,05 | 1,1 | 1,15 | 1,25 | 1,35 | 1,40 |
Примечание. При расчете долговечности подшипников коэффициент а23, учитывающий совместное влияние на ресурс элементов конструкции принимают: для шарикоподшипников 0,7…0,8; для роликоподшипников конических 0,6…0,7.
Таблица 43
Основные материалы для изготовления валов
| Марка стали | Диаметр заготовки, мм, не более | Твердость НВ, не ниже | Механические характеристики, МПа (Н/мм2) | ||||
| σВ | σТ | τТ | σ-1 | τ-1 | |||
| Ст5 | любой | ||||||
| 40Х | |||||||
| 40ХН | |||||||
| 20Х | |||||||
| 12ХНЗА | |||||||
| 18ХГТ |
Таблица 44
Муфты втулочные со шпонками (размеры в мм)

| d | D | L | [Tр], Н·м |
| (22) | |||
| (28) | |||
| (35) | |||
| (45) | |||
| (55) | |||
| (70) | |||
| (90) | |||
Таблица 45
Муфты фланцевые

| Номер муфты | [Тр], Н·м | d, мм | D, мм | D0, мм | L, мм | Болт | Масса муфты, кг | |
| резьба | кол-во | |||||||
| МД1 | 18…24 | М10 | 2,6 | |||||
| МД2 | 25…32 | М12 | 5,5 | |||||
| МД3 | 35…42 | М12 | ||||||
| МД4 | 45…55 | М16 | 15,8 | |||||
| МД5 | 58…70 | М16 | ||||||
| МД6 | 72…85 | М16 | 42,8 | |||||
| МД7 | 90…105 | М20 |
Таблица 46
Муфты упругие втулочно-пальцевые (МУВП)
(ГОСТ 21424-75) (размеры в мм)

| Момент [Тр], Н·м | Частота вращения, об/мин не более | Отверстие, мм d, d1 | ℓцил, мм | dп,, мм | ℓвт, мм | z, мм | d0, мм | L, мм | D, мм | D0. мм | Совмещение осей валов | |
| ∆, мм | γ | |||||||||||
| 31,5 | 12; 14 16;18 | 0,2 0,2 | 1030' 1030' | |||||||||
| 19;20; 21 | 0,2 | 1030' | ||||||||||
| 20; 22; 24 | 0,2 | 1030' | ||||||||||
| 25; 28; 30 | 0,3 | 1030' | ||||||||||
| 32; 35; 36; 38; 40; 42; | 0,3 | 10 | ||||||||||
| 40; 42; 45; | 0,3 | 10 | ||||||||||
| 48; 50 | 0,3 | 10 | ||||||||||
| 55; 56; 60; 65; 70; | 0,4 | 10 |
Таблица 47
,
+3 мм
≤ е






