Пифагор и его школа

В конце 6 в. до н.э. центр зарождающийся европейской философии перемещается из Ионии в «Великую Грецию» или «Великую Элладу». Это – совокупность полисов – колоний на побережье Южной Италии и Сицилии. Это – западная часть Греции. Философию, формирующуюся в этой части Греции называют со времен Аристотеля и «философией италийцев» (после ионийской философии).

К италийской философии принадлежали Пифагорийский союз, школа элеатов и Эмпедокл. Основателем пифагорийского союза был Пифагор.

Вся жизнь Пифагора окутана туманом легендарного величия. Предполагается, что Пифагор – из г. Самос, родился примерно в 608 г. до Р.Х. Пифагор связал свою философию с математикой и поставил вопрос о числовой структуре мироздания. В г. Кротоне основал свою школу.

Вокруг его жизни – множество легенд. Само рождение изображается как чудо: по одним словам, он был сыном Гермеса, по другим – Аполлона. Доказательством этому служило наличие у Пифагора золотого бедра, которое он будто бы показывал. Рассказывали, что Пифагор учил людей в один и тот же день и час в различных местах Греции. Одним словом укротил медведя, а когда он переправлялся через реку, то речной бог якобы воскрикнул: «Приветствую тебя, Пифагор». Он мог якобы слышать гармонию небесных сфер.

Считается, что Пифагор первый стал употреблять слово «философ». На вопрос Монтия в Пелопонесе, какова его профессия, Пифагор ответил: «Я не имею никакой профессии, Я – философ». Далее он пояснил, что философ – это «друг мудрости». «Мудрость для философа – владычица, которой он должен отдать всю свою жизнь». «Размышлять – значит развивать в себе высшие свойства человека».

Пифагорейский союз был тайной организацией. Никто не мог вступить в это общество без предварительного посвящения, заключавшегося в суровых испытаниях. Новичок осужден был на молчание в течение 5 лет. Многие не выдерживали и считались недостойными созерцать истинную мудрость. Те, кто выдерживал, подвергался следующему испытанию: посвящаемым предстояло подвергнуться всевозможным унижениям. Испытывалась возможность самоотречения. Пифагор этим желал удостовериться, не осталось ли в их душе чего-либо суетного, мирского, мешающего постижению истины. При вступлении в союз всю свою собственность ученики сдавали в общее пользование особым экономам. Далее, отделив от своей души все низменное посредством очищений, жертвоприношений и разных обрядов, новички вступали в святилище истины, которая заключалась в познании всего духовного и вечного.

В системе образования пифагорейского союза устанавливалось две ступени: акусматика и математика. Акусматики (послушники) усваивали знания догматически, а математики (ученые) занимались более сложными вопросами. Считалось, что только математика, занимая середину между науками о мире физическом и духовном, способна отвлечь человека от чувственного и настроить его на созерцательный лад.

В союз входили самые талантливые люди того времени. Союз объединял философов (Филолай, Архит Тарентский), врачей (Алкмеон), скульпторов (Полиект Старший) и др. Тогда философия аккумулировала в себе практически все знание и процесс выделения из нее конкретных дисциплин только начинался.

Пифагорейцы вставали до восхода солнца. Делали мнемонические упражнения, затем шли на берег моря встречать восход солнца. Затем делали гимнастику, трудились. Вечером совершали совместное купание, после чего вместе ужинали и совершали воздаяние богам. Затем – общее чтение. Перед сном пифагореец давал себе отчет в прошедшем дне: «И нельзя было принять очами спокойными сна, пока трижды не продумаешь прошедший день: Как я его прожил? Что я сделал? Какой мой долг остался невыполненным?»

В основе пифагорейской этики лежало учение о «надлежащем». «Надлежащее» - это победа над страстями, это подчинение младших старшим, это культ дружбы и товарищества, это почитание Пифагора. Большое внимание уделяли медицине, психотерапии и проблеме деторождения. Разработали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать.

Пифагора чтили, как бога. Впоследствии его изображали в белой одежде и с золотым венком на голове. Пифагор считал, что существует три вида разумного живого существа: бог, человек и «подобные Пифагору».

Союз занимался политической борьбой. Ставку в политике делали на аристократии. Источник государственных законов видели в религии. Власть этого союза распространялась на Грецию и на Италию. Возникали антипифагорейские волнения. Многие пифагорейцы погибли. Возможно даже и Пифагор стал жертвой мести своих врагов.

Существует легенда, что именно Пифагор открыл музыкальную гамму. Однажды он был в лавке кузнеца и там, прислушавшись к тому, как рабочие попеременно ударяли молотом по раскаленному металлу, он заметил, что все молоты, за исключением одного, давали гармонические звуки, т.е. октаву, квинту и терцию, но звук междуд квинтой и терцией был дисгармоничен. Войдя в мастерскую, он установил, что различие звуков зависело от неодинаковой тяжести молотов. Он определил вес молотов и, возвратившись домой, взял 4 струны равной длины, неподвижно закрепил их верхние концы, а к нижним привесил груз, равный весу молотов. Затем, попробовав извлечь из этих струн звуки, он нашел, что они соответствовали тем звукам, которые производились ударами молотов. После этого он и приступил якобы к составлению музыкальной гаммы. Чарльз Берни во «Всеобщей истории музыки» опровергает эту легенду, говоря о том, что после опытов оказалось, что молоты разной величины и веса, ударяясь об одну и ту же наковальню, не издают разных тонов. Точно также, как смычками или колокольными языками разной величины нельзя извлечь разных звуков из одной и той же струны или из одного и того же колокола».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: