Совокупный спрос (СС) - это реальный объем национального производства (РОНП). который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном УЦ (рис. 3.1). При прочих равных условиях, чем меньше УЦ, тем большую часть РОНП захотят приобрести потребители, предприятия, правительство внутри страны, а также зарубежные покупатели И наоборот, чем выше УЦ. тем меньший объем национального продукта они захотят купить.
рис3.1
В чем причина подобного изменения кривой СС? Объяснения, подобные изменению кривой спроса на отдельный товар в микроэкономике. здесь не пригодны. Там принималось во внимание, что доходы покупателей остаются постоянными, и если цены на товар снижаются, потребитель готов при постоянном доходе приобрести большее количество данного товара потому, что он стал относительно дешевле, чем другие товары. Кривая СС предполагает изменяющиеся совокупные доходы. Это вытекает из модели кругооборота дохода: более высокие цены. уплаченные за товары и услуги, вернутся к поставщикам ресурсов в виде возросших доходов (заработной платы, ренты, процента и прибыли). Поэтому увеличение УЦ не обязательно означает уменьшение общего номинального дохода страны.
|
|
Изменение характера кривой СС определяется тремя факторами:1) эффектом процентной ставки;2) эффектом материальных ценностей;3) эффектом импортных закупок.
К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения:
- в потребительских расходах, которые могут быть вызваны изменением благосостояния потребителя, ожиданий потребителя (его прогнозов на будущий доход), задолженности потребителя и уровня налогов, в первую очередь подоходного
- в инвестиционных расходах, зависящих от уровня процентных ставок, ожиданий инвестиционной прибыли, налогов с предприятий, уровня используемых технологий и наличия у предприятий избыточных мощностей
- в государственных расходах: если государственные расходы увеличиваются – совокупный спрос растет и наоборот
- в расходах на чистый экспорт (это разница между экспортом и импортом), которые в свою очередь зависят от национального дохода в зарубежных странах – партнерах во внешней торговли и от изменения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.