double arrow
Административно-правовой статус граждан: понятие элементы, общая характеристика.

Административно-правовой статус гражданина – это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Административно-правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно-правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ).

Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти.Для формирования административно-правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).




Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

2) гражданство;

3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

- Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной правоспособностью. Исходя из определения правоспособности вообще как способности гражданина иметь права и нести обязанности, административную правоспособность (АПС) можно определить, как способность гражданина иметь административные права и нести административные обязанности. АПС возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. В соответствии со ст.19 КРФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей.



В отличие от АПС, административная дееспособность не может быть одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16 лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц (иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают охотники, водители транспорта.

Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан:

- право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

- право граждан на объединение (закон об общественных объединениях - на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);

- политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);

- право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами;

- право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно лишь по решению судебных органов);

- право на неприкосновенность жилища;

- право на передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации – определённое ограничение);

- право иметь доступ, передавать и производить информацию (ограничения этого права – закон от 23.07.93 г. «О государственной тайне»);

- право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и должностными лицами за счёт казны.

Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.

Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами, за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита отечества, поступление на государственную службу и т.д.). Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий: экономические; политические; идеологические; организационные; юридические. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ. Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

К видам внесудебных административно-правовых гарантий относятся:

1. Право Президента приостанавливать, согласно ст. 85 Конституции, действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом;

2. Право гражданина обратиться в органы исполнительной власти, прокуратуру, Комиссию по правам человека при Президенте страны, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и к уполномоченным и комиссиям по правам человека субъектов Федерации, на которых возложены обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина.

3. Предусмотренное ст. 53 Конституции право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

4. Установленный КоАП и другими законами процессуальный порядок рассмотрения дел о правонарушениях, являющийся важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной, дисциплинарной и материальной ответственности за неправомерные действия в сфере исполнительной власти;

5. Предусмотренное ст. 45 Конституции право каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (например, необходимая оборона; право обратиться за помощью в негосударственные организации; право приостановить работу, если она не оплачивается; забастовка и др.);

6. Принятие органами исполнительной власти, суда и прокуратуры мер к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

Согласно ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Однако на практике это не всегда соблюдается.






Сейчас читают про: