Практические задания к экзамену

1.Прочитайте и переведите на современный русский литературный язык
отрывок евангельского текста.

2.Дайте морфологическую характеристику трем обозначенным словофор­мам.

3.В трех обозначенных словах текста назовите праславянскую фонетиче­скую закономерность, оставившую свой след. Мотивируйте ответ.

Заочное отделение.

Количество учебных часов и формы аттестации.

Аудиторные занятия: лекции (часов) — 14.

Практические занятия (часов) — 4. Экзамен (семестр) — 3.

Тематический план

Лекционный курс

NN п.п. Занятия Кол-во часов
  Понятие о старославянском языке. Значение изучения старо­славянского языка. Происхождение. Место среди других сла­вянских языков. Азбуки.  
  Понятие о праславянском и индоевропейском языках — реконструкциях. Происхождение общеславянских гласных Преобразование индоевропейских чередований гласных.  
  Закон открытого слога. Преобразование дифтонгов и дифтонгических сочетаний. Упрощение групп согласных.  
  Происхождение общеславянских согласных (протославянский период). Закон слогового сингармонизма. Три палатализации заднеязычных *g, *k, *h. Изменение согласных в сочетании с *j.  
  Лексико-грамматические разряды слов. Имя существительное. Система склонения.  
  Глагол. Основы. Настоящее время. Система будущих времен. Система прошедших времен.  
  Причастие.  

Практические занятия

NN п.п. Тема Кол-во часов
  Введение. Старославянская графика. Происхождение общеславянских гласных. Преобразование ин­доевропейских чередований гласных. Закон открытого слога, фонетические процессы, обусловленные его действием. Закон слогового сингармонизма. Фонетические процессы, обу­словленные его действием.  
  Именная система склонения. Типы склонения по древней основе. Система временных форм глагола в старославянском языке.  

Задания к практическим занятиям

ТЕМА 1. Введение. Старославянская графика.

Происхождение общеславянских гласных. Преобразование ин­доевропейских чередований гласных. Закон открытого слога, фонетические процессы, обусловленные его действием. Закон слогового сингармонизма. Фонетические процессы, обу­словленные его действием. 2 часа.

План

Раскройте содержание следующих вопросов:

1.Время существования индоевропейского и общеславянского праязыков.

2. История индоевропейских долгих и кратких гласных на славянской почве.

3. Сущность закона открытого слога.

4. Сущность закона слогового сингармонизма.

Задания для самостоятельной работы.

1. Выполните упражнение № 106 (по 2 первых примера из каждого пункта, кроме п.III); № 109 (1,2,5 строки). См. Дементьева А.А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку. – М.: Просвещение, 1975.

2.Преобразуйте праславянские реконструкции в старо­славянские (неполногласные) и древнерусские (полногласные) соответствия на материале упражнения № 126 из того же сборника упражнений.

3.Преобразуйте слова с неполногласием и полногласием в праславянские реконструкции. Упражнение № 127 (1—2 строки) из того же сборника упражнений.

5. Выполните упражнение № 146 (1—4строки). Указание к выполнению см. в посо­бии Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, стр. 75—76.

6. Выполните упражнение № 166 (по 2 примера на каждый случай изменения) из того же сборника. Образец ответа см. в пособии Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, стр. 80—81.

7. Прочитайте и переведите текст № 24, с. 26. См. Стеценко А.Н. Хрестоматия по старославянскому языку. — М.: Просвещение,1984.

8.Найдите примеры, соответствующие изучаемым темам. Обоснуйте свой выбор.

Методические рекомендации к занятию см. в планах к практическим занятиям очного отделения.

Литература:

1. [2: с. 124-149].

2. [3:§ 1-34].

3. [5: с.5-23].

4. [9: с. 5-61].

5. [11: § 1-128].

6. [12].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: