Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Услыши мя, Господи

(Господи! К Тебе взываю: услышь меня... Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный, к Тебе...

Услышь меня, Господи!..)

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Этот момент богослужения, начиная от закрытия Царских врат, в прошениях великой ектений и в пении псалмов изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: «Господи, помилуй!» Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед и всю свою надежду возлагаем на милость Божию. Диаконское каждение в это время означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.

К пению ветхозаветных стихов «Господи, воззвах» присоединяются стихиры, т.е. песнопения новозаветные, в честь праздника.

Последняя стихира называется богородичен, или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична (догматика) поется особая стихира в честь праздника.

При пении богородична (догматика) Царские врата открываются и совершается вечерний вход: из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем – священник. Он становится на амвоне лицом к Царским вратам, благословляет крестообразно вход и, по произнесении диаконом слов «Премудрость, прóсти!» (что значит «внимайте премудрости Господней», «стойте прямо», «бодрствуйте»), входит вместе с диаконом через Царские врата в алтарь и становится на горнем месте.

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу:

Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит.

В этом песнопении-гимне Сын Божий именуется Тихим Светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а Тихим Светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом при вечернем входе означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносятся к Богу, а также говорит о присутствии в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через Крест Господень вновь открываются нам двери рая.

После песни «Свете Тихий» поется прокимен, т.е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется «Господь воцарися, в лепоту (т.е. красоту) облечеся», а в другие дни поются иные стихи.

По окончании пения прокимна в большие праздники читаются паримии. Паримиями называются избранные места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.

После прокимна и паримии диакон произносит сугубую (т.е. усиленную) ектению:

Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.

Затем поется молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам».

После этой молитвы диакон произносит просительную ектению: «Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)».

В большие праздники после сугубой и просительной ектений совершается лития и благословение хлебов.

Лития слово греческое, значит «общее моление». Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, также в память древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч человек пятью хлебами. Освященным елеем священник потом, время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

После литии, а если она не совершается, то после просительной ектений, поются стихиры на стиховне. Так называются особые стихи, написанные в память воспоминаемого события.

Вечерня заканчивается пением молитвы святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей; свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля», затем – Трисвятого и молитвы Господней «Отче наш», пением ангельского приветствия Богородице: «Богородице Дево, радуйся» или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова «Буди имя Господне благословено отныне и до века», завершительным благословением священника: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Конец вечерни молитва святого Симеона Богоприимца и ангельское приветствие Богородице – указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия.

Утреня

Вторая часть всенощного бдения – утреня – напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Затем читается шестопсалмие, т.е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия диакон произносит великую ектению.

Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: «Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне!», т.е. Бог Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.

После этого поется тропарь, т.е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т.е. отдельные части Псалтири, состоящие из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит «сидение», так как во время чтения кафизм можно сидеть.

По окончании кафизм диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает «многомилостив» или «многое освящение».

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной, которая выражает собой прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите Имя Господне, хвалите, раби, Господа. Аллилуиа!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа! (т.е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.)

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа!

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, Царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечой, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т.е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как Ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконой праздника величание, т.е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

После воскресных тропарей, или после величания, хор поет Степенны, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Спасителя Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

По прочтении Евангелия в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа: «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу».

Евангелие выносится на середину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник помазывает народ благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

После пения «Воскресение Христово» поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву «Спаси, Боже, люди Твоя» и после возгласа священника «Милостию и щедротами» начинается пение канона. (Каноном на утрене называется собрание песней, составленное по определенному правилу; канон слово греческое и значит «правило».)

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни) большей частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только Великим постом.

В составлении этих песней в особенности потрудились: святые Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (Великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1-го и 2-го ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4-го ирмоса), пророка Исаии (для 5-го ирмоса), пророка Ионы (для 6-го ирмоса), трех отроков (для 7г-о и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).

Перед девятым ирмосом диакон возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!», и совершает каждение храма.

Хор в это время поет песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». К каждому стиху присоединяется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-й песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собой ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

После канона поются хвалитные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божий призываются к прославлению Господа: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

После пения хвалитных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична), и священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари.)

Хор поет великое славословие, которое начинается словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея».

В великом славословии мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т.е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.

Великое славословие заканчивается пением Трисвятого (Святый Боже) и тропарем праздника.

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.

Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом – священник, обращаясь к молящимся, говорит: «Христос Истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш...), молитвами Пречистыя Своей Матери, святых славных и всехвальных апостол... и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Святейшего Патриарха, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же после этого начинается последняя часть всенощного бдения – первый час.

Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он заутра услышал глас наш и исправил дела рук наших в продолжение дня. Оканчивается служба 1-го часа победной песнью в честь Божией Матери: «Взбранной Воеводе победительная». В этой песни Божию Матерь мы называем «победоносным вождем против зла». Затем священник произносит отпуст 1-го часа. На этом заканчивается всенощное бдение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: