Являясь одной из форм предварительного расследования, дознание основывается на том же процессуальном законодательстве, что и предварительное следствие. Однако, расследование уголовных дел для органов дознания представляет собой дополнительную функцию по отношению к их главным функциям. В большинстве случаев органы дознания проводят расследование по уголовным делам, возникающим в сфере их основной, административной деятельности. Это позволяет наиболее быстро реагировать на каждый случай совершения преступления, в зависимости от специфики самих органов дознания. В соответствии со ст. 37 УПК Республики Беларусь органами дознания являются:
- органы милиции;
- органы государственной безопасности;
- командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
- начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов;
- органы пограничных войск;
- таможенные органы;
- органы финансовых расследований;
|
|
- органы государственного пожарного надзора;
- капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;
- 10)главы дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь.
Уголовно-процессуальный закон определяет две формы дознания: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия ОБЯЗАТЕЛЬНО и дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия НЕОБЯЗАТЕЛЬНО.
В первом случае, согласно ст. 186 УПК РБ, орган дознания, при наличии признаков преступления, возбуждает уголовное дело. Деятельность органа дознания в данном случае начинается с производства неотложных следственных и других процессуальных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким действиям уголовно-процессуальный закон относит: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, назначение экспертиз. Об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания производит расследование в полном объеме, заканчивая вынесением постановления о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд или постановления о прекращении производства по уголовному делу.
76. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
|
|
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г. право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям:
1) органов внутренних дел;
2) органов государственной безопасности;
3) пограничных войск;
4) органов государственной охраны: службы безопасности Президента Республики Беларусь и Главного управления государственной охраны при Президенте Республики Беларусь;
5) органов финансовых расследований;
6) таможенных органов;
7) органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.
Задачи оперативно-розыскной деятельности: способствование решению задач уголовного процесса негласными методами. Поэтому согласно ст. 9 Закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать помощь на конфиденциальной основе этим органам.
К оперативно-розыскным мероприятиям относятся:
l опрос граждан;
l наведение справок;
l сбор образцов для сравнительного исследования;
l проверочная закупка;
l исследование предметов и документов;
l наблюдение; отождествление личности;
l оперативный эксперимент.
И др.
Согласно закону оперативно-розыскная деятельность может производиться как до возбуждения уголовного дела, так и по возбужденному уголовному делу.