Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, политическое право, право народов и т. п.); во-вторых, право в специально-юридическом, как инструмент, связанный с государством.
Однако и в этом, более узком понимании право разделяют на объективное и субъективное.
Право в объективном смысле — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Важно, что не государство создает и предоставляет личности права; она их имеет от рождения, и обязанность государства — признавать и защищать эти права.
Признаки права:
1. Нормативность - право складывается из норм (правил поведения общего характера).
2. Общеобязательность - обязательно для всех.
3. Системность - не просто совокупность, а стройная система.
4. Связь с государством - государство обеспечивает принудительность права (государственное принуждение).
5. Формальная определённость.
6. Волевой характер - в праве выражена воля: Воля народа + Воля господствующего класса = общая воля, которая и выражена в праве.
При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);
2) то, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона).
Выделим следующие подходы к сущности права: классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса; общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Поэтому в сущностиправа исходя из исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.