Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и массовыми общественными явлениями, преследующими политические цели

Политические партии играют важную роль в политической системе, в развитии политической активности граждан, их участии и управлении государством. Они – связующее звено между государственной властью и народом, представителями различных слоев населения.

В годы тоталитарного режима существовала однопартийная система. КПСС конституционно признавалась руководящей и направляющей силой общества. Она осуществляла идейно-политическое руководство всеми правоохранительными органами, к которым относился и суд. Суды участвовали в политических кампаниях. В годы массовых репрессий придавали видимость законности актом произвола со стороны партийно-государственного руководства страны.

В годы перестройки общественная и правовая мысль стали единодушны в том, что для обеспечения независимости и беспристрастности при отправлении правосудия судьи должны быть политически нейтральными.

Вопрос о деполитизации судей был положительно решен еще до революции 1906 г., и это требование неукоснительно соблюдалось под страхом увольнения с судебной должности. В послереволюционное время, напротив, на судебные должности подбирались члены компартии либо они становились ими на судебной работе. В связи с демократическими преобразованиями в стране вопрос о деполитизации и департизации правоохранительных органов встал очень остро в 1989-1990 гг.

Первый шаг в этом направлении – Указ Президента СССР от 24 августа 1991 г. «О прекращении деятельности политических партий и политических движений в Вооруженных силах, правоохранительных органах и государственном аппарате». 25 августа того же года аналогичный акт был принят Верховным Советом БССР.

Позже, как уже отмечалось, этот вопрос был решен в Беларуси на конституционном уровне, а затем и в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (ст. 61). И это уже значительное демократическое достижение, ведь требование о политической нейтральности судей закреплено в конституциях многих демократических стран мира (Франции, Италии, Испании), а в США и Великобритании неучастие судеец в партийно-политической деятельности обеспечивается историческими традициями и нормами профессиональной этики.

К Компетенции судов отнесено рассмотрение жалоб общественных объединений на отказ органов юстиции и регистрации, а также исков и представлений о прекращении деятельности партий и общественных объединений в связи с нарушением требований ст. 5 Конституции РБ, запрещающей им заниматься деятельностью, имеющей насильственное изменение конституционного строя, либо пропаганды войны, возбуждением национальной, религиозной и расовой вражды.

Представления о ликвидации указанных общественных объединений вносятся в Верховный Суд РБ Министерством юстиции или Прокуратурой республики. При положительном решении этого вопроса Верховным Судом Министерство юстиции исключает ликвидированные партии из Государственного реестра политических партий, а местные органы юстиции снимают их организационные структуры с учета (ст. 22 РБ «О политических партиях»).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: