Образование и склонение причастий

Причастиями - отглагольные образования, характери зующиеся как глагольными категориями, так и морфологическими и синтаксическими особенностями имен прилагательных: изменение по родам, числам и падежам (склонение), а также употребление как в краткой, так и в полной форме (краткая форма первична). Как и в современном русском языке в СТСЛ языке были действительные и страдательные причастия. Страдательные причастия подразделялись также на СП настоящего и СП прошедшего времени. Образование СП настоящего времени: основа глаг. наст. вр. + тематич. гласный (-о-, -е-, -и-)+ суффикс -м- + окончание (Ъ). -о- и –е- присоединял суффикс к глаголам 1 спряжения: нес-6тЪ - нес-о-м-Ъ, вед-6тЪ - вед-о-м-Ъ, зна\тЪ - зна-е-м-Ъ. Тематический -и- присоединял суффикс к глаголам 2 спряжения: вид-$тЪ - вид-и-м-Ъ. Образование СП прошедшего времени: основа инфинитива + суффикс (-н-, -т-) + окончание (Ъ). Суффикс -н- присоединялся к основам инфинитива на f, z: зЪв-а-ти - зЪв-а-н-Ъ; Суффикс -т- использовался при образовании причастий от основ инфинитива на носовой или глас дифтонгического происхождения:п$-ти - п$-т-Ъ. Суффикс –ен- прибавлялся, если основа заканчивалась на согласный:принесенъ

–. Действительные причастия настоящего времени. Образование форм: основа настоящего времени + 6\(для 1 спряж)/ 5\(для 2 спр.)+ окончания. Склонение: именные (краткие) формы изменяются по типу именных основ: м.р., ср.р. - *jŏ; ж.р. - *jā. Местоименные (полные) формы причастий изменялись также, как местоименные формы прилагательных. Действительные причастия прошедшего времени. Образование форм: основа инфинитива + -ъш(если основа на согл или суффикс –и-)-, -въш-(если основа на гласный,кроме –и-) + окончания. Склонение: Именные (краткие) формы изменяются по типу именных основ: м.р., с.р. - *jŏ; ж.р. - *jā. Местоименные (полные) формы причастий изменялись так же, как и местоименные формы прилагательных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: