Самостоятельная работа учащихся

В школе глухие учащиеся овладевают не только зна­ниями и навыками, но и подготовляются к активному участию в жизни коллектива. В законе «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» подчеркивается, что формирование самостоятельности и инициативы учащих­ся должно явиться одной из важнейших задач, стоящих перед школой.

В овладении устной речью большая роль принадле­жит самостоятельной работе учащихся. Человеческой личности свойственно стремление к активности. Еще К. Д. Ушинский говорил, что ребенок от природы не име­ет душевной лености, любит самостоятельную деятель­ность, хочет все делать сам. Это стремление следует бе­речь и развивать.

Это стремление еще более проявляется у подростков и старшеклассников. Поэтому в процессе обучения глухих устной речи даже в первоначальном, и особенно в после-первоначальном, периоде необходимо вооружать учя-98


щйхся не только знаниями и практическими умениями, но и учить их самостоятельно работать над усвоением устной речи, так как самостоятельность способствует более глубокому усвоению материала, прочности знаний и навыков. Поощряя и развивая самостоятельность, мы тем самым формируем у глухих интерес к овладению произношением, который в свою очередь развивает ак­тивность. Самостоятельная работа воспитывает у учащих­ся уверенность в возможности использовать устную речь как средство общения, вырабатывает настойчивость в достижении цели, создает необходимые условия для ис-пользо'вания полученных знаний и навыков в практиче­ской речевой деятельности.

Развитие активности и самостоятельности у школьни­ков тесно связано с вопросом о взаимоотношениях учи­теля и ученика. Прежде всего необходимо продумать и определить содержание работы и деятельность, которые бы позволили глухим детям проявить необходимую само­стоятельность и творческую инициативу при овладении устной речью. Сурдопедагогу нужно точно определить степень самостоятельности глухих учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Ни одно умение не вырабатывается без упражнений. Точно так же и самостоятельность у глухих детей при обучении устной речи также не будет развиваться, если они не будут что-либо делать самостоятельно, не будут в чем-либо проявлять свою инициативу.

Условия для развития самостоятельности школьников должен создать учитель. На первых порах учитель дол­жен незаметно направлять деятельность глухих, а затем все более и более расширять круг их самостоятельной речевой деятельности. Знание цели обучения определяет успех самостоятельной работы глухих учащихся, способ­ствует пробуждению творческой активности и развитию самостоятельности.

Чтобы организовать самостоятельную работу в про­цессе обучения глухих детей устной речи, необхо­димо прежде всего определить содержание и виды работы, а также методику ее проведения. Самостоятельная рабо­та учащихся должна проводиться на различном речевом материале, на материале слогов, слов, фраз, текста.

Рассмотрим некоторые виды самостоятельной работы
учащихся над устной речью.
7* 99


Самостоятельная работа глухих учащихся над отдельными звуками '

Глухие дети, обучаясь устной речи, овладевают всеми элементами ее произношения, в том числе изолирован­ным произношением звуков. Овладение произношением изолированных звуков является необходимым этапом в обучении устной речи, но главное, чем должны овла­деть глухие учащиеся, — это умение произносить звуки в речи. Большая роль в овладении произношением изо­лированных звуков должна принадлежать самостоятель­ной работе. Вниманию учащихся могут быть предложены различные задания, которые они должны выполнять са­мостоятельно. Здесь можно предложить вниманию уче­ника работу с профилем артикуляции того или иного звука, например самостоятельно изучить артикуляцию звука по профилю и, пользуясь зеркалом для самокон­троля, упражняться в его произнесении. Можно предло­жить зарисовать профили артикуляции тех или иных звуков. Этот вид работы может проводиться по-разному: можно предложить учащемуся срисовать профиль арти­куляции; в момент срисовывания самостоятельно упраж­няться в произношении звука. Можно предложить учени­ку самостоятельно нарисовать профиль артикуляции. Самостоятельное зарисовывание профиля должно сопро­вождаться постоянным произнесением данного звука.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: