Освоение и проработка тем лекционного курса

На самостоятельное освоение и проработку тем лекционного курса в 4 и 5 семестрах программой предусмотрено 10 и 8 часов соответственно.

Освоение и проработка тем лекционного курса в рамках самостоятельной работы направлены на закрепление, углубление и обобщение теоретических знаний по дисциплине, развивают самостоятельность, повышают интерес к изучению дисциплины и прививают навыки научно-исследовательской работы.

6.2.2.Выполнение домашних заданий

На выполнение, оформление и подготовкудомашних заданий предусмотрено в 4 семестре – 50 часов, в 5 семестре – 16 часов, в 6 семестре – 54 часа.

Задания, необходимые для выполнения домашних работ выдает преподаватель, осуществляющий проведение лабораторных занятий с указанием рекомендуемых литературных источников.

Выполнение домашних заданий нацелено на закрепление, углубление и обобщение теоретических и практических знаний, развивает творческую инициативу и прививает навыки самостоятельной практической работы.

Студенты, не выполнившие домашние задания в полном объеме, выполнившие небрежно или не в соответствии с предъявляемыми требованиями к зачету (экзамену) не допускаются.

6.3. Выполнение курсовой работы

На выполнение курсовой работы в 5 семестре предусмотрено 36 часов.

Целью выполнения курсовой работы по дисциплине «Композиционное формообразование» является развитие у студентов профессиональных навыков создания цельного стилевого решения интерьерного пространства.

Тема «Моделирование предметной среды интерьерного пространства».

Курсовая работа включает в себя графическую и теоретическую части.

Общий объем: графическая часть; пояснительная записка.

Графический материал выполняется в технике ручной графики на листах ватмана форматом А-3 и включает:

· выбор помещения (план, назначение);

· поиск стилевого решения;

· компоновка предметного наполнения;

· обоснованный выбор цветового решения;

· итоговое решение интерьерного пространства с включением предметного наполнения в зависимости от назначения помещения и выбранного стиля.

Пояснительная записка оформляется на листах белой бумаги форматом А-4 и включает следующие разделы: титульный лист, содержание с нумерацией страниц, введение, основную часть, которая может содержать несколько глав (не менее двух), включая историю вопроса, обоснование своего решения, заключение, использованные информационные источники (литературу, источники периодической печати, интернет), приложения (таблицы, рисунки, схемы, иллюстрации и т.п.).

Защита курсовой работы проходит во время плановых занятий по дисциплине «Композиционное формообразование» и включает в себя: выступление студента (не более 10 минут), ответы на вопросы и оценку его работы руководителем. В ходе выступления студент дает обоснование выбранной темы, излагает задачи, поставленные перед ним, раскрывает основные результаты выполненной работы. Работа обсуждается присутствующими преподавателями и студентами.

Требования к оформлению работ, а также рекомендации по их выполнению содержатся в «Методических рекомендациях по выполнению курсовой работы».

6.4. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Дайте понятие формы и формообразования. Назвать три составляющие организации внешней формы.

2. Раскройте роль формообразования в художественном проектировании. Влияние различных факторов на формообразование объектов художественного проектирования.

3. Раскройте понятие композиции. Назовите признаки и особенности формальной композиции. Охарактеризуйте основные виды композиций.

4. Назовите основные законы композиции и поясните их роль в формообразовании.

5. Раскройте понятие композиционного равновесия. Перечислите средства достижения композиционного равновесия. Равновесие в симметричных и асимметричных композициях.

6. Раскройте один из важнейших законов художественного творчества - единство формы и содержания.

7. Назовите свойства формы и охарактеризуйте основные.

8. Назовите свойства формы и охарактеризуйте дополнительные.

9. Раскройте особенности восприятия формы на плоскости.

10. Охарактеризуйте основные приемы формообразования. Перечислите этапы анализа формообразующих приемов и действий.

11. Перечислите графические средства построения композиции, раскройте их особенности.

12. Раскройте сущность одной из основных закономерностей композиции - целостность. Перечислите основные условия достижения композиционной целостности формы. Охарактеризуйте понятие композиционного центра. Перечислите способы (средства) выявления композиционного центра.

13. Назовите основную черту симметричной композиции. Перечислите и охарактеризуйте виды симметрии. Укажите основные схемы симметричных построений композиции.

14. Поясните, каковы особенности создания и восприятия асимметричной композиции. Назовите способы решения проблемы уравновешенности в асимметричных композициях. Каковы закономерности гармонизации элементов асимметричной композиции?

15. Раскройте понятия дисимметрии и антисимметрии и поясните их особенности.

16. Дайте понятие динамичности формы (композиции). Назовите факторы, определяющие динамичность композиции.

17. Дайте понятие статичности формы (композиции). Назовите особенности статичной композиции.

18. Дайте понятие «зрительной массы» в композиции. Назовите факторы, влияющие на зрительное восприятие массы.

19. Дайте понятие масштаба и масштабности формы. Назовите особенности построения больших и малых форм. Обозначьте факторы, определяющие масштабность формы. Поясните, в чем выражается немасштабность формы.

20. Дайте понятие контраста. Как проявляется связь контраста с идейной сущностью произведения? Назовите варианты проявления контрастных отношений. Поясните, в чем заключаются сильные и слабые стороны контраста.

21. Дайте понятие нюанса. Назовите возможные проявления нюансной проработки формы. Раскройте, в чем заключается взаимообусловленность контраста и нюанса в гармоничной организации формы (композиции).

22. Дайте определение понятиям тождество и полярность. Опишите особенности композиций, составленных по принципу тождества, полярности элементов.

23. Дайте понятие метрического повтора, назовите его особенности. Приведите примеры использования метрического повтора. Перечислите варианты метрических рядов. Назовите условия, от которых зависит организующая роль метрического повтора.

24. Дайте понятие ритма, назовите главное отличие ритмического повтора от метрического. Каковы особенности психологии зрительного восприятия ритмических рядов? Перечислите известные вам варианты ритмических чередований. Какова роль ритмического чередования в выявлении динамичности композиции?

25. Раскройте понятие пропорции как важнейшего «классического» средства гармонизации элементов композиции. Приведите примеры пропорциональных отношений, поясните их суть.

26. Дайте понятие полихромии. Назовите факторы, влияющие на характер восприятия цвета. Опишите, как проявляется связь цвета с другими средствами композиции.

27. Дайте определение фактурных и нефактурных цветов. Назовите факторы, влияющие на восприятие фактурности цвета? Какие цвета являются выступающими, какие отступающими.

28. Раскройте понятия легких и тяжелых цветов. Объясните, в чем выражается заметность (броскость цвета). Охарактеризуйте разъединяющее и объединяющее действие цветов.

29. Раскройте понятие фактуры. Назовите условия зрительного восприятия фактуры.

30. Поясните, какова роль текстуры в выявлении эстетической особенности произведения. Охарактеризуйте особенности использования фактуры и текстуры как активных средств художественной выразительности.

31. Охарактеризуйте понятие орнамента, его происхождение, художественную сущность. Опишите основные формы организации орнаментов.

32. Перечислите виды орнаментов и обозначьте их особенности.

33. Раскройте понятие комбинаторики. Особенности и возможности комбинаторики, как одного из принципов формообразования. Понятие модуля. Перечислите виды комбинаторных элементов и методы комбинаторных построений.

34. Поясните особенности предметной комбинаторики. Перечислите основные области и объекты формообразования предметной комбинаторики.

35. Дайте классификацию комбинаторных форм.

36. Понятие движения в композиции. Средства передачи визуального движения композиционной формы.

37. Дать понятие: растр, виды растра, растровое поле, растровый шаг, растровый элемент. Привести примеры простого и сложного растрового поля. Описать возможности художественно-выразительных средств в растровом поле.

38. Перечислить основные принципы композиционного формообразования. Раскрыть смысл принципа целостности и гармонизации

39. Охарактеризовать образность как один из принципов композиционного формообразования. Методы и средства воплощения образа в формально-композиционном произведении.

40. Поясните суть принципа рациональности (целесообразности). Назовите типологию функций искусственной формы. Пояснить суть функционального анализа вещи.

41. Охарактеризуйте принцип структурности и его значение в формообразовании. Перечислите этапы морфологического анализа предметной формы

42. Раскройте суть принципа органичности. Назовите основные направления осмысления форм природы.

43. Поясните в чем смысл принципа гибкости. Каковы проявления принципа гибкости в композиции.

44. Раскройте понятие проектного образа и его выражения в дизайн-форме. Факторы, влияющие на формирование проектного образа. Содержание проектного образа.

45. Раскройтепонятие стилизации. Роль стилизации как метода художественной организации искусственных систем. Возможность и необходимость стилизации формы. Методика и процесс стилизации.

46. Раскройте суть трансформации формы. Опишите процесс трансформации природного мотива в декоративную форму.

47. Поясните условность языка ассоциативной композиции. Виды ассоциаций. Образно-выразительные средства передачи эмоций (ощущений).

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Буткевич Л. М. История орнамента: Учеб. пособие для вузов / Л. М. Буткевич. - М.: Владос, 2008. - 266 с.

2. Грашин А. А. Краткий курс стилевой эволюции мебели: Учеб. пособие для вузов / А. А. Грашин. - М.: Архитектура-С, 2007. - 415 с.

3. Голубева О. Л. Основы композиции: Учебник / Голубева О. Л. – 3-е изд. -: В. Шевчук, 2008. - 144 с.

4. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция (текст): Учеб. пособие для вузов/ К.Т. Даглдиян. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.-312с.

5. Заева-Бурдонская Е. А., Курасов С. В. Формообразование в дизайне среды. Метод стилизации/ Е. А. Заева-Бурдонская, С. В. Курасов. – М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2008. – 236 с.

6. Иттен И. Искусство формы/ Иоханнес Иттен. -: Дмитрий Аронов, 2009. - 136с.

7. Иттен И. Искусство цвета/ Иоханнес Иттен. -: Дмитрий Аронов, 2010. - 96с.

8. Макарова М. Н. Практическая перспектива: Учеб. пособие для вузов / М. Н. Макарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2007. - 432 с.

9. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: Учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Г. И. Панксенов. – 2-е изд. - М.: Академия, 2008. - 144 с.

10. Степанов А. В. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов /А.В. Степанов [и др.]; ред. А.В. Степанов. - 3-е изд. стер.– М.: Архитектура-С, 2007. – 256 с.: ил.

11. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре (текст): Учеб. пособие для вузов/ М.О.Сурина. - М.-Ростов н/Д: Изд. центр МарТ, 2006.-152с.

12. Устин В. Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика/ В. Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 254с.

13. Устин В. Б. Композиция в дизайне: методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: Учеб. пособие для вузов / В. Б. Устин. - 2-е изд., уточ. и доп. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 239 с.

14. Фокина Л. В.Орнамент: Учеб. пособие для вузов / Л. В. Фокина. - 5-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 172 с.

15. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: Учебное пособие / М. В. Шубенков - М.: Архитектура-С, 2006. – 320с.

16. Чернихов Я. Г. Орнамент. Композиционно-классические построения/ Я. Г. Чернихов. -: В.Шевчук, 2007. – 200 с.

17. Якушева М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: Учебное пособие. - М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 2009. - 240 с.

Дополнительная литература

1. Агранович-Пономарева Е. С. Архитектурная колористика. Практикум: Учеб. пособие для вузов / Е. С. Агранович-Пономарева, А. А. Литвинова. - Минск.: Технопринт, 2002. - 121 с.

2. Голубева О. Л., Лаврентьев А. Н. Строгановская школа композиции / О. Л. Голубева, А. Н. Лаврентьев. – М.: Сварог и К, 2005. - 352 с.

3. Заёнчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: предметная среда и дизайн: Учебник для вузов / В. М. Заёнчик, А. А. Карачёв, В. Е. Шмелёв. - М.: Академия, 2006. - 315 с.

4. Иовлев В. И. Архитектурно-композиционное формообразование: Учеб. пособие / В. И. Иовлев. - Екатеринбург: Архитектон, 2000. - 366 с.

5. Климухин А. Г. Начертательная геометрия: Учебник для вузов/А. Г. Климухин. – М.:Архитектура-С, 2007. – 336 с.

6. Кудряшев К. В. Архитектурная графика: Учеб. пособие для студентов архитектурных вузов и факультетов / К. В. Кудряшев. - М.: Архитектура-С, 2006. - 312 с.

7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция(текст): Учеб. пособие для студентов вузов / Г.М.Логвиненко. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-114с.

8. Мелодинский Д. Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учеб. пособие для вузов / Д. Л. Мелодинский. - М.: Архитектура-С, 2004. - 312 c.

9. Сомов Ю. С. Композиция в технике. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1987. - 288 с.: ил.

10. Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум / О. В. Чернышев – Мн.: Харвест, 1999. – 312 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: