Lectio divina

Вы снова пьете из молитвенного источника, который не то что десятилетиями, тысячелетиями насыщал Божий народ. «Lectio Divina» заключается в том, чтобы читать медленно и часто вслух до тех пор, пока какое-то слово или фраза не заденут вас. Вы цепляетесь за это слово и молитесь. Это перекликается с биб­лейскими отрывками, которые побуждают нас размышлять над Божьими делами (Лк. 2:19, 51).

Джон Уэсли поощрял подобный метод и в своих «Советах по ду­ховному чтению» писал: «Обязательно читайте... с большим вни­манием, с должными паузами и интервалами, чтобы давать вре­мя просвещениям божественной благодати».

Святой Киприан говорил своим подопечным «быть постоянны­ми как в молитве, так и в чтении; не только говорить с Богом, но и давать Богу говорить с вами».

Картезианец Гиго II писал, что чтение Писания подобно вкла­дыванию пищи в рот, размышление — разжевыванию, а молит­ва — извлечению вкуса. Дальнейшие размышления обогащают нас. Посредством такого рода молитвы Сам Бог «врывается на середине нашей молитвы, бежит изо всех сил, чтобы встретить нас... и восстанавливает нашу измученную душу».

Вы уже почти готовы покинуть молитвенную комнату. Стоя воз­ле ярких языков пламени, нарисованных рядом с дверью, вы просите о свежем наполнении Святым Духом. Кто-то стучит в дверь — пришла следующая смена, и вы впускаете бизнесмена в костюме с Библией в руках. Вы передаете ему эстафету молит­вы со словами благословения и записываетесь еще на час, на


СВЯТОЕ МЕСТО

конец недели. За вашей спиной бизнесмен снимает свои начи­щенные туфли.

Над знаком выхода кто-то написал: «Добро пожаловать домой!» Вы выходите из двери и обнаруживаете, что пока вы молились, на ули­це уже начался новый день. Вы опускаете руку в карман за ключа­ми, чувствуете там холодный круглый камень, и беззвучная молит­ва слетает с ваших уст, пока вы поворачиваете ключ в замке.

Возможно, вы бывали в такой молитвенной комнате, как та, ко­торую я описал в этой главе, и сражались с голосом внутреннего фундаменталиста, который шептал вам: «Все это очень мило, но соответствует ли это Библии?» Вы не можете избавиться от чувства, что если ваш внутренний голос шепчет, то ваши дьяко­ны, старейшины, пастор или священник могут сказать об этом в полный голос: «А что плохого в том, чтобы проводить молит­венные собрания по-старому?»

Конечно, в старых моделях нет ничего плохого. Молитву невоз­можно ограничить каким-либо одним подходом, и люди долж­ны выбирать то, что больше всего им подходит. Но если посмот­реть прагматически, то эти молитвенные комнаты действуют в удивительно большом множестве контекстов: люди получают благословение, спасаются, освящаются и исполняются Святым Духом.

Впрочем, на самом деле прагматический аргумент — не самый лучший ответ. Есть много вещей, которые помогают достичь определенных результатов, но не совсем законными методами. Конопля может помочь вам расслабиться и почувствовать по­кой, а экстази может принести вам ощущение переполняющей любви, но на самом деле в этих вещах нет ничего хорошего! Поэтому вместо слов «это действует» мы лучше скажем: «Имен­но для этого мы были сотворены». Библейское поклонение ох­ватывает все пять чувств, всего человека, и человек любит Бога


____________________ ГЛАВА ВОСЬМАЯ

всем своим естеством.

БОГ ЛЮБИТ ТВОРЧЕСТВО

Бог действительно говорит Своим Духом через проявления на­ших творческих способностей. Веселиил был исполнен Духа Божьего, имел навыки, способности и знания во всяких ремес­лах и был призван украсить молитвенную комнату (Исход 35:30-34). Точно так же сегодня Бог дает творческое лидерство тем, ком есть Его Дух. В то время как некоторые люди используют свои творческие способности для идолопоклонства, мы не дол­жны чувствовать себя в чем-то виноватыми из-за них и отказы­ваться от использования своих способностей. Неудивительно, что мы начинаем видеть современных христианских поэтов, художников и рок-звезд, исполненных Божьего Духа, которые оказывают влияние на культуру в большом масштабе, как это делали 1ендель, Ван Гог и Микеланджело.

Творчески обставленная молитвенная комната с рисунками, мощной музыкой (для тех, кто хочет) и объемными «стимулято­рами молитвы» является простым признанием того факта, что мы — разные люди, которые по-разному выражают себя в раз­ное время. Иногда творчество льется из вас; иногда объекты, побуждающие молиться, становятся творческим приглашением для вас. Одним людям нравится тишина и простой молитвен­ник, другим нужно энергично ходить по комнате и провозгла­шать. В молитве нет наилучшего способа или одного жесткого метода. Если какая-то молитвенная идея прославляет Бога, от­ражает общий смысл Писания и побуждает нас обращаться к Богу либо слушать Его, значит, все нормально.

СКИНИЯ

Молитвенные комнаты не только предоставляют место для твор­чества, но и перекликаются с древней библейской темой. Ски­ния была мобильной молитвенной комнатой, в которой пребы­вало Божье присутствие, когда народ Божий шел по пустыне.


СВЯТОЕ МЕСТО_________________________

Люди открыли молитвенные комнаты в самых странных и нео­жиданных местах, от магазинов в Сохо до пивоварни в Миссу­ри, возможно, даже не осознавая, что, на самом деле, они созда­ют скинии, где присутствует Бог.

Скиния является мощной темой для постмодернистской мисси­онерской деятельности, поскольку она перекликается с глубо­ким стремлением общества к «святым местам», которые не все­гда могут отождествляться с церковными богослужениями, про­водимыми раз в неделю в церковных зданиях. Дженни Роберт-сон в своей книге «Окна в вечность» отмечает: «Сейчас на Запа­де наблюдается огромное стремление к тому, чтобы заново от­крывать святые места. Места трагических событий быстро пре­вращаются в места поклонения, украшенные цветами, свечка­ми, игрушками, фотографиями ребенка, погибшего в автоката­строфе или ставшего жертвой разбойного нападения». После гибели принцессы Дианы, расстрелов в школе и террористичес­кой атаки Всемирного Торгового Центра в 2001 году люди зажг­ли множество свечей в разных значимых для них местах, поми­мо церквей. А почему бы и нет, раз «Господня земля и все, что наполняет ее»?

У некоторых нью-йоркских банд есть обычай создавать место поклонения в память о погибшем товарище на тротуаре на том месте, где он умер, либо в другом особенном месте. Члены бан­ды собираются вокруг фотографии погибшего и пьют пиво, а затем делают из кучи пустых банок памятник в честь своего дру­га. Когда Кении и Сара Митчелл и Лиза Картер были посланы из церкви «Откровение» в Бруклин (Нью-Йорк), чтобы основать там церковь «Племя», одним из самых больших комплиментов для них стал тот факт, что несколько местных парней захотели поставить такой памятник своему другу в большом общем доме, где жили члены команды. Для них обычный дом, где жили чле­ны «Племени», стал святым местом.

Обычно такие места поклонения не имеют отношения к хрис­тианству. Клайв Льюис отмечал, что там, где отсутствует хрис-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: