Крыльевой блок предназначен для аэродинамической стабилизации ракеты в полете, создания подъемной силы при наличии углов атаки и поддержания требуемой скорости вращения ракеты на траектории.
Крыльевой блок состоит из корпуса 3 (рис. 41), четырех складывающихся крыльев и механизма их стопорения.
Складывающееся крыло состоит из пластины 7, которая крепится двумя винтами 7 к вкладышам 2 и 8, надетым на ось 4, размещенную в отверстии корпуса.
Механизм стопорения состоит из двух стопоров 6 и пружины 5, с помощью которой стопоры разжимаются и запирают крыло при раскрытии. После вылета вращающейся ракеты из трубы под действием центробежных сил крылья раскрываются. Для поддержания требуемой скорости вращения ракеты в полете крылья развернуты относительно продольной оси крыльевого блока на определенный угол.
Крыльевой блок винтами крепится на сопловом блоке маршевого двигателя. На корпусе крыльевого блока имеется четыре выступа Б для соединения его со стартовым двигателем с помощью разжимного соединительного кольца.
|
|
Рис. 42. Труба 9П39(9П39-1*)
1 — передняя крышка; 2 и 11— замки; 3 — блок датчиков; 4 — антенна; 5 — обоймы; 6 и 17 – крышки; 7 – диафрагма; 8 – плечевой ремень; 9 – обойма; 10 – труба; 12 — задняя крышка; 13 — лампа; 14 — винт; 15 — колодка; 16 — рычаг механизма накала; 18. 31 и 32 – пружины; 19 38 – фиксаторы; 20 – разъем; 21 – задняя стойка; 22 — механизм бортразъема; 23 — ручка; 24 — передняя стойка; 25 — обтекатель; 26 — насадок; 27 – плата; 28 – штырьевые контакты; 29 – направляющие штыри; 30 - стопор; 33 — тяга; 34 — вилка; 35 — корпус; 36 — кнопка; 37 - проушина; А и Е — метки; Б и М – отверстия; В – мушка; Г – целик; Д – треугольная метка; Ж – вырез; И – направляющие; К — скос; Л и У — поверхности; Д — паз; Р и С – диаметры; Ф – гнезда; Ш – плата; Щ и Э – прокладка; Ю – накладка; Я – амортизатор;
*) Примечание:
1. В эксплуатации могут находится два варианта труб: 9П39 (с антенной 4) и 9П39-1 (без антенны 4)
2. В эксплуатации могут находится 3 варианта механических прицела с лампой световой информации
5. НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ПУСКОВОЙ ТРУБЫ
Пусковая труба предназначена для обеспечения прицельного и безопасного пуска ракеты, а также для улавливания стартового двигателя. Она является направляющим устройством при пуске и одновременно служит контейнером при эксплуатации ракеты.
На трубе закреплены блок 3 (рис. 42) датчиков, механический прицел с лампой 13 световой информации, механизм 22 бортразъема, разъем 20, колодка 15, обоймы 5 и 9, плечевой ремень 8.
Блок датчиков совместно с электронным блоком пускового механизма и катушками вращения ОГС предназначен для разгона ротора гироскопа и наклона его на угол 10°. На блоке датчиков крепится антенна 4 НРЗ.
|
|
Механический прицел состоит из передней 24 и задней 21 стоек и предназначен для прицеливания. На передней стойке закреплена мушка В с отверстием Б. На Задней стойке расположены целик Г с лампой световой информации и диафрагма 7, которая закрывает лампу при пусках в сумерках во избежание ослепления стрелка-зенитчика. Стойки механического прицела установлены таким образом, что его визирная ось наклонена к оси трубы под углом 10°. Это необходимо для обеспечения угла возвышения при пусках ракет по низколетящим целям.
Механизм 22 бортразъема состоит из корпуса 35, в котором расположены вилка 34 бортразъема, стопор 30 с пружиной 31, тяга 33 с пружиной 82 и плата 27. В корпусе имеются две проушины 37. С помощью проушин и фиксатора 19 к трубе пристыковывается ПМ. Механическое крепление ракеты в трубе осуществляется стопором 30, который входит в отверстие бугеля корпуса БЧ.
Расстыковка ракеты и трубы осуществляется в такой последовательности. При переводе рычага 16 механизма накола за ручку 23 в направлении стрелки НАКОЛ до упора (по ходу часовой, стрелки на угол 180°) тяга 33 перемещается и поверхностью Л давит па стопор 30, сдвигая его до совмещения начала скоса К с внутренней поверхностью трубы. При движении вперед ракета давит на направляющие штыри 29, в результате чего вилка 34 перемещается вперед и вниз по направляющим И и выходит из зацепления с розеткой рулевого отсека, при этом стопор 30 устанавливается заподлицо с внутренней поверхностью трубы и фиксируется в этом положении пружиной.
Электрическая связь трубы с пусковым механизмом осуществляется с помощью разъема 20, который при транспортировании и хранении должен быть закрыт съемной крышкой 17, поджимаемой пружиной 18.
Электрическая связь трубы с ракетой осуществляется с помощью вилки 34 бортразъема. Штыревые контакты 28 и направляющие штыри 29 вилки входят в соответствующие гнезда розетки рулевого отсека.
Электрическая связь трубы с наземным блоком питания осуществляется с помощью платы 27. Для стыковки и стопорения наземного блока питания с трубой в передней части корпуса имеется отверстие М, в которое вставляется штуцер баллона, и паз Я, в котором размещается зуб штуцера, запираемый фиксатором 38.
На корпусе механизма бортразъема нанесены стрелки и надписи ИСХОДИ. и НАКОЛ, указывающие направление поворота рычага механизма накола при приведении в действие наземного блока питания.
Механизм накола работает следующим образом. При переводе рычага 16 механизма накола в положение НАКОЛ до упора тяга 33 продвигается и воздействует на боек 7 (рис. 44), который накалывает мембрану 4.
На трубе крепится колодка (рис. 42) с тремя контактами, к которым подсоединяются провода запальных цепей и провод от экрана контактной связи стартового двигателя. На трубе нанесены метки А и Е, предназначенные для ориентации замков 2 и 11 передней и задней крышек, а также треугольная метка Д. служащая для ориентации глаза стрелка-зенитчика относительно прицела. Передний и задний торцы трубы закрыты съемными крышками 7 и 12.
Плечевой ремень 8 предназначен для обеспечения размещения комплекса за спиной стрелка-зенитчика в походном положении и крепится на обоймах 5 и 9. Кнопка 36 служит для переключения режима работы ОГС (с режима НАВСТРЕЧУ па режим ВДОГОН).
В связи с тем что труба допускает многократное использование, в войска могут поступать ракеты в трубах, на антеннах 4 которых нанесены красные полосы. Число полос указывает о количестве произведенных из данной трубы пусков ракет. На трубах 9П39-1 красные полосы наносятся на блоке датчиков 3.
6. НАЗНАЧЕНИЕ, УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП
|
|
ДЕЙСТВИЯ ПУСКОВОГО МЕХАНИЗМА
Пусковой механизм предназначен для подготовки к пуску и пуска ракеты.
В корпусе 7 (рис. 43) пускового механизма установлены электронный блок 11, телефон 16, стопорное устройство (сеч. Г—Г), вилка 12 разъема, пусковой крючок 4 и контактная группа 23.
К крышке 18 корпуса ПМ крепится НРЗ 19, выполненный в виде отдельного блока. В корпусе НРЗ установлен светодиод 20, светящийся при наличии неисправности НРЗ. Под крышкой 21 расположены переключатели 22 кодов, устанавливаемые в положения согласно действующему расписанию. В случае необходимости работы без НРЗ на корпусе ПМ установлен закрытый крышкой 8 тумблер 28, предназначенный для отключения НРЗ. Включенному состоянию НРЗ соответствует, установка тумблера в положении ВКЛ., которое, указано на корпусе ПМ.
Кнопка 25 СЕЛЕКТОР предназначена при необходимости для отключения селектора в ОГС.
Вилка 12 предназначена для электрической связи ПМ с трубой. При транспортировании ПМ она закрыта крышкой 13.
Телефон предназначен для подачи звуковой информации о захвате цели ОГС. Он закреплен в корпусе ПМ крышкой 17 и винтами 15. Для защиты от механических повреждений, пыли и влаги под крышкой установлены мембрана 30 и прокладка 31.
Для стыковки и стопорения ПМ с трубой служат ось 5 и стопорное устройство (сеч. Г—Г). Фиксатор 19 (рис. 42) трубы входит в отверстие Ж (рис. 43) корпуса ПМ и запирается зубом М стопора 29 под действием пружины 38.
Пусковой крючок 4 предназначен для замыкания электрических цепей контактной группы 23. При нажатии он поворачивается вокруг оси 37, на которой установлена пружина 39, обеспечивающая возврат крючка в исходное положение.
Рис. 43. Пусковой механизм 9П516-1:
1 — кулачок; 2 — шток; 3, 5 и 37— оси; 4 — пусковой крючок; 6, 26 и 56 — шайбы; 7 и 34 — корпуса; 8, 13, 17, 18 и 21 — крышки; 9, 35, 38 и 39— пружины; 10 — рычаг; 11 — электронный блок; 12 — вилка; 14 — разъем; 15 — винт; 16 — телефон; 19 — наземный радиолокационный запросчик; 20 — светодиод; 22 — переключатель; 33 — контактная группа; 24 — рычаг сброса; 25 — кнопка СЕЛЕКТОР; 27 — упор; 28 — тумблер; 29 и 33 — стопоры; 30 — мембрана; 31 — прокладка; 32 — блокировочный выступ; Д — плечевой упор; Е и Н — выступы; Ж – отверстие; И — паз; М — зуб; Л, К и Л — места пломбировки; Р и С — скосы; Г — прорезь; У — поверхность
|
|
Пусковой крючок может находиться в одном из трех положений:
исходном (АР — арретир, рис. 43);
среднем (РР — разрешение разарретирования, рис. 43, а);
до упора (РП — разрешение пуска, рис. 43, б).
При переводе пускового крючка из исходного положения в среднее шток 2 под воздействием скоса С крючка перемещается в осевом направлении и нажимает на кулачок 1 контактной группы, осуществляющей коммутацию электрических цепей на разрешение разарретирования ротора гироскопа ОГС.
При переводе пускового крючка из среднего положения до упора происходит дальнейшее перемещение штока скосом Р вследствие чего замыкаются контакты, осуществляющие коммутацию электрических цепей электронного блока ПМ с электровоспламенителем ПАД и стартового двигателя с блоком взведения. При этом стопор 33 под действием пружины 35 западает в прорезь Т крючка и удерживает его в положении до упора.
Рычаг 24 сброса предназначен для возврата пускового крючка в исходное положение. При повороте рычага сброса стопор выходит из прорези Г и пусковой крючок под действием пружины 39 возвращается в исходное положение, при этом размыкаются контакты контактной группы.
Блокировка пускового крючка в исходном положении при нахождении рычага 16 (рис. 42) механизма накола в положении ИСХОД., а также блокировка рычага механизма накола в положении НАКОЛ при нахождении пускового крючка в положении до упора обеспечиваются блокировочным выступом 32 (рис. 43).
При переводе рычага механизма накола в положение НАКОЛ вырез Ж (рис. 42) оказывается напротив блокировочного выступа, в результате чего снимается блокировка пускового крючка в исходном положении.
Электронный блок ПМ предназначен для выполнения следующих функций:
разгона ротора гироскопа ОГС;
атоматического арретирования и разарретирования гироскопа;
обработки и оценки сигналов информации и коррекции, поступающих с ОГС;
формирования сигналов звуковой и световой информации при наличии цели в поле зрения ОГС;
подачи напряжений на пусковые устройства.
Структурная схема электронного блока ПМ приведена на рис. 45, принцип действия ПМ описан в разд. 8.
Электронный блок состоит из блока разгона и синхронизации. автомата разарретирования и пуска (обнаружителя цели, блока сигнала коррекции, блока логики) и блока реле.
Блок разгона и синхронизации совместно с блоком датчиков трубы и катушками вращения ОГС осуществляет разгон ротора гироскопа до требуемой частоты вращения и отключение разгонного устройства при достижении этой частоты. Разгон ротора гироскопа осуществляется взаимодействием переменного магнитного поля катушек вращения ОГС, которое образуется при подаче на них коммутируемого напряжения с блока разгона с магнитным полем постоянного магнита ротора гироскопа, в результате чего создается вращающий момент. При достижении ротором требуемой частоты вращения блок разгона отключается. В дальнейшем поддержание частоты вращения ротора в требуемых пределах обеспечивается системой стабилизации оборотов ОГС.
Рис. 45. Структурная схема комплекса 9К38
Автомат разарретирования и пуска предназначен для выполнения следующих функций:
автоматического арретирования и разарретирования ротора гироскопа ОГС;
формирования звукового и светового сигналов информации при наличии цели в поле зрения ОГС;
анализа сигнала от цели после разарретирования гироскопа;
формирования команды ЗАПРОС НРЗ;
автоматического включения блока реле.
Принцип действия АРП основан на поэтапном анализе сигнала от цели в течение 0,8 с. Длительность каждого этапа равна 0,2 с.
Во время анализа АРП оценивает:
сигнал коррекции, который характеризует угловую скорость линии визирования ракета — цель. Эта угловая скорость не должна превышать 12 град/с, в противном случае АРП запрещает пуск ракеты. Ограничение по максимальному значению угловой скорости выбрано исходя из аэродинамических возможностей ракеты;
соотношение сигнала от цели к сигналу от фона;
способность слежения ОГС за целью, имеющей угловую скорость не менее 4 град/с;
угол между оптической осью гироскопа и продольной осью прицела трубы, который не должен превышать 2° (при точном совмещении оси прицела с линией визирования ракета — цель);
информацию НРЗ, по которой определяется принадлежность цели («свой» или «чужой»). Если с НРЗ поступает ответ «свой» (в виде кодированных импульсов), АРП запрещает пуск ракеты.
После разгона ротора АРП обеспечивает арретирование гироскопа, при этом его оптическая ось совмещается с осью прицела. При совмещении оси прицела трубы с целью она будет находиться в поле зрения ОГС, с выхода которой на вход АРП будет поступать сигнал от цели.
АРП может работать как в автоматическом, так и в ручном режимах, переключение в которые осуществляется пусковым крючком. Для работы АРП в режиме АВТОМАТ необходимо за время менее 0,6 с перевести пусковой крючок из исходного положения до упора, при этом происходит разарретирование ротора гироскопа; при наличии цели в поле зрения ОГС появляются сигналы звуковой и световой информации. В течение 0,8 с после разарретирования ротора гироскопа ОГС осуществляется поэтапный анализ сигнала от цели. Если в течение 0,8 с сигнал от цели превышает сигнал от фона, ОГС отслеживает цель, угловая скорость линии визирования ракета — цель не превышает 12 град/с, угол между оптической осью гироскопа и осью прицела меньше 2° (при точном совмещении оси прицела с линией визирования ракета — цель), с НРЗ не поступает информация, что цель «своя», то срабатывает АРП. При этом напряжение подается на блок реле, а с него на электровоспламенитель ПАД, блок взведения и электровоспламенитель стартового двигателя.
Если излучение от цели не превышает сигнал от фона, то ротор гироскопа периодически арретируется, лампа световой информации на трубе мигает. Это свидетельствует о недостаточной величине излучения от цели для слежения ОГС. Режим периодического арретирования ОГС необходим для осуществления перезахвата цели.
Если угловая скорость линии визирования ракета — цель больше 12 град/с, АРП задерживает пуск ракеты до тех пор, пока угловая скорость цели не уменьшится до 12 град/с.
Для обеспечения работы АРП в режиме РУЧНОЙ необходимо перевести пусковой крючок из исходного положения в среднее и задержать его в этом положении не менее 0,6 с, а затем перевести в положение до упора.
Блок-реле предназначен для подачи напряжений по команде с АРП в пусковые цепи ПАД, стартового двигателя и блока взведения.
НРЗ предназначен для формирования радиоимпульсов запроса ответчиков («свой» или «чужой») воздушных целей, обработки и расшифровки ответных радиоимпульсов и подачи сигнала оценки результатов опроса в АРП, блокирующего пуск ракеты по своим самолетам и вертолетам (при получении ответа «свой»).