Киевская Русь

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала IX – XII вв. Киевская Русь. Процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты.

Одна из них – геополитическая и пространственная ситуация – государство Русь занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства.

Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, культуры, языка и создавать сильную государственную власть.

Государство восточных славян «Русь» возникло в IX в.

Вначале, в IX в., сформировалось два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединение словен, кривичей и финноязычных племен на севере, в районе озера Ильмень.

Русский монах-летописец начала XII в. Нестор, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.

По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словени, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да придите княжить и владеть нами». В 862 г. власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик.

Правивший после Рюрика его родственник князь Олег (879 – 912),совершив поход, хитростью овладел Киевом, где и утвердился, став в 882 г. новгородским и киевским князем. Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей. В соответствии с летописной традицией 882 год принято считать годом образования Древнерусского государства с центром в Киеве.

Летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов (антинорманская теория).

Норманисты утверждали, что государство на Руси было создано варягами, их оппоненты это отрицали.

История Киевской Руси, IX – начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода.

1. Первый (IX – середина X в.) – время первых киевских князей.

2. Второй (вторая половина X – первая половина XI в.) – время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы;

3. третий период – вторая половина XI – начало XII в., переход к территориально – политической раздробленност и.

«Вещий» Олег (882-912) – совершил знаменитые походы на Константинополь (Царьград) в 907 и 911 гг, по результатам которых были заключены выгодняе торговые договоры между странами (безпошлинная торговля русских купцов в городе0. Поход 907 г в летописи описывается очень ярко – Олег повесил щит на ворота.

Преемником Олега стал Игорь (912 – 945), по летописи, сын Рюрика.

Князь Игорь в 941 г. совершил новый поход на Константинополь. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве (русские корабли были сожжены “греческим огнем ”).

Тогда в 944 г. киевский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз до сражения не дошло и был заключен новый мирный договор, несколько менее выгодный для Руси, чем договор Олега.

В 945 г. при сборе дополнительной дани с древлян Игорь был убит.

Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам, убив их послов и уничтожив столицу древлян Искоростень.

Она же отменила опасное “полюдье ”, установив твердый размер дани (“уроки”), сроки ее сдачи и место сбора (“погосты”). Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

Княгиня Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 г. (этот вопрос спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство.

Сын Ольги и Игоря- Святослав (945 - 972) уделял мало времени внутренним делам государства и прославился своими военными походами (против хазар)

Святослав (он оставался язычником, несмотря на уговоры матери) после разгрома Хазарию в 965 г.

По договоренности с византийским императором выступил против Дунайской Болгарии. Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае. Отсюда он начал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые едва не взяли Киев. Святослав разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь он начал войну с Византией и вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю.

В 971 г. византийский император перешел в наступление. Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийской дипломатией печенеги устроили засаду, и Святослав был убит. Из его черепа по легенде хан сделал себе чашу.

После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два его старших сына – Ярополк и Олег погибли. Победителем стал младший сын Святослава (от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги) – Владимир (980 -1015 гг). Именно в этот период завершилось становление древнерусской государственности.

При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.

К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи – объездах, исходящих из Киева. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя – наместника. Территории управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость.

С формированием древнерусской государственности было тесно связано и принятие христианства, ставшее крупнейшим событием в политической и культурной жизни Руси. Сохранившиеся следы былой независимости племен стали неприемлемы для центральной власти. Пережитками старины оказывались местные языческие культы, поощрявшие сепаратистские настроения.

Религиозная реформа: сначала он попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном – богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Но эта акция не принесла желаемого результата. Владимир и его окружение прекрасно осознавали необходимость отказа от язычества в пользу православия, как одного из условий ликвидации изоляции Руси от европейского христианского мира.

Причина: Провозглашение монотеизма (единобожие) укрепляло позиции главы государства и освящало сословную иерархию. Наконец, христианство формировало новую мораль, более гуманную и высоконравственную.

Формально крещение Владимира произошло в связи с его женитьбой на византийской принцессе Анне (дочь византийского императора).

988 год принятия христианства в качестве государственной религии. Владимир, крестившись сам в Херсонесе, крестил своих бояр, а затем и весь народ.

Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно - потребовалось 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Во главе православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. С христианством на Русь приходит распространение грамотности, строятся замечательные архитектурные памятники – церкви и храмы, развивается живопись, литература.

После смерти в 1015 г. Владимира между его детьми вспыхнула рознь, в результате которой власть в Киеве перешла к княжившему до этого в Новгороде Ярославу (1019 – 1054).

Этот князь, получивший прозвище Мудрый, был известен как образованный человек, знавший несколько иностранных языков и имевший богатую библиотеку. При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества.

Киев превратился в один из крупнейших городов Европы. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор – храм, посвященный мудрости. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Династические браки: Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода – Владимир Мономах.

Написал первый свод законов – «Русскую правду» состоит из – «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей» написанная потомками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: