Крыльевой блок

Крыльевой блок предназначен для аэродинамической стабили­зации ракеты в полете, создания подъемной силы при наличии углов атаки и поддержания требуемой скорости вращения ракеты на траектории.

Крыльевой блок состоит из корпуса 3 (рис. 41), четырех скла­дывающихся крыльев и механизма их стопорения.

Складывающееся крыло состоит из пластины 7, которая кре­пится двумя винтами 7 к вкладышам 2 и 8, надетым на ось 4, размещенную в отверстии корпуса.

Механизм стопорения состоит из двух стопоров 6 и пружины 5, с помощью которой стопоры разжимаются и запирают крыло при раскрытии. После вылета вращающейся ракеты из трубы под действием центробежных сил крылья раскрываются. Для поддержания требуемой скорости вращения ракеты в полете крылья развернуты относительно продольной оси крыльевого бло­ка на определенный угол.

Крыльевой блок винтами крепится на сопловом блоке марше­вого двигателя. На корпусе крыльевого блока имеется четыре вы­ступа Б для соединения его со стартовым двигателем с помощью разжимного соединительного кольца.

 
 

Рис. 42. Труба 9П39(9П39-1*)

1 — передняя крышка; 2 и 11— замки; 3 — блок датчиков; 4 — антенна; 5 — обоймы; 6 и 17 – крышки; 7 – диафрагма; 8 – плечевой ремень; 9 – обойма; 10 – труба; 12 — задняя крышка; 13 — лампа; 14 — винт; 15 — колодка; 16 — рычаг механизма накала; 18. 31 и 32 – пружины; 19 38 – фиксаторы; 20 – разъем; 21 – задняя стойка; 22 — механизм бортразъема; 23 — ручка; 24 — передняя стойка; 25 — обтекатель; 26 — насадок; 27 – плата; 28 – штырьевые контакты; 29 – направляющие штыри; 30 - стопор; 33 — тяга; 34 — вилка; 35 — корпус; 36 — кнопка; 37 - проушина; А и Е — метки; Б и М – отверстия; В – мушка; Г – целик; Д – треугольная метка; Ж – вырез; И – направляющие; К — скос; Л и У — поверхности; Д — паз; Р и С – диаметры; Ф – гнезда; Ш – плата; Щ и Э – прокладка; Ю – накладка; Я – амортизатор;

*) Примечание:

1. В эксплуатации могут находится два варианта труб: 9П39 (с антенной 4) и 9П39-1 (без антенны 4)

2. В эксплуатации могут находится 3 варианта механических прицела с лампой световой информации

5. НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ПУСКОВОЙ ТРУБЫ

Пусковая труба предназначена для обеспечения прицельного и безопасного пуска ракеты, а также для улавливания стартового двигателя. Она является направляющим устройством при пуске и одновременно служит контейнером при эксплуатации ракеты.

На трубе закреплены блок 3 (рис. 42) датчиков, механический прицел с лампой 13 световой информации, механизм 22 бортразъема, разъем 20, колодка 15, обоймы 5 и 9, плечевой ре­мень 8.

Блок датчиков совместно с электронным блоком пускового механизма и катушками вращения ОГС предназначен для разго­на ротора гироскопа и наклона его на угол 10°. На блоке датчиков крепится антенна 4 НРЗ.

Механический прицел состоит из передней 24 и задней 21 стоек и предназначен для прицеливания. На передней стойке закреплена мушка В с отверстием Б. На Задней стойке расположе­ны целик Г с лампой световой информации и диафрагма 7, кото­рая закрывает лампу при пусках в сумерках во избежание ослеп­ления стрелка-зенитчика. Стойки механического прицела уста­новлены таким образом, что его визирная ось наклонена к оси трубы под углом 10°. Это необходимо для обеспечения угла воз­вышения при пусках ракет по низколетящим целям.

Механизм 22 бортразъема состоит из корпуса 35, в котором расположены вилка 34 бортразъема, стопор 30 с пружиной 31, тяга 33 с пружиной 82 и плата 27. В корпусе имеются две проу­шины 37. С помощью проушин и фиксатора 19 к трубе пристыковывается ПМ. Механическое крепление ракеты в трубе осуще­ствляется стопором 30, который входит в отверстие бугеля корпу­са БЧ.

Расстыковка ракеты и трубы осуществляется в такой последо­вательности. При переводе рычага 16 механизма накола за ручку 23 в направлении стрелки НАКОЛ до упора (по ходу часовой, стрелки на угол 180°) тяга 33 перемещается и поверхностью Л давит па стопор 30, сдвигая его до совмещения начала скоса К с внутренней поверхностью трубы. При движении вперед раке­та давит на направляющие штыри 29, в результате чего вилка 34 перемещается вперед и вниз по направляющим И и выходит из зацепления с розеткой рулевого отсека, при этом стопор 30 устанавливается заподлицо с внутренней поверхностью трубы и фиксируется в этом положении пружиной.

Электрическая связь трубы с пусковым механизмом осущест­вляется с помощью разъема 20, который при транспортировании и хранении должен быть закрыт съемной крышкой 17, поджимаемой пружиной 18.

Электрическая связь трубы с ракетой осуществляется с помощью вилки 34 бортразъема. Штыревые контакты 28 и направ­ляющие штыри 29 вилки входят в соответствующие гнезда розет­ки рулевого отсека.

Электрическая связь трубы с наземным блоком питания осу­ществляется с помощью платы 27. Для стыковки и стопорения наземного блока питания с трубой в передней части корпуса име­ется отверстие М, в которое вставляется штуцер баллона, и паз Я, в котором размещается зуб штуцера, запираемый фиксатором 38.

На корпусе механизма бортразъема нанесены стрелки и над­писи ИСХОДИ. и НАКОЛ, указывающие направление поворота рычага механизма накола при приведении в действие наземного блока питания.

Механизм накола работает следующим образом. При перево­де рычага 16 механизма накола в положение НАКОЛ до упора тяга 33 продвигается и воздействует на боек 7 (рис. 44), который накалывает мембрану 4.

На трубе крепится колодка (рис. 42) с тремя контактами, к которым подсоединяются провода запальных цепей и провод от экрана контактной связи стартового двигателя. На трубе нанесе­ны метки А и Е, предназначенные для ориентации замков 2 и 11 передней и задней крышек, а также треугольная метка Д. служа­щая для ориентации глаза стрелка-зенитчика относительно при­цела. Передний и задний торцы трубы закрыты съемными крыш­ками 7 и 12.

Плечевой ремень 8 предназначен для обеспечения размещения комплекса за спиной стрелка-зенитчика в походном положении и крепится на обоймах 5 и 9. Кнопка 36 служит для переключения режима работы ОГС (с режима НАВСТРЕЧУ па режим ВДО­ГОН).

В связи с тем что труба допускает многократное использова­ние, в войска могут поступать ракеты в трубах, на антеннах 4 которых нанесены красные полосы. Число полос указывает о ко­личестве произведенных из данной трубы пусков ракет. На трубах 9П39-1 красные полосы наносятся на блоке датчиков 3.

6. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП

ДЕЙСТВИЯ ПУСКОВОГО МЕХАНИЗМА

Пусковой механизм предназначен для подготовки к пуску и пуска ракеты.

В корпусе 7 (рис. 43) пускового механизма установлены элек­тронный блок 11, телефон 16, стопорное устройство (сеч. Г—Г), вилка 12 разъема, пусковой крючок 4 и контактная группа 23.

К крышке 18 корпуса ПМ крепится НРЗ 19, выполненный в виде отдельного блока. В корпусе НРЗ установлен светодиод 20, светящийся при наличии неисправности НРЗ. Под крышкой 21 расположены переключатели 22 кодов, устанавливаемые в поло­жения согласно действующему расписанию. В случае необходимо­сти работы без НРЗ на корпусе ПМ установлен закрытый крыш­кой 8 тумблер 28, предназначенный для отключения НРЗ. Вклю­ченному состоянию НРЗ соответствует, установка тумблера в по­ложении ВКЛ., которое, указано на корпусе ПМ.

Кнопка 25 СЕЛЕКТОР предназначена при необходимости для отключения селектора в ОГС.

Вилка 12 предназначена для электрической связи ПМ с тру­бой. При транспортировании ПМ она закрыта крышкой 13.

Телефон предназначен для подачи звуковой информации о за­хвате цели ОГС. Он закреплен в корпусе ПМ крышкой 17 и вин­тами 15. Для защиты от механических повреждений, пыли и вла­ги под крышкой установлены мембрана 30 и прокладка 31.

Для стыковки и стопорения ПМ с трубой служат ось 5 и сто­порное устройство (сеч. Г—Г). Фиксатор 19 (рис. 42) трубы вхо­дит в отверстие Ж (рис. 43) корпуса ПМ и запирается зубом М стопора 29 под действием пружины 38.

Пусковой крючок 4 предназначен для замыкания электриче­ских цепей контактной группы 23. При нажатии он поворачива­ется вокруг оси 37, на которой установлена пружина 39, обеспе­чивающая возврат крючка в исходное положение.

 
 

Рис. 43. Пусковой механизм 9П516-1:

1 — кулачок; 2 — шток; 3, 5 и 37— оси; 4 — пусковой крючок; 6, 26 и 56 — шайбы; 7 и 34 — корпуса; 8, 13, 17, 18 и 21 — крышки; 9, 35, 38 и 39— пружины; 10 — рычаг; 11 — электрон­ный блок; 12 — вилка; 14 — разъем; 15 — винт; 16 — телефон; 19 — наземный радиолокационный запросчик; 20 — светодиод; 22 — переключатель; 33 — контактная группа; 24 — рычаг сброса; 25 — кнопка СЕЛЕКТОР; 27 — упор; 28 — тумблер; 29 и 33 — стопоры; 30 — мембрана; 31 — прокладка; 32 — бло­кировочный выступ; Д — плечевой упор; Е и Н — выступы; Ж – отверстие; И — паз; М — зуб; Л, К и Л — места плом­бировки; Р и С — скосы; Г — прорезь; У — поверхность

Пусковой крючок может находиться в одном из трех положений:

исходном (АР — арретир, рис. 43);

среднем (РР — разрешение разарретирования, рис. 43, а);

до упора (РП — разрешение пуска, рис. 43, б).

При переводе пускового крючка из исходного положения в среднее шток 2 под воздействием скоса С крючка перемещается в осевом направлении и нажимает на кулачок 1 контактной груп­пы, осуществляющей коммутацию электрических цепей на разре­шение разарретирования ротора гироскопа ОГС.

При переводе пускового крючка из среднего положения до упора происходит дальнейшее перемещение штока скосом Р вследствие чего замыкаются контакты, осуществляющие коммута­цию электрических цепей электронного блока ПМ с электровоспламенителем ПАД и стартового двигателя с блоком взведения. При этом стопор 33 под действием пружины 35 западает в про­резь Т крючка и удерживает его в положении до упора.

Рычаг 24 сброса предназначен для возврата пускового крючка в исходное положение. При повороте рычага сброса стопор вы­ходит из прорези Г и пусковой крючок под действием пружины 39 возвращается в исходное положение, при этом размыкаются контакты контактной группы.

Блокировка пускового крючка в исходном положении при нахождении рычага 16 (рис. 42) механизма накола в положении ИСХОД., а также блокировка рычага механизма накола в положении НАКОЛ при нахождении пускового крючка в положении до упора обеспечиваются блокировочным выступом 32 (рис. 43).

При переводе рычага механизма накола в положение НАКОЛ вырез Ж (рис. 42) оказывается напротив блокировочного высту­па, в результате чего снимается блокировка пускового крючка в исходном положении.

Электронный блок ПМ предназначен для выполнения следую­щих функций:

разгона ротора гироскопа ОГС;

атоматического арретирования и разарретирования гиро­скопа;

обработки и оценки сигналов информации и коррекции, поступающих с ОГС;

формирования сигналов звуковой и световой информации при наличии цели в поле зрения ОГС;

подачи напряжений на пусковые устройства.

Структурная схема электронного блока ПМ приведена на рис. 45, принцип действия ПМ описан в разд. 8.

Электронный блок состоит из блока разгона и синхронизации. автомата разарретирования и пуска (обнаружителя цели, блока сигнала коррекции, блока логики) и блока реле.

Блок разгона и синхронизации совместно с бло­ком датчиков трубы и катушками вращения ОГС осуществляет разгон ротора гироскопа до требуемой частоты вращения и отключение разгонного устройства при достижении этой частоты. Разгон ротора гироскопа осуществляется взаимодействием пере­менного магнитного поля катушек вращения ОГС, которое обра­зуется при подаче на них коммутируемого напряжения с блока разгона с магнитным полем постоянного магнита ротора гироско­па, в результате чего создается вращающий момент. При дости­жении ротором требуемой частоты вращения блок разгона отклю­чается. В дальнейшем поддержание частоты вращения ротора в требуемых пределах обеспечивается системой стабилизации оборотов ОГС.

 
 

Рис. 45. Структурная схема комплекса 9К38

Автомат разарретирования и пуска предназна­чен для выполнения следующих функций:

автоматического арретирования и разарретирования ротора гироскопа ОГС;

формирования звукового и светового сигналов информации при наличии цели в поле зрения ОГС;

анализа сигнала от цели после разарретирования гироскопа;

формирования команды ЗАПРОС НРЗ;

автоматического включения блока реле.

Принцип действия АРП основан на поэтапном анализе сигна­ла от цели в течение 0,8 с. Длительность каждого этапа равна 0,2 с.

Во время анализа АРП оценивает:

сигнал коррекции, который характеризует угловую скорость линии визирования ракета — цель. Эта угловая скорость не должна превышать 12 град/с, в противном случае АРП запре­щает пуск ракеты. Ограничение по максимальному значению угловой скорости выбрано исходя из аэродинамических возмож­ностей ракеты;

соотношение сигнала от цели к сигналу от фона;

способность слежения ОГС за целью, имеющей угловую ско­рость не менее 4 град/с;

угол между оптической осью гироскопа и продольной осью прицела трубы, который не должен превышать 2° (при точном совмещении оси прицела с линией визирования ракета — цель);

информацию НРЗ, по которой определяется принадлежность цели («свой» или «чужой»). Если с НРЗ поступает ответ «свой» (в виде кодированных импульсов), АРП запрещает пуск ракеты.

После разгона ротора АРП обеспечивает арретирование гиро­скопа, при этом его оптическая ось совмещается с осью прицела. При совмещении оси прицела трубы с целью она будет находить­ся в поле зрения ОГС, с выхода которой на вход АРП будет по­ступать сигнал от цели.

АРП может работать как в автоматическом, так и в ручном режимах, переключение в которые осуществляется пусковым крючком. Для работы АРП в режиме АВТОМАТ необходимо за время менее 0,6 с перевести пусковой крючок из исходного поло­жения до упора, при этом происходит разарретирование ротора гироскопа; при наличии цели в поле зрения ОГС появляются сиг­налы звуковой и световой информации. В течение 0,8 с после разарретирования ротора гироскопа ОГС осуществляется поэтап­ный анализ сигнала от цели. Если в течение 0,8 с сигнал от цели превышает сигнал от фона, ОГС отслеживает цель, угловая скорость линии визирования ракета — цель не превышает 12 град/с, угол между оптической осью гироскопа и осью прицела меньше 2° (при точном совмещении оси прицела с линией визирования раке­та — цель), с НРЗ не поступает информация, что цель «своя», то срабатывает АРП. При этом напряжение подается на блок реле, а с него на электровоспламенитель ПАД, блок взведения и элек­тровоспламенитель стартового двигателя.

Если излучение от цели не превышает сигнал от фона, то ро­тор гироскопа периодически арретируется, лампа световой инфор­мации на трубе мигает. Это свидетельствует о недостаточной ве­личине излучения от цели для слежения ОГС. Режим периодического арретирования ОГС необходим для осуществления перезах­вата цели.

Если угловая скорость линии визирования ракета — цель боль­ше 12 град/с, АРП задерживает пуск ракеты до тех пор, пока угловая скорость цели не уменьшится до 12 град/с.

Для обеспечения работы АРП в режиме РУЧНОЙ необходимо перевести пусковой крючок из исходного положения в среднее и задержать его в этом положении не менее 0,6 с, а затем переве­сти в положение до упора.

Блок-реле предназначен для подачи напряжений по коман­де с АРП в пусковые цепи ПАД, стартового двигателя и блока взведения.

НРЗ предназначен для формирования радиоимпульсов запроса ответчиков («свой» или «чужой») воздушных целей, обработки и расшифровки ответных радиоимпульсов и подачи сигнала оценки результатов опроса в АРП, блокирующего пуск ракеты по своим самолетам и вертолетам (при получении ответа «свой»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: