Ю. В. Неёлов, В. В. Попцов
ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЯ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Учебное пособие
для студентов специальности 190601 “Автомобили
и автомобильное хозяйство” дневной, заочной
и заочной сокращенной формы обучения
Тюмень
ТюмГНГУ
УДК 629.3.017(075.8)
ББК 39.33-01я73
Н 42
доктор технических наук, профессор Н. В. Храмцов
кандидат технических наук, доцент Д. А. Захаров
Неёлов, Ю. В. | |
Н 42 | Теория автомобиля. Лабораторный практикум: учебное пособие / Ю. В. Неелов, В. В. Попцов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – 132 с. |
ISBN 978-5-9961-0299-0 | |
В учебном пособии рассмотрен порядок определения основных эксплуатационных свойств автомобиля. Приведены методики расчета элементов конструкции автомобиля. Представлена методика тягово-скоростного расчета автомобиля, используемая при оценке динамических свойств автомобиля. Учебное пособие может быть использовано для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Пособие предназначено для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» дневной, заочной и заочной сокращенной форм обучения. |
УДК 622.24=111(075.8)
ББК 33.131я73
ISBN 978-5-9961-0299-0 | © Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2010 |
Оглавление
Введение................................................................................................... 4
Лабораторная работа № 1. Геометрические параметры
профильной проходимости автомобиля ……………………..……………… 5
Лабораторная работа № 2.Тормозные свойства автомобиля …...…. 17
Лабораторная работа № 3. Аналитическое определение
центра тяжести автомобиля …………………………………...……..…….. 29
Лабораторная работа № 4. Контактирование шины с опорной
поверхностью …………………………………….....…………..…….. 40
Лабораторная работа № 5. Определение радиальной жесткости
автомобильной шины …………………………………...…........……. 47
Практическая работа № 1. Расчет карданной передачи ….......……. 55
Практическая работа № 2. Расчет элементов подвески
автомобиля ………………………………………………………..…………. 66
Практическая работа № 3. Расчет элементов сцепления
автомобиля …………………………………..........………….............……… 78
Методика расчета тягово-скоростных свойств автомобиля …....…. 89
Критерии оценки работы студентов ………………………..……… 114
Список литературы …………………………………….....………… 117
Приложение 1 ……………………………………………………….. 118
Приложение 2 ……………………………………………………….. 121
Приложение 3 ……………………………………………………….. 123
Приложение 4 ……………………………………………………….. 126
Введение
Назначение автомобиля – транспортирование грузов, пассажиров или специального оборудования из пункта отправления в пункт назначения. При этом качество и эффективность применения автомобиля во многом зависит от его эксплуатационных свойств.
Эксплуатационные свойства - это свойства автомобиля, посредством которых реализуются: средние скорости транспортирования; расход топлива, связанный с транспортированием; безопасность движения автомобиля, выполняющего свои производственные функции; возможность движения по дорогам различного качества, а иногда и без дорог.
Важнейшими качественными показателями эксплуатации автомобиля являются его производительность и себестоимость перевозок, которые в большей степени зависят от таких эксплуатационных свойств как тягово-скоростные и топливная экономичность.
Эксплуатационные свойства, обеспечивающие движение автомобиля, существенно зависят от конструкции и технического состояния автомобиля, его систем и механизмов. Чем совершеннее конструкция автомобиля и лучше его техническое состояние, тем выше эксплуатационные свойства автомобиля. Поэтому автомобиль, его системы и механизмы конструируют таким образом, чтобы он имел определенные эксплуатационные свойства, требуемые для заданных условий эксплуатации и обеспечивающие его эффективное использование.
Будущему инженеру следует хорошо знать особенности этих свойств, чтобы наилучшим образом выполнять те производственные функции, для которых и предназначен автомобиль.
Специалисту, обеспечивающему эксплуатацию автотранспортных средств, знание свойств различных автомобилей помогает выбирать те из них, которые наилучшим образом соответствуют характеристикам перевозимого груза и условиям перевозок, дает возможность разрабатывать оптимальную стратегию перевозок, оптимальные методы поддержания в эксплуатации свойств, заложенных при проектировании и производстве и восстановления их в процессе ремонта.
Целью учебного пособия является формирование у студентов системы научных представлений, обеспечивающих глубокое понимание конструкции автомобилей, рабочих процессов и механизма формирования основных эксплуатационных свойств автомобиля.
Данное учебное пособие рекомендовано для студентов специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» ТюмГНГУ по дисциплине «Теория автомобилей».