Все известные философы, психологи и писатели, все серьезные мыслители,
когда-либо писавшие о любви, обязательно указывали на то, что идеальной, или
здоровой, любви свойственно уважительное отношение партнеров к
индивидуальности друг друга. Любящий человек видит в предмете своей любви
уникальную, неповторимую личность, рост и развитие которой вызывают у него
радость и чувство удовольствия. Подтверждением этой мысли могут послужить
мои наблюдения за самоактуализированными людьми. Эти люди обладают редкой
способностью радоваться успехам и достижениям любимого человека, личностный
рост любимого они не воспринимают как личную угрозу, он радует их. Они
действительно уважают своих партнеров, уважают глубоко и сущностно. Очень
хорошо сказал об этом Оверстрит (Збба, р. 103): "Любовь? это не стремление
обладать человеком, зачеркнуть его, напротив, это сущностная потребность
подчеркнуть человека. Любить? значит признавать право человека быть самим
собой, быть уникальным".
|
|
Столь же однозначен был в этом вопросе и Фромм (145, р. 261):
"Важнейшим компонентом этой спонтанности является любовь, но не та
"любовь", которая уничтожает Я другого, а любовь, которая выступает как
спонтанное подтверждение индивидуальности другого, как объединение двух
индивидуальностей с сохранением и развитием каждой из них". Пожалуй, самым
наглядным примером такого уважения к партнеру может послужить муж, с
гордостью рассказывающий знакомым об успехах своей жены. Другим образцом
может стать жена, принципиально не желающая ревновать своего мужа.
Уважительное отношение к индивидуальности другого человека может
проявляться в самых разных формах, и нужно уметь отличать его от любви как
таковой. Между любовью и уважением нет полного тождества, это
самостоятельные феномены, хотя они часто сопутствуют друг другу. Можно
уважать человека, не любя его. Я не знаю, можно ли любить, не уважая
любимого человека, не знаю, можно ли эти взаимоотношения с полным правом
назвать любовью, но готов допустить и эту возможность. Во всяком случае, в
уважительных отношениях часто обнаруживаются те же самые характеристики,
которые присущи здоровой любви.
Уважение обязательно предполагает признание автономности другого
человека, признание за ним права на целостность и особость.
Самоактуализированный человек не стремится использовать партнера в своих
целях, не предпринимает попыток поработить или унизить его, он готов
считаться с его желаниями и потребностями, готов признать его неотъемлемое
право на суверенитет. Этими же принципами руководствуется
|
|
самоактуализированный человек в своих взаимоотношениях с детьми,? по
крайней мере, среди представителей нашей культуры никто не умеет так уважать
ребенка, как это делают они.
Занятно, но порой такое уважительное отношение к сексуальному партнеру
внешне может выглядеть как полное неуважение. Дело в том, что принятый в
нашей культуре ритуал ухаживания за женщиной есть не что иное, как попытка
мужчины извиниться перед женщиной за очевидное невнимание к ней, а, быть
может, даже и выражение бессознательного стремления подчеркнуть свое
превосходство над "слабым полом", презрения к нему. Например, у нас принято
вставать при появлении дамы, подавать ей стул, пальто, руку, пропускать ее
вперед и оставлять за ней право выбора блюд в ресторане, но все эти нормы и
по происхождению и по существу подразумевают отношение к женщине как к
слабому существу, неспособному позаботиться о себе, нуждающемуся в опеке и
защите. Как правило, женщины с сильно развитым чувством самоуважения
настороженно относятся к этим внешним знакам уважения, понимая, что
подлинным уважением здесь и не пахнет. Я заметил, что если мужчина на самом
деле уважает женщину, то он обращается с ней как с равноправным партнером,
как с товарищем, а не как с инвалидом или недоумком. В таких случаях мужчины
могут позволить себе даже пренебречь формальными нормами вежливости, они
ведут себя в присутствии женщины свободно и естественно, чем нередко
вызывают осуждение окружающих и обвинения в неуважительном отношении к
дамам.