Специализированные суды

Районный (городской) и специализированный суды (по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др.) образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов. Специализированный суд: 1) рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции; 2) изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику; 3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Количество судей для каждого районного (городского), специализированного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь. Суды состоят из председателя суда, судей, народных заседателей. При наличии пяти и более судей в нем вводится должность заместителя председателя суда. При наличии 10 и более судей в составе районного (городского) и специализированного судов вводится должность второго заместителя председателя суда. Председатель суда (его заместитель) назначается на должность сроком на пять лет Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Председатель суда (его заместитель) рассматривает и разрешает дела в судебных заседаниях, организует работу суда, руководит работой аппарата суда и осуществляет другие полномочия. В районном (городском), специализированном суде функционирует аппарат суда, призванный обеспечивать выполнение судом возложенных на него функций. Работниками аппарата суда являются заведующий канцелярией, секретари суда и судебного заседания, помощник председателя суда, делопроизводитель, консультант, архивариус, инженер-программист, оператор копировано-множительной техники, судебный исполнитель и др.


36. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. Система хозяйственных судов двухзвенная. Ее составляют Высший Хозяйственных Суд Республики Беларусь и хозяйственные суды областей (хозяйственный суд города Минска). В системе хозяйственных судом могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. Возглавляет систему хозяйственных судов Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, являющийся высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хозяйственных судов и реализует иные полномочия. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь: рассматривает дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений о конституционности нормативных правовых актов; изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства; оказывает судьям хозяйственных судов помощь по применению законодательства; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов; иные полномочия. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из председателя суда, первого заместителя и заместителей председателя, судей суда. Председатель суда назначается Президентом Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. В структурном плане суд действует в составе Пленума суда, Президиума суда, Кассационной коллегии суда, судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, судебной коллегии по банкротству, судебной коллегии по налоговым спорам. Хозяйственные суды областей (хозяйственный суд города Минска), специализированные хозяйственные суды представляют низшее (второе) звено системы хозяйственных судов. Они состоят из председателя суда, его заместителей и судей. Хозяйственные суды областей (города Минска): рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику; готовят предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности и др. Специализированные хозяйственные суды: рассматривают дела, отнесенные к их компетенции; изучают и обобщают судебную практику; готовят предложения по совершенствованию законодатель-ства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности и др. Председатели хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов, их заместители назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда: организует деятельность соответствующего суда; осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда по согласованию с Председателем Высшего Хозяйственного Суда; распределяет обязанности между своими заместителями; председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях и др.

37. Международный арбитражный (третейский) суд. Международный арбитражный и третейские суды не входят в судебную систему Республики Беларусь. Их организация, компетенция и порядок деятельности определены Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде». Различают два вида рассматриваемых судов: 1) постоянно действующий международный арбитражный суд, создаваемый некоммерческой организацией, содействующей внешнеэкономическим связям (Белорусская торгово-промышленная палата). Органами такого суда являются председатель суда, президиум суда, арбитры (судьи); 2) третейские органы (суды), образуемые по соглашению сторон, для разрешения отдельных споров.Данным судам подведомственны споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении международных экономических связей, если местонахождение хотя бы одного из них находится вне территории Республики Беларусь, а также другие дела. Дела для разрешения передаются в суд только при обоюдном согласии участников спора (ст. 4 Закона «О международном арбитражном (третейском) суде»). Язык судопроизводства в судах определяется по соглашению сторон спора либо же самим составом суда. Вынесенные по делу международным арбитражным (третейским) судом решения исполняются на территории Республики Беларусь в общем порядке, установленном процессуальным законодательством. Обжалование решений допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом «О международном арбитражном (третейском) суде» (ст. 43), путем подачи ходатайства об его отмене в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.


38. Полномочия, состав, порядок формирования, структура судов. Районный (гор.), межгарнизонный воен и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ. Районный (гор.) суд образуется в районе, городе обл. подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе, межгарнизонный воен суд - с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил РБ, иных войск и воинских формирований, специализированный суд - в районе, городе обл. подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. Допускается образование одного районного (гор.) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов. Районный (гор.), межгарнизонный воен и специализированный суды состоят из председателя суда и судей. Судьи районного (гор.) и межгарнизонного воен судов могут специализироваться на рассмотрении гражданских и уголовных дел, а судьи районного (гор.) суда - также на рассмотрении дел об административных правонарушениях и исполнительных производств. Количественный состав судей районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов устанавливается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ. При наличии пяти и более судей в составе районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов вводится должность зам. председателя суда. При наличии десяти и более судей в составе районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов вводится должность второго зам. председателя суда. Районный (гор.) суд: 1) рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях; 2) рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений; 3) изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Межгарнизонный воен суд: 1) рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела по искам, вытекающим из воинских отношений, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела, подсудные воен судам; 2) изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику; 3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Специализированный суд: 1) рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции; 2) изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику; 3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.В каждой области РБ, городе Минске действуют соответственно обл. суд, Минский гор. суд. В РБ действует Бел воен суд. Обл. (Минский гор.), Бел воен суды состоят из председателя суда, зам. председателя суда и судей. В областном (Минском городском), Белорусском военном судах образуются: президиум суда; судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам. При необходимости Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ в областном (Минском городском), Белорусском военном судах могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел. Бел воен суды: 1) рассматривают в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях; 2) могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке; 3) осуществляют надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, оказывают им помощь в применении законодательства; 4) изучают и обобщают судебную практику, ведут и анализируют судебную статистику; 5) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Верховный Суд РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Верховный Суд РБ состоит из судей Верховного Суда РБ, в том числе Председателя Верховного Суда РБ, первого зам. и зам. Председателя Верховного Суда РБ. Количество зам. Председателя Верховного Суда РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ. Верховный Суд РБ действует в составе: Пленума; Президиума; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам; судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности; Военной коллегии. При необходимости могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел. Количественный состав судей Верховного Суда РБ устанавливается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ. 1) рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях; 2) может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке; 3) вносит в Конст-ный Суд РБ предложения о даче заключений в соответствии со статьей 112 и 116 Конституции РБ; 4) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства; 5) осуществляет контроль за исполнением судами постановлений Пленума; 6) оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства; 7) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства; 8) изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию предс-лей, зам. предс-лей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов; 9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями; 10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Контроль за конст-ностью нормативных актов в государстве осуществляется Конст-ным Судом РБ. Конст-ный Суд РБ формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конст-ного Суда назначаются Президентом РБ, шесть судей избираются Советом Республики. Пред-ль Конст-ного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конст-ного Суда - 11 лет. Предельный возраст членов Конст-ного Суда - 70 лет. Компетенция: 1) дает заключения: о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ; 2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам; 3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хоз. Суда, Ген. прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам; 4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам. В хоз. судах разрешаются Хоз. (экономические) споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений. В ХПК РБ определены субъекты, имеющие право на обращение в Хоз. суд: 1) юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус предпринимателя; 2) организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллективы), и граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных законодательными актами. Таким же правом обладают прокурор и государственные или иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами. Во всех иных случаях споры о применении права рассматриваются в общих судах, а о конст-ности нормативных актов - в Конст-ном Суде. Систему хоз. судов составляют: Хоз. суды областей (города Минска); Высший Хоз. Суд РБ. В системе хоз. судов могут создаваться специализированные Хоз. суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. Хоз. суды областей (города Минска), специализированные Хоз. суды В каждой области РБ действует Хоз. суд соответствующей области, а в городе Минске - Хоз. суд города Минска. Специализированные Хоз. суды образуются Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хоз. Суда РБ. Состав Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда Хоз. суд области (города Минска), специализированный Хоз. суд состоят из председателя суда, зам. председателя суда и судей. В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться: судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции; апелляционная судебная коллегия; судебная коллегия по банкротству; судебная коллегия по налоговым спорам; судебная коллегия по административным делам. Количественный состав судей Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда устанавливается Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хоз. Суда РБ. Компетенция Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда. Хоз. суд области (города Минска): 1) рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2) изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; 3) готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Специализированный Хоз. суд: 1) рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции; 2) изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; 3) готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Высший Хоз. Суд РБ возглавляет систему хоз. судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хоз. (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, осуществляет надзор за судебной деятельностью хоз. судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Высший Хоз. Суд РБ состоит из судей Высшего Хоз. Суда РБ, в том числе Председателя Высшего Хоз. Суда РБ, первого зам. и зам. Председателя Высшего Хоз. Суда РБ. Количество зам. Председ-ов Высшего Хоз. Суда РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хоз Суда. Высший Хоз. Суд РБ действует в составе: Пленума Высшего Хоз. Суда РБ; Президиума Высшего Хоз. Суда РБ; Кассационной коллегии Высшего Хоз. Суда; судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции Высшего Хоз. Суда РБ; судебной коллегии по банкротству Высшего Хоз. Суда РБ; судебной коллегии по налоговым спорам Высшего Хоз. Суда РБ. Количественный состав судей Высшего Хоз. Суда РБ устанавливается Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хоз. Суда РБ. Компетенция Высшего Хоз. Суда РБ: 1) рассматривает в пределах своей компетенции дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2) изучает и обобщает практику применения Хоз.и судами законодательства, регулирующего отношения в сфере хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения; 3) осуществляет контроль за исполнением Хоз.и судами РБ постановлений Пленума Высшего Хоз. Суда РБ; 4) оказывает судьям хоз. судов помощь по применению законодательства; 5) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере хозяйственной (экономической) деятельности; 6) осуществляет проверку деятельности хоз. судов,; 7) ведет и анализирует судебную статистику и организует работу по ее ведению в хоз. судах; 8) осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хоз. судов, в том числе совместно с Министерством юстиции РБ - по их кадровому обеспечению и самостоятельно - по другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами; 9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями; 10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Состав Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда Хоз. суд области (города Минска), специализированный Хоз. суд состоят из председателя суда, зам. председателя суда и судей. В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться: судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции; апелляционная судебная коллегия; судебная коллегия по банкротству; судебная коллегия по налоговым спорам; судебная коллегия по административным делам. При необходимости Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хоз. Суда РБ в хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел. Количественный состав судей Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда устанавливается Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хоз. Суда РБ. Компетенция Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда Хоз. суд области (города Минска): 1) рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2) изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; 3) готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Специализированный Хоз. суд: 1) рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции; 2) изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику; 3) готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.


39. Организация работы судов. Систему общих судов составляют: районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский гор.), Бел воен суды; Верховный Суд РБ. В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Районный (гор.), межгарнизонный воен и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ. Районный (гор.) суд образуется в районе, городе обл. подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе, межгарнизонный воен суд - с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил РБ, иных войск и воинских формирований, специализированный суд - в районе, городе обл. подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. Допускается образование одного районного (гор.) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов. Состав районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов Районный (гор.), межгарнизонный воен и специализированный суды состоят из председателя суда и судей. Судьи районного (гор.) и межгарнизонного воен судов могут специализироваться на рассмотрении гражданских и уголовных дел, а судьи районного (гор.) суда - также на рассмотрении дел об административных правонарушениях и исполнительных производств. Количественный состав судей районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов устанавливается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ. При наличии пяти и более судей в составе районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов вводится должность зам. председателя суда. При наличии десяти и более судей в составе районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов вводится должность второго зам. председателя суда. Компетенция районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов Районный (гор.) суд: 1) рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях; 2) рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений; 3) изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Специализированный суд: 1) рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции; 2) изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику; 3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.


40. Судебные исполнители. Их права и обязанности Судебный исполнитель является государственным служащим, представителем власти, к компетенции которого относятся вопросы возбуждения исполнительного производства, контроля за добровольным исполнением, принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю, принятие мер по установлению местонахождения должника и иные действия, предусмотренные законодательством. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность судебного исполнителя, являются «Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь», «Инструкция по исполнительному производству». Судебный исполнитель при выполнении должностных обязанностей рассматривает вопросы о возбуждении и окончании исполнительного производства, об отказе в возбуждении исполнительного производства, о возвращении исполнительного документа взыскателю и об отложении исполнительных действий, вызывает в суд граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, истребует от граждан, юридических лиц сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении. По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входит на территорию и в помещения (квартиру), занимаемые должником, при необходимости с участием понятых проводит осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений должника, требует от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц выполнения определенных действий, указанных в исполнительных документах либо направленных на их исполнение, налагает арест на имущество должника и производить его опись, производит оценку имущества, приглашая в необходимых случаях для этих целей эксперта (специалиста), реализовывает на торгах, аукционах, через комиссионные магазины имущество должника, осуществляет иные предусмотренные законодательством меры по исполнению исполнительных документов. К мерам принудительного исполнения относятся следующие действия судебного исполнителя, предпринятые им по исполнению исполнительного документа: обращение взыскания на денежные средства должника путем наложения ареста и списания денежных средств должника, находящихся в банках и кредитных учреждениях, по истечении срока для добровольного исполнения, приостановление расходных операций по счетам должника, обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста, продажа имущества, обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у иных лиц, путем наложения ареста и изъятия (перечисления), арест и изъятие у должника и передача взыскателю определенного имущества, указанного в судебном постановлении, после истечения срока для добровольного исполнения, временное ограничение права должника на выезд из Республики Беларусь, иные законные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа. Судебный исполнитель осуществляет свои должностные обязанности по территориальному принципу, т.е. в районе деятельности суда, при котором состоит судебный исполнитель.


41. Председатели судов и их заместители. Их права и обязанности Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судовПред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на пять лет. Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов являются судьями соответствующего суда. Пред-ли районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов:1) пред-льствуют в судебных заседаниях, назначают судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях, распределяют иные обязанности между судьями; 2) ходатайствуют перед Верховным Судом РБ о внесении предложений в Конст-ный Суд РБ о проверке конст-ности нормативных правовых актов; организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики; 3) руководят работой аппарата суда, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда; 4) ведут личный прием граждан, организуют работу суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан; 5) организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда; 6) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами. В случае отсутствия председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов или при невозможности исполнения им своих обязанностей и при отсутствии в суде должности зам. председателя суда полномочия председателя суда осуществляет один из судей соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей. Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на пять лет. Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов являются судьями соответствующего суда. Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов осуществляют полномочия председателя суда в его отсутствие или при невозможности исполнения им своих обязанностей. Зам. председателя районного (гор.), межгарнизонного воен и специализированного судов осуществляют иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей и законодательными актами. Обл. (Минский гор.), Бел воен суды. Пред-ли обл. (Минского гор.), Бел воен судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на пять лет. Пред-ли обл. (Минского гор.), Бел воен судов являются судьями соответственно обл. (Минского гор.), Бел воен судов. Пред-ли обл. (Минского гор.), Бел воен судов: 1) организуют деятельность соответствующего суда; 2) распределяют обязанности между своими зам.и; 3) созывают президиум соответствующего суда и пред-льствуют на его заседаниях; 4) могут пред-льствовать в судебных заседаниях; 5) назначают судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях; 6) распределяют обязанности между судьями; 7) ходатайствуют перед Верховным Судом РБ о внесении предложений в Конст-ный Суд РБ о проверке конст-ности нормативных правовых актов; 8) вносят в президиум соответствующего суда представления по формированию составов судебных коллегий и судебных составов; 9) вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора; 10) осуществляют общее руководство аппаратом соответствующего суда, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда; 11) организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда; 12) руководят работой по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики; 13) ведут личный прием граждан, организуют работу соответствующего суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан; 14) информируют Пленум Верховного Суда РБ о практике применения судами законодательства; 15) представляют соответствующий суд в отношениях с государственными органами, иными организациями; 16) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Зам. председателя обл. (Минского гор.), Бел воен судов назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на пять лет. Зам. председателя обл. (Минского гор.), Бел воен судов являются судьями соответствующего суда. Зам. председателя обл. (Минского гор.), Бел воен судов: 1) в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии; 2) пред-льствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают пред-льствующими судей соответствующих судебных коллегий; 3) информируют президиум соответствующего суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий; 4) ведут личный прием граждан; 5) организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики; 6) организуют деятельность структурных подразделений аппарата соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей; 7) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами. В случае отсутствия председателя обл. (Минского гор.), председателя Бел воен судов или при невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия председателя суда осуществляет один из зам. председателя в соответствии с распределением обязанностей. Пред-ль Верховного Суда РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет. Пред-ль Верховного Суда РБ: 1) организует деятельность Верховного Суда РБ и иных общих судов; 2) утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалиф. экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалиф. экзаменов; 3) созывает Пленум Верховного Суда РБ, организует работу Президиума Верховного Суда РБ и пред-льствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда РБ вопросы, отнесенные к их ведению; 4) вносит представления Президенту РБ по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Кодексом; 5) вносит на утверждение Пленума Верховного Суда РБ представления по составу судебных коллегий Верховного Суда РБ; 6) руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; 7) организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Верховного Суда РБ; 8) формирует судебные составы для рассмотрения дел; 9) назначает судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями; 10) вправе пред-льствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ; 11) вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора; 12) распределяет обязанности между первым зам. и зам.и Председателя Верховного Суда РБ; осуществляет общее руководство аппаратом Верховного Суда РБ, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Верховного Суда РБ; 13) выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ представления о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда РБ, содержащих разъяснения, законодательству; 14) вносит Президенту РБ, в Совет Министров РБ и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства; 15) представляет Верховный Суд РБ в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными; 16) ведет личный прием граждан, организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан; 17) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Пред-ль Верховного Суда РБ издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с судопроизводством. Пред-ль Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума. Первый зам. Председателя Верховного Суда РБ назначается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет. Зам. Председателя Верховного Суда РБ назначаются Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет. Зам. Председателя Верховного Суда РБ: 1) возглавляют работу судебных коллегий Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей; 2) пред-льствуют в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ и назначают пред-льствующими судей соответствующих судебных коллегий Верховного Суда РБ; 3) вправе по поручению Председателя Верховного Суда РБ пред-льствовать в заседаниях Пленума и Президиума; 4) организуют изучение и обобщение судебной практики и ведение судебной статистики; 5) руководят работой структурных подразделений аппарата Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей; 6) информируют Пленум Верховного Суда РБ о деятельности возглавляемых ими коллегий Верховного Суда РБ; 7) ведут личный прием граждан; 8) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Зам. Председателя Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Высшего Хоз. Суда РБ. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РБ и первого зам. Председателя Верховного Суда РБ или при невозможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Верховного Суда РБ осуществляет один из зам. Председателя Верховного Суда РБ в соответствии с распределением обязанностей. Пред-ль Высшего Хоз. Суда РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ из числа судей Высшего Хоз. Суда РБ сроком на пять лет. Пред-ль Высшего Хоз. Суда РБ: 1) Организует деятельность Высшего Хоз. Суда РБ и иных хоз. судов; 2) утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалиф. экзаменов у кандидатов на должности судей хоз. судов, порядок подготовки и проведения квалиф. экзаменов; 3) созывает Пленум Высшего Хоз. Суда РБ, организует работу Президиума Высшего Хоз. Суда РБ и пред-льствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Высшего Хоз. Суда РБ вопросы, отнесенные к их ведению; Пред-ль Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда назначается Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Высшего Хоз. Суда РБ сроком на пять лет. Пред-ль Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда является судьей соответствующего Хоз. суда. Пред-ль Хоз. суда области (города Минска): 1) формирует судебные составы соответствующего суда; 2) вносит Пред-лю Высшего Хоз. Суда РБ представления для назначения составов судебных коллегий; 3) вправе пред-льствовать в заседаниях судебных коллегий. Пред-ль Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда: 1) организует деятельность соответствующего суда; 2) осуществляет общее руководство аппаратом соответствующего суда, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата суда по согласованию с Председателем Высшего Хоз. Суда РБ; 3) распределяет обязанности между своими зам.и; 4) пред-льствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями; 5) ходатайствует перед Высшим Хоз. Судом РБ о внесении предложений в Конст-ный Суд РБ о проверке конст-ности нормативных правовых актов; 6) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата соответствующего суда; 7) руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики; 8) ведет личный прием граждан, организует работу соответствующего суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан; информирует Пленум Высшего Хоз. Суда РБ о деятельности суда; 9) представляет соответствующий суд в отношениях с государственными органами, иными организациями; 10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Зам. председателя Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Высшего Хоз. Суда РБ сроком на пять лет. Зам. председателя Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда являются судьями соответствующего Хоз. суда. Зам. председателя Хоз. суда области (города Минска): 1) в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и судебные составы; 2) пред-льствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают пред-льствующими судей соответствующих судебных коллегий; 3) отчитываются перед Пленумом Высшего Хоз. Суда РБ о работе возглавляемых ими судебных коллегий. Зам. председателя Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда: 1) ведут личный прием граждан; 2) организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики; 3) организуют деятельность структурных подразделений аппарата соответствующего суда в соответствии с распределением обязанностей; 4) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами. В случае отсутствия председателя Хоз. суда области (города Минска), специализированного Хоз. суда или при невозможности исполнения им своих обязанностей полномочия председателя суда осуществляет один из зам. председателя в соответствии с распределением обязанностей.


42. Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов. Органы, осуществляющие эту деятельность. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов в пределах предоставленных полномочий осуществляется:Секретариатом Конст-ного Суда РБ - в отношении Конст-ного Суда РБ; аппаратом Верховного Суда РБ - в отношении Верховного Суда РБ; аппаратом Высшего Хоз. Суда РБ - в отношении Высшего Хоз. Суда РБ, хоз. судов областей (города Минска) и специализированных хоз. судов; Министерством юстиции РБ - в отношении областных (Минского гор.), районных (городских) и специализированных судов; управлениями юстиции областных (Минского гор.) исполнительных комитетов - в отношении районных (городских) и специализированных судов. Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Министерством юстиции РБ, материально-техническое обеспечение деятельности Военной коллегии Верховного Суда РБ и военных судов осуществляется Министерством обороны РБ за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание органов судебной власти и выделяемых на эти цели Министерству обороны РБ. Указанные органы в соответствии со своей компетенцией: 1)разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации работы судов РБ и ее совершенствованию; 2)осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов; 3)организуют работу по материально-техническому обеспечению судов и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных постановлений; 4)разрабатывают и осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей; 5)осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с законодательством.Соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы предоставляют судам необходимые помещения, обеспечивая их постоянное техническое обслуживание. Статья 184. Аппарат (Секретариат) суда. Аппарат (Секретариат) суда обеспечивает работу суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации законодательства, выполнению иных функций, а также осуществляет меры по организационному обеспечению деятельности суда. Пред-ли судов для непосредственного обеспечения возложенных на них полномочий имеют помощников. Численность работников Секретариата Конст-ного Суда РБ, аппаратов Верховного Суда РБ и Высшего Хоз. Суда РБ определяется Президентом РБ по представлению предс-лей этих судов. Работники аппарата (Секретариата) суда, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание суда, являются государственными служащими. Работники Секретариата Конст-ного Суда РБ, аппаратов Верховного Суда РБ, Высшего Хоз. Суда РБ, за исключением лиц, осуществляющих техническое обслуживание указанных судов, являются государственными служащими и приравниваются по условиям оплаты труда, социально-бытового, материального и иного обеспечения, медицинского обслуживания к соответствующим категориям работников Аппарата Совета Министров РБ.


43. Основные этапы развития органов юстиции. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов (в прошлом – судебное управление) в разные периоды осуществляли суды и органы юстиции. С первых дней установления советской власти вопросы управления в области юстиции, в том числе и судами, входили в компетенцию: в центре – Наркомата РСФСР, на местах – юридических отделов и секций исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, губернских комиссаров юстиции. В Беларуси большую работу по организации нового судебного аппарата, органов следствия, обвинения, защиты, нотариата и других юридических учреждений провел Комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР 5 января 1919 г. был основан Народный комиссариат юстиции БССР. Проводниками организационно-административных мероприятий Наркомата юстиции на местах являлись уездные совещания судей и уездные бюро юстиции. Все эти годы параллельно с Наркоматом юстиции некоторые функции судебного управления осуществляли вышестоящие суды. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г. освободил от функции судебного управления все суды. Вся их деятельность была сосредоточена на осуществлении правосудия. По существу это было правильное решение, так как ставилась задача укрепить независимость судей и улучшить качество отправления правосудия. Однако на практике многие демократические принципы организации и деятельности в те годы в условиях тоталитарного государства попирались и не претворялись в жизнь. Управление в области юстиции стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции СССР, учрежденного 20 июля 1936 г., наркоматов юстиции союзных республик (в том числе БССР) и их управлений на местах, образованных в 1939 г. Система органов управления в области юстиции, установленная в конце 30-х гг., просуществовала без изменений до 1956 г. В том году для ликвидации излишней централизации в руководстве судами и расширения прав союзных республик, сокращения государственного аппарата Министерство юстиции СССР было упразднено, а управления юстиции на местах ликвидированы. Позднее упразднены и Министерства юстиции союзных республик. 20 февраля 1960 г. – Министерство юстиции БССР. Руководство народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию соответственно областных судов и Верховного Суда БССР. Для работы по кодификации т систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве республики. Эта комиссия, кроме того, осуществляла руководство адвокатурой, органами ЗАГСа и Институтом судебной экспертизы. Однако проведенная реформа себя не оправдала, и в 1970 г. в целях повышения уровня государственного руководства судами и другими учреждениями юстиции, улучшения правовой работы в народном хозяйстве, совершенствования законодательства и укрепления законности были восстановлены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г. В связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. были дополнены ст. 38, специально посвященной вопросам организационного руководства судами. В ней указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке предусмотренных законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР – в отношении судов союзных республик и военных трибуналов; министерствами юстиции союзных республик – в отношении верховных судов автономных республик, областных, краевых, городских судов, судов автономных областей и национальных округов, районных (городских) народных судов; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов областных, краевых, городских Советов – в отношении районных (городских) народных судов. В 1972 г. утверждаются положения об органах юстиции, в том числе и Положение о Министерстве юстиции БССР. Основы законодательства о судоустройстве 1989 г. предусмотрели значительное сужение полномочий органов юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности. Статья 15 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» уточнила функции Министерства юстиции Республики Беларусь в отношении общих и военных судов, назвав их организационным и материально-техническим обеспечением деятельности судов. Еще более конкретизируются они в Положениях о Министерстве юстиции от 25 ноября 1992 г. и от 1 декабря 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.


44. Полномочия органов юстиции по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Министерство юстиции Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Правительству Республики Беларусь (по отдельным вопросам деятельности — непосредственно Президенту Республики Беларусь). Министерство юстиции Республики Беларусь возглавляет Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Республики Беларусь. Министр юстиции имеет заместителей. Полномочия Министерства юстиции: 1) разрабатывают и вносят предложения по вопросам организации судов; 2)осуществляют с участием соответствующих судов подбор и подготовку кандидатов в судьи, повышение квалификации судей и работников судов; 3) организуют работу по материально-техническому обеспечению и созданию надлежащих условий для их деятельности, ведению судебной статистики, исполнению судебных решений; 4) разрабатывают т осуществляют меры, направленные на укрепление независимости судей; 5) осуществляют иные полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов в соответствии с действующим законодательствомДля рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности организаций системы Министерства юстиции Республики Беларусь при нем создается Научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов.


45. Система и структура Министерства Юстиции Республики Беларусь. Министерство юстиции Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Правительству Республики Беларусь (по отдельным вопросам деятельности — непосредственно Президенту Республики Беларусь). Министерство юстиции Республики Беларусь возглавляет Министр юстиции, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Республики Беларусь. Министр юстиции имеет заместителей.

Систему Министерства юстиции Республики Беларусь составляют:

  • - центральный аппарат Министерства юстиции Республики Беларусь;
  • - управления юстиции областных и Минского городского исполкомов;
  • - государственные нотариальные конторы;
  • - Республиканский трудовой арбитраж;
  • - ведомственные нотариальные архивы;
  • - государственные организации, подчиненные Министерству юстиции Республики Беларусь (Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы и др.);
  • - отделы записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах;
  • - дома (дворцы) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов.

В структурном плане центральный аппарат Министерства юстиции Республики Беларусь состоит из главных управлений, управлений и отделов (Главное управление судебных органов, Управление правового обеспечения внешних связей, отдел контроля и правовой экспертизы правовых актов, отдел делопроизводства и спецработы и др.), а также департаментов с правами юридического лица (Департамент по архивам и делопроизводству). В качестве совещательного органа в Министерстве юстиции Республики Беларусь образуется коллегия в количестве 11 человек, в состав которой входят Министр юстиции Республики Беларусь, его заместители, другие работники системы Министерства юстиции Республики Беларусь. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства юстиции Республики Беларусь, судов и организаций системы Министерства юстиции Республики Беларусь. Для рассмотрения научных рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования деятельности организаций системы Министерства юстиции Республики Беларусь при нем создается Научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов.

   
 

46. Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике Беларусь. Прокуратура Республики Беларусь —совокупность специализированных государственных органов и должностных лиц, осуществляющих на основании Конституции Республики Беларусь особую форму (вид) государственной деятельности — надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, а также иные функции. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение в государстве верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Прокуратура – система органов, на кот. Конст. возложено осущ-ние надзора за точным и единообразным исполнением законов. Специфика: прокур. надзор осущ-ся от имени гос-ва; ограниченность полномочий, организац. либо процессуал-ная подконтрольность основ. ветвям власти. Прокуратуре не подконтрольна деят-ть През-та и Парламента(также напр. дача санкций на заключ. лица под стражу подконтрольны суду и могут б. отменены или изменены судом).История: созд. Органов прокуратуры с1921г –решением 2 съезда деятелей юстиции Белоруси в БССР созданы органы охраны революц. законности(должность прокурора кассац. трибунала, революц. трибунала и товарищей прокурора). В 1922 постан-ем. 3 сессии ЦИК БССР учреждена гос. прокуратура и принято Полож-е о прокур. надзоре в БССР. Пркуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции, во главе прок-ры в качестве прок-ра стал Народный комиссар юстиции. Прокуратура осущ-ла надзор за точным исполнением законов путем проверки законности дейс-вий служ. гос.учреж-ний, общест. и частных орг-ций и граждан, опротестования противореч. закону постан-й, возбуждения против виновных уголовного преследования, непосредст-го контроля за органами дознания и следствия; надзор за законностью и обоснов. судеб. решений и правил-тью содержания заключ-х под стражей. 1923 – прокуратура Верх. суда СССР, широкие права: право законод-ой инициативы, право совещательного голоса в заседаниях Президиума ЦИК СССР, коллегий наркоматов. 1933- прокуратура СССР, руков-во прокуратур союзных респ-к, прокурор СССР давал указания прок-рам республик, проводил обслед-е и проверку их деят-ти, получал отчеты по их работе. НО Прокуратура БССР по-прежнему находилась в составе наркомата юстиции респ-ки. 1936-был создан союзный наркомат юстиции СССР. Прокуратура БССР была выведена из состава Наркомюста БССР и полностью подчинена Прокурору Союза ССР. Конст. СССР 1936г. закрепила сложившуюся систему органов прокуратуры, прокуратура БССР-составная часть прок.СССР. Закон о прокуратуре от 30 нояб. 1979г. действовал до распада СССР и лишь в той части, в кот. он не противоречил закон-ву до 1993. 29 янв.1993-Закон «о прокуратуре РБ», действовал до принятия в новой ред. Закон «о ПРОКУРАТУРЕ» от 08.03.2007г.


47. Задачи и основные направления деятельности прокуратуры. Прокуратура Республики Беларусь —совокупность специализированных государственных органов и должностных лиц, осуществляющих на основании Конституции Республики Беларусь особую форму (вид) государственной деятельности — надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, а также иные функции. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение в государстве верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Для выполнения указанных задач органы прокуратуры осуществляют четыре функции, именуемые направлениями деятельности прокуратуры: 1)прокурорский надзор; 2) предварительное следствие по уголовным делам; 3) участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного обвинения в судах; 4)координацию правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.Первое направление деятельности прокуратуры — прокурорский надзор — это деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением на территории государства законов и иных нормативных правовых актов. Эта функция является основным направлением деятельности прокуратуры. В свою очередь, прокурорский надзор подразделяется на отрасли прокурорского надзора. В зависимости от специфики объектов прокурорского надзора выделяют пять отраслей прокурорского надзора: - надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; - надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания; - надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении; - надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера; - надзор за исполнением законодательства. Прокуратура не вправе осуществлять надзор за Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, неподведомственными Правительству государственными органами и др. В рамках осуществления надзора за исполнением законодательства полномочия прокурора носят распорядительно-рекомендательный характер, а при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие — обязывающий характер. Вторым направлением деятельности прокуратуры является проведение предварительного следствия по уголовным делам. В этих целях в структуре органов прокуратуры имеется следственный аппарат. Следователи прокуратуры расследуют уголовные дела, отнесенные УПК РБ к их компетенции. Помимо этого, прокурор вправе принять к производству любое уголовное дело, подследственное иным органам предварительного расследования. Третье направление деятельности прокуратуры — поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам и участие в рассмотрении дел судами. Прокуроры поддерживают государственное обвинение в суде первой инстанции по всем уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, а в предусмотренных законом случаях — и по делам частного обвинения. В рассмотрении судами первой инстанции гражданских дел прокурор принимает участие в случаях, когда дело возбуждено лично прокурором либо же когда суд принял решение об участии прокурора в деле. Кроме того, прокурор по своей инициативе вправе вступить в дело, принятое судом к рассмотрению от других лиц. В хозяйственных судах первой инстанции прокурор участвует в делах, возбужденных по инициативе прокурора. Помимо суда первой инстанции, прокурор принимает участие в рассмотрении дел судами вышестоящих инстанций. В рамках четвертого из указанных направлений деятельности прокуратуры Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией.

48. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Под принципами организации и деятельности прокуратуры понимают закрепленные в Конституции Республики Беларусь и Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь» требования, которые выражают государственное назначение прокуратуры и определяют задачи и полномочия прокуроров. Выделяют следующие принципы:

1. равенства всех граждан перед законом, в соответствии с которым, органы прокуратуры призваны осуществлять надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и т. д.;

2. независимости прокурора, т. е. прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Прокурорские работники, как и судьи, не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели;

3. подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам. Деятельность всей прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь;

4. гласности, т. е. прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Вместе с тем, не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а также разглашение сведений, относящихся к деятельности организаций, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации;

5. обязательности исполнения требований прокурора. Требования прокурора подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно. Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

49. Система и структура органов прокуратуры. Органы прокуратуры Республики Беларусь составляют единую и централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Система органов прокуратуры Республики Беларусь является трехзвенной и строится на принципах территориальности и специализации. К территориальным прокуратурам Республик


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow