Издание для досуга содержит общедоступные сведения по изготовлению или эксплуатации различных предметов в быту, по разнообразным формам самодеятельного творчества» увлечений. Они близки к производственно-практическим и научно-популярным изданиям. Однако отличаются от них своим целевым назначением.
Цель изданий для досуга — содействовать рациональному использованию читателями свободного времени, развитию любительского творчества и т. п. В то же время эти издания имеют гедоническую направленность, они развлекательные, помогающие приятно, весело, занимательно провести время. По характеру информации издания для досуга подразделяются на два вида: 1) практические издания для любителей; 2) развлекательные издания.
Практические издания для любителей призваны дать определенную сумму знаний и помочь выработать необходимые умения и навыки в непрофессиональной деятельности с целью получить тот или иной практический результат. К ним относятся: книги в помощь молодой семье, в помощь молодой матери, по домоводству, садоводству, фото- и киносъемке, шитью, вязанию, спортивной гимнастике, косметике и т. п. Это могут быть практические пособия и руководства, буклеты, буклеты-определители, рабочие таблицы.
Развлекательные издания представлены спортивными, компьютерными и другими интеллектуальными играми, кроссвордами, гороскопами, гаданиями, сборниками песен, стихов к различным праздничным датам и др.
Характерной особенностью оформления изданий данного вида является большое количество иллюстраций, часто многокрасочных. Среди них много изданий, в которых большую часть объема занимают изображения.
Глава 8. Текстовое издание
Контрольные вопросы
1. Каковы отличительные признаки изданий для досуга?
2. Чем характеризуются практические издания для любителей?
3. В чем специфика развлекательных изданий?
4. Есть ли издания для досуга в Вашей личной библиотеке? Дайте им краткую характеристику.
8.10. Рекламное издание
Рекламное издание содержит изложенные в привлекательной форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них. Оно содержит краткую информацию о потребительских свойствах товаров и разных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них, а также сведения о лице, организации, произведениях искусства, литературно-художественном издании и т. п. в целях их популяризации.
Целевое назначение рекламного издания — способствовать реализации товаров и услуг, создать спрос на них. Оно может быть рассчитано на массового потребителя и на специалиста.
Специфика информации, зафиксированной в рекламном издании, состоит в том, что здесь сочетается популярный, справочный и оценочно-рекламный текст. Большинство этих изданий выпускается в виде каталогов, проспектов и афиш.
Каталог содержит систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.
Проспект содержит перечень предметов и услуг, планируемых к выпуску, продаже или экспонированию.
Афиша — издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки (концертная афиша).
Значительное место среди рекламных изданий занимают буклеты — издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два сгиба или более.
А
------- ■------------- Раздел II. Характеристика отдельных видов и типов документа
1"тава 8. Текстовое издание
Оформляются рекламные издания красочно. Текст в них сопровождается большим количеством иллюстраций, часто многокрасочных. Большую группу составляют издания, в которых преобладают изображения, а текст выполняет вспомогательную функцию.
Контрольные вопросы
1. Что такое рекламное издание?
2. Каково целевое назначение, читательский адрес и характер информации, содержащейся в рекламном издании?
3. Каково основное рекламное издание Вашего учрежден ния? Охарактеризуйте его издательское оформление.