- Удобочитаемость
- Единство формы и содержания (образность шрифта)
- Организация ритмического строя
- Цветовая насыщенность
- Пропорциональность всех буквенных элементов
- Целевое единство
- Целостность
- Логическая связь рисунка букв с техникой их исполнения.
А. Основные свойства, влияющие на удобочитаемость шрифта:
- Особенности рисунка буквы (округлые читаются лучше прямолинейных)
- Особенности графической основы буквы (связано с алфавитом)
- Внутренний просвет (чем больше, тем легче воспринимается буква)
- Наличие или отсутствие засечек – направляют чтение (неудобочитаемы слишком толстые засечки)
- Соотношение основного шрифта к дополнительному (лучший контраст 1:2)
- Пропорции буквы (отношение ширины буквы к высоте) наиболее удобные 1:1 (с преобладанием вертикали)
- Цвет
- Размер
Б. Единство формы шрифта и содержания текста проявляется в отношении формы рисунка букв к содержанию написанного.
В. Ритм в шрифте бывает простой и сложный.
Г. Выбор шрифта конкретной цветовой насыщенности влияет на эмоциональное воздействие надписи.
Д. Наиболее гармоничное соотношение в тех буквах, у которых соотношение приближено к середине.
Е. Под стилевым единством подразумевается выдержанность надписи в едином графическом стиле.
Ж.. На целостность влияет:
1. Рисунок буквы
2. Цвет
3. Межбуквенное расстояние
З. По технике исполнения шрифты бывают рукописными, рисовальными, электронными.
Оптические иллюзии в шрифте
Оптические иллюзии в шрифте бывают линейными и пространственными.
Линейные иллюзии связаны с оптическими изменениями линейных размеров шрифта. Пространственные иллюзии связанны с изменениями восприятия объема буквы.
ОРНАМЕНТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ
Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее те или иные предметы (книги, шкатулки, мебель…) Форма орнамента не может быть выбрана вне зависимости от формы оформляемого предмета. Содержание рисунка связанно с назначением украшаемого объекта.
Виды орнамента:
бесконечный и замкнутый
У орнамента существует мотив. Мотив – повторение фигур в орнаменте по своему характеру.
Мотивы
неизобразительные: изобразительные:
(геометрические, (растительные, животные,
негеометрические) человеческие, предметные)
Геометрические мотивы представляют собой правильные геометрические элементы: отрезки прямой или изогнутой линией, треугольник, квадрат, круг и т.д.
Меандр – орнамент в виде ломаных под прямым углом не пересекающихся между собой линий (Др.Греция, Египет)
Бордюр – орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой (кривой линии).
Сетчатый орнамент образуется путем повторения мотива вдоль двух-трех и более осей переноса.
Негеометрический мотив не отличается геометрической ясностью, имеет причудливые формы пятен, мазков, росчерков… К неизобразительным мотивам относится текстура.
Растительные мотивы включают в себя изображения ветвей, листьев, цветов и т.д. Изображается растительный мотив в естественном или стилизованном виде.
Стилизованное изображение (формы) – значительно обобщенные формы: растений, птиц, животных. Популярными мотивами в Др. Египте было рисование папируса и лотоса. В Др. Греции – пальметта. В Малой Азии – гранат и пальма…
Животные мотивы – изображения представителей реальной фауны, а так же фантастических существ, в виде драконов, сирен, феникса, химер, грифонов и т.д. Орнамент со сказочными животными принято называть тератологическим (чудовищным) пример -жук скарабей (Др. Египет)
Человеческие мотивы в орнаменте не редкие явления, но подобно животным мотивам по составным элементам комплексного узора.
Предметные – могут формироваться из всех предметов материальной культуры, изображаются атрибуты труда, ремесел…