Биография Пифагора

РЕФЕРАТ

«Жизнь и деятельность Пифагора»

Выполнила:

ученица 8 «А» кл.

Николаева Татьяна

Проверила:

Козлова Е.А.

Канаш, 2009

Биография Пифагора

Этого крепкого юношу с упрямой шеей и коротким носом, настоящего драчуна, судьи одной из первых в истории олимпиад не хотели допускать к соревнованиям, укоряли маленьким ростом. Он пробился и победил всех противников. Случись такое каких-нибудь 2530 лет спустя, и газеты всего мира вышли бы с аншлагами: "Никому не известный Пифагор (Греция) завоевал золотую медаль в кулачных боях". Впрочем, в нынешних олимпийских программах нет кулачного боя. А тогда не было газет и медалей. А если бы и были - они не дожили бы до наших дней. Газеты и медали не живут тысячелетия. Только легенды выживают...

Вся жизнь его - легенда. Даже не легенда, а наслоения многих легенд. Наверное, среди самых удивительных и противоречивых домыслов есть самородки истины, но огромная тяжесть ушедшего времени вдавила, растворила их в этом фантастическом окружении, сделала невидимым и для нас. Очень мало мы знаем о жизни Пифагора. Он родился около 570 года до нашей эры в Сидоне, Финикия на острове Самос. Меньше пяти километров голубой воды залива Кушада отделяло остров от берегов Малой Азии.

Мать Пифагора звали Пифазис. Это имя она получила от собственного мужа в честь Пифии, жрицы Аполлона. Пифия предсказала Мнесарху и его жене появление на свет сына, который превзойдет всех в уме и красоте. Сын также был назван в честь
Пифии. По многим античным свидетельствам, родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и свои незаурядные способности. Первые познания он получил от своего отца Мнесарха, ювелира, резчика по драгоценным камням: в те времена эта профессия требовала многосторонней образованности. Он был достаточно богат, чтобы дать сыну хорошее воспитание. В детстве Пифагор много путешествовал с отцом, посетил Сирию, Италию.

Пифагор с ранних лет стремится узнать как можно больше. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что сын будет продолжать его дело — ремесло золотых дел мастера. Жизнь рассудила иначе. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. Среди учителей юного Пифагора были Ферекид Сиросский и старец Гермодамант. Первый привил мальчику любовь к науке,
второй – к музыке, живописи и поэзии Гомера. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его учить песни из «Одиссеи» и «Илиады», а также прививал юному Пифагору любовь к природе и ее тайнам.

Пифагор видел в теплой дымке ясных дней желтые дороги, бегущие по большой земле в большой мир. Они звали его. Воображению юного Пифагора очень скоро стало тесно на маленьком Самосе, и он отправляется в Милет, где встречается с другим ученым — Фалесом. По совету Фалеса Пифагор отправляется в Египет за знаниями. Отец Пифагора был достаточно влиятельным гражданином острова Самос, и был достаточно близко знаком с правителем острова тираном Поликратом. Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев. То есть прибыл Пифагор в Египет фактически в качестве посла или консула острова Самос (по современным представлениям). Такая роль Пифагора дала ему возможность посетить многие из храмов Египта и участвовать в обсуждениях со священниками самых разных вопросов. Он прошел по дорогам Египта и 12 лет жил в Вавилоне, затем в Финикии, Сирии, побывал в долине Евфрата и несколько лет жил у халдеев. После этого через Мидию и Персию переходит в Индостан, где также проводит несколько лет. В Египте Пифагор приобщается к математике и создает из нее центр своей философской системы. В Вавилоне он изучает восточные религии. Пифагор вводит в обращение слово «философ». До него ученые называли себя мудрецами – теми, кто «знает». Пифагор называет себя философом – тем, кто «пытается узнать». Согласно Порфирию – главному источнику сведений о Пифагоре, в храме Диосполисе он был принят в духовенство после совершения всех необходимых обрядов для допуска к храму.

Научившись всему, что дали ему жрецы, он двинулся на Родину в Элладу. Вернувшись на Самос, Пифагор нашел Родину в руках диктатора Поликрата, который упрочил свою власть, опираясь на союз с персами. Поначалу могло показаться, что остров расцвел после трудных лет политических переворотов. Поликрат, сам выходец из торговой среды, поощрял ремесла и искусства. Повсюду сооружались обширные постройки, поражавшие своим великолепием. При дворе правителя находили приют выдающиеся поэты и художники. Но Пифагор быстро понял цену этой золотой клетки. Опека властей оказалась тяжким бременем для свободы мысли. По словам Порфирия, философ «видел, что тирания слишком сильна, чтобы свободному человеку можно было доблестно переносить надзор и деспотизм». Пифагор проникся отвращением к самосскому режиму и задумал навсегда покинуть Отечество. «Ненавидя душой тиранию, сам он изгнанье избрал»,— говорил Овидий, читавший одну из древних биографий философа. О подробностях этого переселения (или изгнания?) ничего не известно. Мы знаем лишь, что в 540 г. Пифагор сел на корабль, отплывавший в Италию, и через некоторое время прибыл в город Кротон. Сюда, в богатый торговый порт у берегов Тарентского залива, в так называемую «Великую Грецию», стремились многие путешественники, купцы и мастера. В этом царстве колонистов общая атмосфера была намного свободнее, чем на Самосе.

В Кротоне Пифагор задумывает создать собственную философскую школу. Она сыграла важную роль в научной и политической жизни древней Греции. Одной из особенностей школы было почти священное почитание учителя. Только тех, кто прошел многие ступени знаний, Пифагор называет своими ближайшими учениками и допускает во двор своего дома, где беседует с ними. Пифагорейцы занимаются геометрией, математикой, гармонией, астрономией.

Трудно сказать, какие научные идеи принадлежали Пифагору, какие - его воспитанникам. И еще неизвестно, он ли вывел прутиком на песке чертеж Пифагоровой теоремы, известной сегодня каждому школьнику. Они часто гуляли и на прогулках занимались наукой, так что очень вероятно, что теорема родилась на песке. Так же как и доказательство того, что сумма внутренних углов любого треугольника равна двум прямым. Так же, как геометрические решения квадратных уравнений. И может быть, в радостном удивлении склонились они однажды над зыбким чертежом своим, боясь, что ветер унесет первое в истории доказательство несоизмеримости диагонали квадрата и его стороны.

Именно Пифагору приписывают доказательство известной геометрической теоремы. На основе преданий, распространенных известными математиками (Прокл, Плутарх и др.), длительное время считали, что до Пифагора эта теорема не была известна, отсюда и название – теорема Пифагора. Сейчас известно, что эта теорема была известна до него, но именно Пифагор первым доказал ее.

Ещё раз напомним, что и до Пифагора древние египтяне знали о том, что треугольник со сторонами 3, 4 и 5 является прямоугольным, и пользовались этим свойством (т. е. теоремой, обратной теореме Пифагора) для построения прямых углов при планировке земельных участков и сооружений зданий. Да и поныне сельские строители, и плотники, закладывая фундамент избы, изготовляя ее детали, вычерчивают этот треугольник, чтобы получить прямой угол. Это же самое проделывалось тысячи лет назад при строительстве великолепных храмов в Египте, Вавилоне, Китае, вероятно, и в Мексике. Таким образом, Пифагор не открыл это свойство прямоугольного треугольника, он, вероятно, первым сумел его обобщить и доказать, перевести тем самым из области практики в область науки. Мы не знаем, как он это сделал.

С глубокой древности математики находят все новые и новые доказательства теоремы Пифагора, все новые и новые замыслы ее доказательств. Таких доказательств – более или менее строгих, более или менее наглядных – известно более пяти сотен, но стремление к преумножению их числа сохранилось.

Рассказывают - это опять лишь легенда, - что, когда Пифагор доказал свою знаменитую теорему, он отблагодарил богов, принеся им в жертву 100 быков. Немецкий поэт Шамиссо много веков спустя написал об этом стихи. Он говорил в них, что со времен Пифагоровой жертвы все скоты на земле дрожат от страха, когда открывают что-нибудь новее. Пифагор не записал своего учения. Оно известно лишь в пересказах Аристотеля и Платона. Гераклит утверждал, что Пифагор ученее всех современников, хотя и считал, что в гении его есть "худое искусство - магия", противная богам. "Они признали математические начала за начала всего существующего", - пояснял Аристотель. Четные числа, например, допускавшие раздвоение, казались пифагорейцам более разумными, олицетворяли некое положительное явление. Так число получало характер, теряло вечное абстрактное начало, как теряют абстракцию числа 2 или 5 для школьника, выводящего мелом "пифагоровы штаны". Число 4, например, олицетворяло у пифагорейцев здоровье, гармонию, разумность. Мистика цифр оказалась очень живучей и дожила до наших дней. Много веков спустя после смерти Пифагора церковники "изобрели" "чертову дюжину", объявили 12 знаком счастья и нарекли 666 "числом зверя". Но в преклонении перед гармонией цифр, перед незыблемостью математической логики было и великое откровение, которое Гегель называл смелостью, о которой писал Энгельс: "Подобно тому, как число подчинено определенным законам, так подчинена им и вселенная; этим впервые высказывается мысль о закономерности вселенной".

Пифагор изучал акустику. Он нашел, что все музыкальные интервалы подчинены простейшим рациональным числовым отношениям. Он изучал астрономию, считал Землю шаром, первым вывел наклон эклиптики и планетных орбит и построил свою систему мира, опять-таки отражающую, по его мнению, великую гармонию чисел. Он даже душу математизировал, утверждая, что "душа - солнечные пылинки".

Пифагор одним из первых заявляет, что Земля является центром Вселенной и имеет форму шара, а Солнце, Луна и прочие планеты имеют собственную траекторию
движения.

В целом можно с уверенностью сказать, что изучение космоса и постижение, благодаря этому, структуры мироздания, было одним из важнейших направлений деятельности Пифагора. Примечательно следующее свидетельство Аристотеля:
"Для чего именно из всех существующих вещей природа и бог породили нас? Пифагор, когда его об этом спросили, ответил: 'Чтобы наблюдать за небосводом'".
В честь Пифагора названы малая планета (астероид) номер 6143 и лунный кратер Pythagoras.

Вот некоторые заповеди Пифагора и его учеников:
- Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.
- Не делай никогда того, чего не знаешь. Но научись всему, что следует знать...
- Не пренебрегай здоровьем своего тела...
- Приучайся жить просто и без роскоши.
- Не закрывай глаз, когда хочется спать, не разобравши всех своих поступков в прошлый день.

В возрасте примерно 60 лет Пифагор женится на Феано, одной из своих учениц. У
них рождается 3 детей (два сына и дочь), и все они становятся последователями
своего отца. Пифагор принимает большое участие в политической жизни Кротона. По его инициативе создается аристократический правящий орган – «Совет трехсот».
Пифагор сам возглавляет его в течение примерно 25 лет. Постепенно «Совет трехсот» распространяет свое влияние и на соседние города. Примерно в 500 году до нашей эры в Сибарисе вспыхивает восстание против правления аристократической партии. Не исключено, что поводом послужил отказ Пифагора принять в свою школу некого богатого, но недостойного гражданина, а тот из мести спровоцировал бунт. После восстания начинаются гонения на пифагорейцев.

О смерти Пифагора известно мало, существует как минимум три версии ухода
великого ученого. Несомненно одно – это случилось из-за преследования
пифагорейцев. По сохранившимся данным, Пифагор прожил около 100 лет.
Воспоминания о Пифагоре дошли до нас благодаря тем немногим его ученикам,
которым удалось бежать из Южной Италии в Грецию.

По одной из версий, в возрасте восьмидесяти лет Пифагор был убит в уличной схватке во время народного восстания.

Другая версия: однажды к Пифагору пришел Килон, человек богатый, но злой, желая спьяну вступить в братство. Получив отказ, Килон начинает борьбу с Пифагором. При пожаре пифагорейцы спасли жизнь своему учителю ценой своей, после чего Пифагор затосковал и вскоре покончил жизнь самоубийством.

Еще одна версия: против Пифагора возник заговор. Его возглавил богатый и знатный житель Кротона - Килон, властолюбивый и обладающий тяжелым нравом. Спасаясь от преследователей, Пифагор поселился в Метапоне. Но и здесь его настигла рука убийцы.

Итак, при всех издержках у знаменитогo философа из Кротона - кстати, первого философа, который назвал себя философом, - немало великих догадок и фантазий. Вот почему люди помнят его уже две с половиной тысячи лет. Вот почему среди знаменитых олимпийских чемпионов он долго останется самым знаменитым, потому что ему выпало счастье не только победить соперника, но и победить время.

Список литературы:

1. http://new-numerology.ru/pifagor.htm

2. http://forum.edunet.uz/lofiversion/index.php/t83.html

3. http://mgudt.com/articles/690.html

4. http://peoplez.ru/res113317.html

5. http://cityclubs.ru/p78.htm

6. http://pifagor.edunet.uz/biografy.htm

7. http://www.wisdoms.ru/avt/b184.html

8. http://schools.keldysh.ru/sch119/Project/2005-2006/9/Mesropian/0101.htm

9. http://biographer.ru/biographies/68.html

10.Энциклопедический словарь юного математика. – 3-е изд.,испр. и доп. – М.: Педагогика-Пресс,1997. – 360 с.: ил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: