Какой круг общественных отношений и в каком объеме должна регулировать современная конституция? Иногда считают, что содержание той или иной конституционной модели определяется ролью государства, масштабами его вмешательства в жизнь общества и граждан. Немецкий юрист Г. Кельзен выделяет три разновидности государства, различающиеся по степени государственного проникновения в общество: гражданское правовое государство, социальное правовое государство и «социалистическое государство общего блага». Используя такой подход в реформированном виде, можно говорить о трех основных моделях действующих в различных странах конституций: либеральной, этатистской и либерально-этатистской.
Либеральная конституционная модель характеризуется ограниченностью предмета конституционного регулирования. Его объектами являются организация государственной власти (система высших органов государства, их организация, компетенция, взаимоотношения) и правовой статус личности, ограниченныйгражданскими и политическими правами и свободами. Экономические и социальные отношения остаются вне рамок конституционного регулирования, если не считать отношений собственности и отношений, связанных с финансовой системой государства. В этой модели нашли отражение господствовавшие в XVIII — начале XIXв. либеральные экономические и политико-правовые концепции. Экономический либерализм провозглашал невмешательство государства в экономические отношения, отводя ему роль «ночного сторожа» (в действительности роль государства никогда не сводилась лишь к охране этих отношений). Концепция прав человека обосновывала невмешательство государства в иные сферы жизни общества. Согласно этой концепции основные права — это естественные права человека, которые принадлежат ему от рождения, а не созданы государством. Их осуществление полностью зависит от воли человека и не требует каких-либо позитивных действий со стороны государства, на которое конституция возлагает лишь одно обязательство (не вторгаться в сферу индивидуальной свободы гражданина) и одну обязанность (защищать его права).
Для современных условий развитых демократических странлиберальная модель во многом является архаичной. Тем более не подходит она странам, где процесс перехода к новому обществу находится на начальной стадии и где более или менее длительное время государство осуществляло тотальное вмешательство в экономическую, социальную и духовную сферы жизни общества (постсоциалистические и развивающиеся страны).
Этатистская конституционная модель представляет собой другую крайность — она характеризуется чрезмерным расширением предмета конституционного регулирования. Социальное содержание такой конституции составляют общественные отношения, определяющие все системы, подсистемы и элементы общества, образующие его политическую, экономическую, социальную, идеологическую (духовно-культурную) структуры.
Эта модель возникла в России с принятием Конституции РСФСР 1918 г., а после Второй мировой войны утвердилась в других социалистических странах и ряде развивающихся стран социалистической ориентации. В ее основе лежит концепция гипертрофированной роли государства как главного орудия строительства нового общества, что предопределяет тотальное государственное вмешательство во все общественные отношения, исключающее саму возможность существования таких отношений, которые не организуются, не регулируются и не контролируются непосредственно государством.
Этатистская модель не оставляет каких-либо автономных, неурегулированных сфер ни в жизни общества, ни в некоторых сторонах жизни его членов, отрицает принцип плюрализма во всех областях общественных отношений — политических, экономических, социальных, идеологических.
Вместе с тем включение в предмет конституционного регулирования новых объектов, прежде всего экономических и социальных отношений, социально-экономических и культурных прав граждан, впервые осуществленное этатистскими конституциями, в концептуальном плане означало важный шаг в развитии современного конституционализма. Такая «социализация» конституции соответствовала общемировой тенденции к возрастанию роли государства, расширению его вмешательства в жизнь общества в соответствии с идеями социального государства и социальной справедливости. Первая часть этой тенденции наметилась еще в конце XIX в. Отмечая ее, известный русский юрист Ф. Кокошкин в 1912 г. писал, что идея о необходимости широкого вмешательства государства в экономическую жизнь быстро распространилась и получила признание в так называемом государственном социализме. «Во всяком случае, старый «классический» либерализм, отводивший государству в обществе роль «ночного сторожа», является в настоящее время совершенно устаревшей теорией». Кстати, именно это обстоятельство объективно способствовало тому, что опыт «социализации» первых советских конституций оказал известное влияние на конституции многих несоциалистичсских стран (особенно после Второй мировой войны).
Этатистская конституционная модель в конечном счете оказалась нежизнеспособной, как и государство, породившее ее, о чем свидетельствует отказ от нее на рубеже 80—90-х гг. в большинстве бывших социалистических стран и стран социалистической ориентации. Она сохраняется лишь в КНР, Вьетнаме, КНДР, па Кубе, причем в нес были внесены некоторые изменения. Однако эти изменения не касаются социального содержания конституции.
Среднее положение между двумя рассмотренными моделями занимает либерально-этатистская конституционная модель. С одной стороны, предмет конституционного регулирования, в отличие от либеральной модели, расширен за счет включения общественных отношений, определяющих основы организации общества, а также новых отношений между личностью и государством: предоставление гражданам экономических, социальных и культурных прав, реализация которых невозможна без содействия государства. С другой — такое расширение предмета конституционного регулирования, в отличие от этатистской модели, осуществляется в оптимальных пределах, обеспечивающих нормальное функционирование механизма саморегулирования общества и исключающих возможность чрезмерного вмешательства в пего государства.
К либерально-этатистской модели на современном этапе относятся основные законы, конституции «второго поколения» ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии и др., всех постсоциалистических стран (в том числе Конституция России 1993 г.), большинства развивающихся стран (например, все новые конституции, принятые па рубеже 80—90-х гг.).
Анализ трех конституционных моделей, различающихся по своему социальному содержанию, позволяет сформулировать ряд принципиальных положений относительно предмета и пределов конституционного регулирования.
Во-первых, современная конституция не может ограничиваться регулированием традиционных объектов (организация государства, политические и гражданские права человека). Она должна регулировать комплекс общественных отношений, определяющих основы организации всего общества.
Во-вторых, такое расширение предмета конституционного регулирования не должно приводить к огосударствлению общества, полному подчинению личности патерналистскому государству, что достигается сочетанием начал умеренного либерализма и ограниченного этатизма.
В-третьих, социальное содержание конституции должны составлять наиболее существенные общественные отношения, имеющие принципиальное значение в определении организации государства, отношений между ним, обществом и его членами, принципы взаимосвязей общества, государства, коллектива и личности.
Конечно, не всегда можно достаточно легко определить, какие именно общественные отношения являются наиболее существенными, имеющими конституционное значение (в материальном смысле) и, следовательно, требующими конституционного урегулирования. Действительно, расширение предмета конституционного регулирования иногда происходит за счет включения в него общественных отношений, не являющихся по своему содержанию конституционными. Это особенно характерно для основных законов ряда развивающихся стран (например, Индии, Малайзии, Бразилии, Мексики, Намибии), которые подробно регламентируют вопросы, относящиеся к финансовому, административному, судебному праву. Так, в Конституции Бразилии 1988 г. (до ее пересмотра в 1994 г.) имелись положения о суммах налогов, направляемых на финансирование отдельных социальных программ, об уровнях банковских учетных ставок и т. п.1 Конституция Индии подробно регламентирует порядок назначения и увольнения государственных служащих (основания увольнения или понижения в должности, в каких случаях гражданский служащий имеет право представлять возражения, а в каких нети т. п.).
Важное значение имеет вопрос о том, в каком объеме регулируются те или иные виды общественных отношений. Сравним, например, положения, касающиеся организации и деятельности парламента, содержащиеся в конституциях Франции 1946 и 1958 гг. Первая ограничивалась установлением лишь принципиальных положений, предоставляя парламенту детализировать их в регламентах палат. Вторая, напротив, определяет конкретные сроки и продолжительность парламентских сессий, число постоянных комиссий в каждой палате, установление порядка дня работы палат и т. п. Такое расширение сферы регулирования соответствующих отношений далеко не случайно: оно объясняется стремлением к ограничению полномочий парламента («рационализированный парламентаризм»). Такой подход характерен и для Конституции Казахстана 1995 г., на которую значительное влияние оказала французская Конституция.
В связи с расширением объекта конституционного регулирования (включены принципы общественного строя) современные конституции нередко характеризуются как основные законы «общества и государства». Такая формулировка содержится иногда и в некоторых постсоциалистичсских конституциях (например, в молдавской 1994 г.). Однако в последние годы ученые-конституционалисты пришли к выводу о двусмысленности и неточности такого определения. Конституция – это не общественный акт, а государственный юридический документ. Иное дело, что она закрепляет, регулирует важнейшие общественные отношения и принимается, как правило, на основе согласия (в том числе компромиссов) в обществе.