double arrow

Общественные отношения


В процессе своей жизнедеятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные общественные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а так­же связи, возникающие между различными социальными груп­пами (или внутри них), принято называть общественными от­ношениями. Не все связи, возникающие между людьми в про­цессе общения и совместной деятельности относят к обществен­ным отношениям (не является таковым, например, контакт в общественном транспорте).

Таким образом, общественные отношения - это устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные) отноше­ния, затрагивающие важные стороны жизни людей.

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни (например, отношения собственности и распределения в экономике).

Все общественные отношения мо­гут быть условно разделены на две группы:

- материальные;

- духовные.

Материальные отношения возникают и складываются непо­средственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него.

Духовные отношения формируются, предварительно «про­ходя через сознание» людей, детерминируются их духовными потребностями.




Особым видом общественных отношений являются меж­личностные отношения- отношения между отдельными инди­видами, объединёнными общими потребностями и интересами (досуг, быт).

Социолог П. Сорокин выделил следующие виды взаимодей­ствий:

- между двумя индивидами (например, муж и жена; учитель и ученик; два товарища);

- между тремя индивидами (например, семья);

- между четырьмя индивидами и более (певец и его слуша­тели);

- между многими людьми (неорганизованная толпа). Межличностные отношения возникают и в ходе индивидуального общения (персонифицированная форма общественных отношений).

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩЕСТВО

С давних пор люди пытались объяснить причины возникно­вения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались ими в форме мифов. Мифы - это сказания древних народов о происхождении мира, о богах, геро­ях и т. д. Совокупность мифов называется мифологиейНаряду с мифологией свои ответы на вопросы о насущных об­щественных проблемах, об отношении мироздания с его закона­ми и людей также пытались найти религия и философия. Имен­но философское учение об обществе на сегодняшний день явля­ется наиболее разработанным.

Совместить мифологию и философию впервые попытались индийские мудрецы. Первым философским произведением можно назвать тексты Веды, которые были созданы в период с 1500 по 600-е гг. до н.э. в Древней Индии. Ведическая литерату­ра не только пыталась объяснить происхождение Вселенной и всех живых существ, но и освещала социальное неравенстве ин­дийского общества - деление на касты (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и т.д.). Против этой несправедливости выступил буддизм/Буддизм - это одновременно религия и философское учение, предлагающее путь избавления человека от жизненных страданий.



Древний Китай дал миру даосизм (Дао - путь, который дол­жен для себя найти человек). Даосы считали, что, в мире два на­чала: Инь (тёмное начало, пассивное ожидание) и Янь (нечто активное, освещающее путь познания). Человек, объединяющий тёмное и светлое, женское и мужское, активное и пассивное, за­нимает некоторое срединное положение в мире и призван со­единить два начала.

В отличие от последователей даосизма, которые стремились к индивидуальному совершенствованию, Конфуций (551-479 гг. до н.э.) разработал учение о «благородном муже» - человеке, который интересы общества и государства (Конфуций отожде­ствляет эти понятия) ставит на первое место, пренебрегая лич­ными.

Античный философ Платон предложил модель идеального государства, которое основано на принципе справедливости. В государстве Платон выделял три группы: мудрецы, которые Должны править; воины, которые должны защищать; крестьяне и ремесленники, которые должны трудиться. Государство по Платону - это особая форма поселения людей для взаимопомо­щи, поддержания порядка.

Аристотель выделял три формы объединения людей: семью, селение, государство. Он считал, что опорой государства долж­ны быть не бедняки и не богачи, а средние слои общества.



В Средние века все объяснения общественной жизни опира­лись на религиозные догматы. Наиболее выдающиеся философы этого периода - Аврелий Августин и Фома Аквинский - пони­мали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом и которая развивается в соответствии с волей Бога.

В период Нового времени ряд мыслителей, не разделявших религиозные взгляды, выдвинул тезис о том, что общество воз­никло и развивается естественным путем. Они разработали кон­цепцию договорной организации общественной жизни. Ее родо­начальником можно считать древнегреческого философа Эпи­кура, который считал, что государство покоится на обществен­ном договоре, заключенном людьми для обеспечения общей справедливости. Более поздние представители теории общест­венного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) развили взгляды Эпикура, выдвинув идею так называемых «естествен­ных прав», т. е. таких прав, которые человек получает от рожде­ния.

В XIX в. философами было выработано понятие «граждан­ское общество». Гражданское общество рассматривалось ими как «система всеобщей зависимости», в которой «пропитание и благо единичного лица и его существование переплетены с пропитанием и благом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены» (Г. Гегель).

В XIX в. часть знаний об обществе, которые постепенно на­капливались в недрах философии, выделилась и стала состав­лять отдельную науку об обществе — социологию. Само поня­тие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом.

Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. К. Маркс и Ф. Эн­гельс разработали учение об общественно-экономических фор­мациях, определяющей роли материального производства в жизни общества и решающей роли народных масс в общест­венном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его материального производства, считая, что общественное развитие определяется экономически­ми факторами, а политическое, социальное, духовное развитие общества является лишь отражением материальной жизни лю­дей.

Человеческое общество, по мнению Маркса, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капи­талистическую и коммунистическую. Под общественно-экономической формацией Маркс понимал исторически опреде­ленный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии, определяемую уровнем развития производитель­ных сил и производственных отношений.

Близки к материалистической теории общественной жизни взгляды Р. Арона, Д. Белла, У. Ростоу и др. Они выдвинули ряд теорий, в том числе теории индустриального и постиндустри­ального общества, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, не просто развитием его экономики, а конкретными изменениями техники, хозяйственной деятельности людей. Тео­рия индустриального общества (Р. Арон) рассматривает процесс поступательного развития общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» общества, в котором господствуют натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» обществу.

В 60-70-е гг. в работах Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффле-ра были выделены три стадии развития общества:

- первая - доиндустриальная (аграрная);

- вторая - индустриальная;

- третья - постиндустриальная (Д. Белл), или технотронная (А. Тоффлер), или же технологическая (3. Бжезинский).

На первой стадии основной сферой экономической деятель­ности является сельское хозяйство, на второй - промышлен­ность, на третьей - сфера услуг. Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура.

Эти теории, хотя и находились в рамках материалистическо­го понимания процессов общественного развития, тем не менее имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общест­венно-экономической формации к другой осуществлялся путём социальной революции, под которой понимался коренной каче­ственный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого со­циальным эволюционизмом: согласно им технологические пе­ревороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопро­вождаются социальными конфликтами и социальными ре­волюциями.

Новым этапом в изучении общественных явлений стала тео­рия культурно-исторических типов русского исследователя XIX в. Н.Л. Данилевского, согласно которой отдельные общества (ци­вилизации) развиваются подобно биологическим организмам. Цивилизационную теорию развили О. Шпенглер и А. Тойнби.







Сейчас читают про: