Microsoft PowerPoint

Применение эффектов анимации,
работа с панелью инструментов Автофигуры.

В данной работе применим возможности PowerPoint в образовательном процессе.

Презентации PowerPoint довольно успешно могут сопровождать любые предметные лекции, защиту курсовых и дипломных работ, иллюстрировать доклады. Кроме того, набор слайдов PowerPoint можно использовать в качестве тестов для контроля знаний.

Рассмотрим возможности PowerPoint на примере доказательства теоремы Пифагора. Существует довольно простой и красивый способ доказательства этой теоремы, именно его и возьмем за основу нашей презентации.

Чтобы свободнее было ориентироваться в подготовке презентации, предварительно рассмотрим доказательство теоремы.

Теорема Пифагора. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Дан прямоугольный треугольник с катетами a, b и гипотенузой с.

Выполните дополнительные построения по образцу и объясните, каким образом они сделаны. Докажите, что в результате получились два квадрата (большой – со стороной (a+b) и маленький со стороной с).

В результате видно, что площадь большого квадрата равна сумме площадей четырех треугольников и маленького квадрата, т. е. отсюда, воспользовавшись формулами сокращенного умножения, получаем: a2+2ab+b2=2ab+c2 _ a2+b2=c2

Теперь рассмотрим по шагам подготовку каждого отдельного слайда.

Слайд № 1.

В процессе демонстрации название теоремы "летит сверху" а текст формулировки теоремы появляется "по буквам", сопровождаемый звуком "печатной машинки"

1. Запустите программу .

2. Выберите соответствующий дизайн слайда или создайте свой, используя команду Формат → Фон → д/о Фон → щелкнув по раскрывающемуся списку (6), выберите функцию другие цвета или способы заливки.

3. Переключитесь на панель — , щелкнув по кнопке – Разметка слайда, выберите самый первый тип – Титульный лист.

4. Заполните Заголовок и подзаголовок слайда.

5. Перейдите к созданию эффектов анимации, щелкнув по кнопке — Настройка анимации.

6. Выделите текст – "Теорема Пифагора"

7. На панели (справа) раскройте список , щелкнув по 6.

8.

Рис. А
Далее выбираете Вход, затем Вылет — см рисунок А.

9. Направление выберите Сверху (что Вам больше нравится) — рисунок Б.

10. Аналогично настройте анимацию для следующего подзаголовка (формулировки теоремы).

Первый слайд готов. Для просмотра эффектов анимации выполните демонстрацию этого слайда, для чего воспользуйтесь кнопкой , расположенной в левом нижнем углу экрана или справа на панели кнопкой – . (Кнопка просмотр дает возможность просмотреть анимацию текущего слайда, ей хорошо делать проверку – просмотр результатов каждый раз).

Переходим к следующему слайду.

Слайд № 2.

В процессе демонстрации прямоугольный треугольник виден сразу же после появления слайда, затем сверху вылетает цветная плашка для текста после чего сверху построчно "падает" текст — Это прямоугольный треугольник (можно текст вместе с плашкой).

Внимание! Треугольник надо расположить так, чтобы он всегда оставался на одном месте, а размеры и расположение должны позволить в дальнейшем выполнить дополнительные построения и написать текст. Смотрите последний – 9-ый слайд.

1. Щелкните по кнопке и на панели выберите пустой слайд, на котором в дальнейшем разместите графические объекты. (Этот процесс придется повторять для каждого нового слайда).

2. Для построения геометрических фигур воспользуйтесь панелью инструментов — Рисование , она расположена снизу. Если эта панель инструментов отсутствует на экране, вызвать ее можно, выбрав команду меню Вид → Панели инструментов → Рисование.

3. Далее раскройте Автофигуры → выбирайте как на рисунке.

4. Чтобы треугольник был светлым (не закрашенным) щелкните по 6 на кнопке – Цвет заливки панели Рисования → укажите Нет заливки.

5. Для плашки аналогично: Автофигуры → Выноски (вид выноски можно изменить).

6. Теперь выполните анимацию. Треугольник на месте.

7. Для следующего слайда выделите треугольник и скопируйте его в буфер обмена — .

Переходим к следующему слайду.

Слайд № 3.

На этом слайде к имеющемуся треугольнику поочередно "вылетают" стрелка и текст слева и снизу к катетам и затем сверху справа к гипотенузе. После этого появляются обозначения сторон– a, b, c со звуковым эффектом "Печатная машинка".

1. Вставьте пустой слайд: → выбор пустого слайда.

2. Вставьте из буфера треугольник.

3. Нарисуйте слева стрелку и поместите поверх стрелки текст – Катет: Автофигуры → Фигурные стрелки → затем Надпись ().

4. Стрелку снизу выполните путем копирования левой (Ctrl + мышка) и вращением ().

5. Аналогично для гипотенузы.

6. Подпишите стороны треугольника.

7. Продублируйте слайд (Вставка → Дублировать слайд) для дальнейшей работы и вернитесь к предыдущему, используя панель структуры слева (или полосу прокрутки, удобно использовать кнопки – вверх — вниз.

8. Теперь настройте анимацию.

Слайд готов, переходим к следующему.

Слайд № 4.

На этом этапе к имеющемуся треугольнику раскрывается указатель (эффект –- жалюзи) одновременно с текстом Выполним дополнительные построения.

1. Прейдите к следующему слайду (он уже был сдублирован).

2. Удалите стрелки с надписями (остается треугольник вместе с обозначениями сторон).

3. Продублируйте слайд для дальнейшей работы и вернитесь к прежнему.

4. Нарисуйте фигуру и внутри ее текст — Выполним дополнительные построения.

5. Объедините (сгруппируйте) текст и указатель: удерживая нажатой клавишу Shift, выделите и указатель, и текст. Затем на панели Рисования выберите команду Группировать – , если нет кнопки на панели, — она спрятана в . Теперь вместо двух отдельных объектов вы имеете один, с которым можно дальше работать, — настраивать анимацию (эффект — Жалюзи вертикальные).

6. Выполните заданную анимацию.

7. Можно просмотреть анимацию всей работы для анализа. Для этого перейдите к первому слайду и щелкните по кнопке . С помощью этой кнопки происходит показ (демонстрация) презентации от текущего слайда до последнего.

На последнем (ранее сдублированном) слайде показ прекратится, можно начинать работу по созданию пятого слайда.

Слайд № 5.

На этом слайде к имеющемуся треугольнику поочередно с разных сторон (сверху слева, сверху справа и снизу справа) "подъезжают" достроенные треугольники вместе с обозначениями сторон.

1. Выполните дополнительные построения. Для этого:

w трижды скопируйте первоначальный треугольник (Ctrl + мышка);

w перемещая и вращая скопированные треугольники создайте рисунок, как на слайде;

w подпишите обозначения сторон;

w раскрасьте полученные треугольники, используя кнопку заливку.

2. Продублируйте слайд 5 – 6 раз для дальнейшей работы, но не менее четырех (предположим нам неизвестно сколько именно нам понадобится).

3. Вернитесь к исходному слайду (слайд №5).

4. Объедините треугольник и названия его сторон, следующим образом:

w выделите (щелкните мышкой) достроенный (один из скопированных) треугольник;

w нажмите Shift и мышкой выбирайте (щелкайте) названия сторон;

w это повторите для каждого треугольника.

5. Выделите один из треугольников, настройте для него соответствующую анимацию. И так выполните для остальных. Но… первоначальный треугольник не трогать! Почему?

6. Для настройки анимации примените соответственно эффекты: Летит сверху слева, Летит сверху справ а и Летит снизу справа.

И этот слайд готов, проверьте свою анимацию кнопкой . Переходим к следующему.

Слайд № 6.

При демонстрации этого слайда видно, как поверхность достроенной фигуры покрывается шашечками, которые складываются в большой квадрат. Затем по буквам появляется текст – Это квадрат (докажите самостоятельно). Его площадь равна (a+b)2 – со звуковым эффектом "Печатная машинка".

Чтобы выполнить работу с этим слайдом на нем нужно иметь все содержимое слайда № 5. Его мы уже скопировали в предыдущем слайде (4 раза).

1. Наложите (нарисуйте) поверх большого квадрата – квадрат, используя кнопку Прямоугольник () на панели Рисования.

2. Установите цвет заливки с помощью – .

3. Поверх квадрата сделайте Надпись: "Это квадрат…" – см. рис. слайда.

4. Настройте анимацию слайда:

w Квадрат — Добавить эффект → Вход → шашки; значение скорость смените на быстро или медленно;

w Текст — процесс анимации должен проходить в общении с аудиторией, поэтому его желательно разбить на две части:

Ø "Это квадрат (докажите самостоятельно)" — доказательство с привлечением аудитории;

Ø "Его площадь равна…." — Почему? И т.п.

w Анимацию текста можно взять из группы Вход — уголки, цветная пишущая машинка, поворот.

5..Параметры анимации: Начало, Направление (или свойства), Скорость – устанавливайте по своему усмотрению.

Вот и еще один слайд готов. Выполните (проверьте) демонстрацию слайда.

Переходим к следующему, частично его копия у нас уже есть.

Слайд № 7.

Демонстрация этого слайда полностью повторяет предыдущий, с тем только отличием, что вместо большого квадрата шашечками "накрывается" маленький, соответственно с текстом – Это тоже квадрат (докажите самостоятельно). Его площадь равна с2.

1. Воспользовавшись инструментом Прямоугольник панели Рисования, нарисуйте квадрат, поверните его при помощи инструмента – Свободное вращение и, в случае необходимости, измените пропорции графического объекта (растягивая или сужая за выделенные "узелки"). Подгоните таким образом квадрат к заданному размеру и положению.

2. Выполните заливку (раскраску) полученного квадрата.

3. Сделайте Надпись, затем анимацию для квадрата и текста, как Вам заблагорассудится.

Слайд готов, можно просмотреть анимацию.

Переходим к копии следующего слайда

Слайд № 8.

На этом слайде шашечками закрашивается исходный треугольник и "всплывает" надпись, характеризующая его площадь — Площадь этого треугольника – 1/2 · ab.

1. Выделите исходный треугольник, дайте ему заливку () и настройте анимацию (например, эффект – Растворить).

2. Создайте выноску (Автофигуры → Выноски), разместите на ней двухцветный текст, сгруппируйте текст с выноской и настройте анимацию (пусть будет эффекты – Спираль).

Если Вас устраивает результат просмотра демонстрации текущего слайда, перейдем к последнему слайду. Его копия уже имеется.

Слайд № 9.

На этом слайде к имеющемуся чертежу побуквенно появляется текст со звуковым эффектом "Печатная машинка".

Напечатайте текст, который видите на слайде и настройте анимацию текста по своему усмотрению.

Вот все слайды и подготовлены. Остается выполнить демонстрацию. Если хотите воспользоваться кнопкой для начала демонстрации, то предварительно нужно перейти к самому первому слайду, так как при помощи кнопки демонстрация начинается с того слайда, который активен в настоящий момент.

Удобнее воспользоваться командой Вид → Показ слайдов (или F5), можно Показ слайдов → Начать показ слайдов (F5). В этих случаях демонстрация начнется с самого первого слайда независимо от того, какой из них виден сейчас на экране.

Самостоятельная работа. Используя различные эффекты, создать презентацию по одной из тем Информатики. (сделать не менее 16 слайдов, обязательно указать автора)


Специальные возможности. Звук (для любознательных)

Чтобы добавить звук в слайд открытой презентации, необходимо выполнить:

1. Сделать текущим слайд, в который необходимо добавить звук.

2. Выполнить команду Вставка → Фильм и звук (аналогично и для вставки видеоклипа – фильма).

3. Если требуется добавить звук из коллекции Clip Gallery, следует вставить установочный компакт-диск в CD-ROM и выбрать после этого в открытом подменю команду Звук из коллекции. В появившейся справа панели следует открыть требуемую категорию и выбрать нужный звуковой эффект.

С другой стороны, если необходимо добавить в слайд звуковой файл, имеющийся на диске, то в этом случае следует воспользоваться командой Звук из файла. Затем нужно выбрать среди имеющихся на диске звуковых файлов тот, который требуется добавить в слайд, и нажать кнопку ОК.

Перед добавлением звука в слайд автоматически появляется окно предупреждения, — в котором можно выбрать режим обработки данного эффекта, т.е. будет ли звук воспроизводиться автоматически при показе презентации (рекомендуется —Да). Добавленный звук отображается на слайде в виде значка с изображением динамика (см. рис.). Если при вставке звука не был установлен режим автоматического воспроизведения, то для запуска этого звукового файла требуется выполнить щелчок на его значке.

Необходимо отметить, что для звуковых файлов существует два основных стандарта: MIDI и WAV. Соответственно, данные файлы имеют расширения *.mid и *.wav. Кроме этого, в последнее время для звуковых файлов весьма популярным стал формат МРЗ. При этом файлы имеют расширение – *.mp3.

Звуковые файлы стандартов MIDI и WAV можно найти в папке Media, которая находится на установочном компакт диске. С другой стороны, музыку в формате МРЗ можно загрузить на диск с какого-либо музыкального сайта в Internet'e.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: