Специальная часть

Общая часть

§ предмет, система и законодательные источники курса;

§ общая характеристика правоохранительных органов РФ;

Особенная часть

§ понятие судебной власти, правосудия, системы судов;

§ основы правосудия, организация отдельных звеньев системы правосудия и отдельных судов;

§ организация органов дознания, следствия и других оперативных подразделений;

§ организация Прокуратуры, Министерства Юстиции, МВД и других правоохранительных органов

§ организация адвокатуры,

§ организация нотариата;

Специальная часть

§ основы организации правоохранительных органов зарубежных стран.

Под нормативными источниками курса понимаются правовые нормы (законы и подзаконные акты), регламентирующие структуру правоохранительных органов, организацию их деятельности. Условно

Тема 2. Правоохранительные органы: общая характеристика.

Часть 2. Особенная часть

Судебная власть, суд, правосудие

При изучении курса "Правоохранительные органы" необходимо помнить, что судебная власть действует самостоятельно и не подчинена ни законодательной, ни исполнительной ветвям власти.

Судебная власть имеет свои признаки:

1. Подзаконность (правосудие осуществляется в соответствии с действующими законами).

2. Независимость (судья руководствуется только законом).

3. Правоприменительность (суд не издаёт законы, а применяет их).

4. Полнота (как в разрешении правовых вопросов или споров, так и в применении мер государственного принуждения).

5. Исключительность (осуществление правосудия только судом).

Правосудие - ничто иное, как суждение суда о правах и (или) обязанностях граждан, либо их ответственности применительно к конкретным фактам на основе закона.

Понятие "суд" имеет несколько значений:

а) конкретный суд (районный, областной, арбитражный, военный, административный) как правоохранительный орган;

б) судебная система государства (совокупность судов);

в) осуществление правосудия по конкретному делу.

По своему характеру и общественной опасности все правонарушения подразделяются на гражданские, дисциплинарные, административные и уголовные (преступления).

Гражданско-правовые споры и дела, связанные с нарушением личных и имущественных прав, входят в компетенцию как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции. Дисциплинарные нарушения компетенция должностных лиц, а равно товарищеских судов, судов чести и т. д. Административные проступки - компетенция исполнительных органов власти и должностных лиц (милиция, инспекция, администрация - исполнительные органы), которые могут применять меры административного воздействия, Отдельные дела об административных правонарушениях рассматривают общие суды. Дела о преступлениях рассматривают только суды.

Правосудие - деятельность независимого суда по разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел, применению на основе закона мер государственного принуждения к правонарушителям и преступникам, оправданию невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны конституционного строя, прав и интересов граждан.

Специфическое положение судов в системе органов государства дает возможность выделить некоторые характерные признаки, которые отличают правосудие от других форм правоохранительной деятельности:

1.Осуществление правосудия только судом

2. Правосудие осуществляется особыми способами путем конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства.

3. Правосудие осуществляется независимым судом на основе закона и в точном соответствии с ним (произвольное судейское усмотрение и решение дела по соображениям целесообразности не допускается).

4. Правосудие осуществляется в особой процессуальной форме.

Статус судей закреплен в федеральном законе и слагается из нескольких компонентов:

• требования к кандидатам на должность судьи;

• порядок наделения полномочиями;

• порядок освобождения от должности;

• правило невмешательства в судебную деятельность;

• меры обеспечения независимости и неприкосновенности;

• социальные гарантии;

• финансовое обеспечение.

Все судьи России обладают единым статусом и различаются между собой только компетенцией. Им присваиваются квалификационные классы, которые не влияют на статус судьи.

Законодательством установлены следующие требования к деятельности судей:

• неукоснительное соблюдение Конституции и других законов;

• требование избегать при исполнении полномочий и во внеслужебных отношениях всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В законодательстве установлены также требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи РФ

· гражданство РФ;

· достижение определенного возраста (для судей районных судов и мировых судей - 25 лет, для судей вышестоящих судов - 30 лет, для судей Верховного и Высшего Арбитражного судов - 35 лет, для судей Конституционного Суда - 40 лет);

· высшее юридическое образование;

· стаж работы по юридической профессии (для судей районных судов и мировых судей - 5 лет, для судей вышестоящих судов - 10 лет, для судей Верховного и Высшего Абитражного судов -15 лет);

· успешная сдача квалификационного экзамена;

· несовершение порочащих честь судьи поступков

Полномочия судьи, как правило, не ограничены каким-либо сроком, он несменяем, не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут приостанавливаться или прекращаться не иначе как по основаниям, закрепленным в законе.

Принципы правосудия

Сущность принципов суда и правосудия заключается и вытекает из идейных основ права.

Принципы правосудия - это закрепленные в Конституции и федеральных законах идейно-политические руководящие правовые положения, которые выражают сущность и специфические особенности как самого правосудия, так и судебной власти вообще. Особенность принципов правосудия состоит в том, что почти все они закреплены в конституционном, а так же в отраслевом федеральном законодательстве в виде конкретных норм судоустройства и процессуального права. Все принципы правосудия подразделяются на две группы:

. конституционные (сформулированные в Конституции);

. не закрепленные в Конституции.

К первой группе относятся следующие принципы:

• законность;

• осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом;

• коллегиальность при рассмотрении дела;

• участие граждан в отправлении правосудия;

•независимость судей и подчинение их только закону;

• национальный язык судопроизводства;

• открытость (гласность) судебного разбирательства;

•обеспечение права на защиту обвиняемому;

•состязательность и равноправность сторон;

•презумпция невиновности.

Принципы правосудия делятся также на принципы судоустройства и принципы судопроизводства.

Законность правосудия

В каждом судебном решении и приговоре должна быть ссылка на конкретную норму закона с обоснованием, почему именно эта норма применяется в данном случае.

Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ).

Только суду принадлежит исключительное право на признание лица виновным в совершении преступления и назначение наказания. Никакой орган или должностное лицо не может присвоить себе функции суда. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судебная защита прав (ст. 46 Конституции РФ).

1. Каждое лицо может обратиться в суд за защитой своих прав.

2. Каждое лицо имеет право на судебную защиту от преступлений и посягательств. Каждое лицо, которому нанесен ущерб, может обратиться в суд о возмещении ущерба.

3. Лицо, потерпевшее от преступного посягательства пользуется незамедлительной защитой государства, в том числе в лице суда.

Равенство сторон перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

Все граждане равны перед законом и судом независимо от их происхождения, национальности, пола, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Содержание данного принципа состоит из двух частей:

• равенство перед законом;

• равенство перед судом.

Равенство перед законом означает, что действие норм права распространяется в равной степени на всех без исключения граждан. Осуществление правосудия на началах равенства перед судом означает наличие единого для всех суда.

Коллегиальность рассмотрения дел суда.

Законодательством предусмотрено несколько вариантов состава суда при рассмотрении дела:

1. Судья.

2. Судья и два народных заседателя.

3. Три судьи (судебные коллегии).

4. Судья и двенадцать присяжных заседателей (суд присяжных).

Участие граждан в отправлении правосудия.

Данный принцип реализуется через институты народных, присяжных и арбитражных заседателей. Кроме того, в какой-то степени граждане участвуют в отправлении правосудия при выборах Президента, так как Президент наделяет полномочиями судей всех федеральных судов.

Независимость судей и подчинение их только закону (ст. 20 КРФ).

Этот принцип является краеугольным принципом всего судопроизводства. Независимость судей проявляется как во внутри судебных отношениях, так и в отношениях судей с участниками процесса, а также с вышестоящими судебными органами и со всеми другими органами власти и управления, должностными лицами и гражданами. Судейский статус четко закрепляет гарантии независимости судей и подчинения их только закону:

1. Предусмотренная законом процедура осуществления правосудия (процессуальная форма).

2. Запрет под угрозой ответственности, в том числе уголовной, чьего-либо вмешательства в судебную деятельность.

3. Порядок, установленный законом, приостановления и прекращения полномочий судьи.

4. Право судьи на отставку (почетное оставление должности).

5. Неприкасаемость судьи и членов его семьи, а так же их имущества.

6. Деятельность системы органов судейского сообщества.

7. Предоставление судье за счет федерального бюджета соответственного материального и социального обеспечения в соответствии с его статусом.

Государственный язык судопроизводства ст. 71 КРФ.

Судопроизводство в РФ ведется на русском языке, который является государственным языком РФ. Вместе с тем закон допускает, что некоторые субъекты Федерации могут устанавливать свои родные языки. В любом случае участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, закон гарантирует право полного ознакомления с материалами дела, а так же выступление в суде на своем родном языке. В этом случае следственные органы и суд обязаны предоставить переводчика.

Открытое разбирательство дел.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда по делам о государственной тайне, по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. При разбирательстве дела в закрытом заседании в зале могут присутствовать только участники процесса. Слушание дел в закрытом заседании осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор во всех случаях провозглашается публично.

Закон разрешает трансляцию судебных процессов по радио и телевидению, но только с разрешения председательствующего в суде.

Обеспечение обвиняемому права на защиту

Каждому подозреваемому, обвиняемому, подсудимому дается право на защиту. Лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться установленными законом способами, а также охрану их личных и имущественных прав. Никто не может быть лишен права на рассмотрение дела тем судьей или в том суде, к подсудности которого оно отнесено. Лицо может осуществить защиту само или с помощью защитника, в качестве которого, как правило, выступает адвокат. При этом в силу равенства сторон защитник в процессе пользуется теми же правами, что и обвинитель. В установленных законом случаях участие адвоката в уголовном процессе обязательно и независимо от воли подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Услуги адвоката в этом случае оплачиваются за счет государства.

Состязательность и равноправие сторон (ст. 123 КРФ)..

Принцип позволяет реализовать положение Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом. Суд обязан обеспечить сторонам равную возможность в отстаивании интересов.

Презумпция невиновности (ст. 49 КРФ).

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда.

Содержание:

1. Никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как по основаниям и в порядке, установленном в законе.

2. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда, вступившего в законную силу.

3. Обвиняемый (подсудимый) не обязан доказывать свою невиновность.

4. При осуществлении правосудия недопустимо использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

5. Любые неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

6. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

Понятие судебного звена, и судебной инстанции

• Судебная система - закрепленная в Конституции РФ совокупность судов РФ, взаимосвязанных между собой, с учетом федеративного и административно - территориального устройства страны и осуществления судебных функций.

• Судебное звено - суды с одинаковыми полномочиями.

С точки зрения организационной все суды связанны между собой, как органы различных звеньев судебной системы. В одно звено, как правило, объединяются суды с одинаковыми полномочиями.

Судебная же система есть совокупность всех судов РФ, действующих на единых принципах, связанных между собой общими задачами по осуществлению правосудия (ст. 118 КРФ).

Судебной системе нашей страны присущи функциональные связи, ибо каждый суд выполняет один или несколько видов судебной деятельности (судебных функций).

Понятие звена и судебной инстанции тесно связаны друг с другом, но путать их нельзя, поскольку звено - понятие судоустройства, а судебная инстанция является, по сути, понятием судопроизводства (в каком порядке рассматривается дело).

Судебной системе РФ присущи четыре судебные инстанции:

1. Первая инстанция - рассмотрение дела по существу (проведение судебного следствия).

2. Апелляционная инстанция (повторное рассмотрение дела по существу).

3. Кассационная инстанция (проверка законности и обоснованности вынесенного судебного решения по существу).

4. Рассмотрение дел в порядке надзора и вновь открывшимся обстоятельствам.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НАЗВАНИЕ ЛИТЕРАТУРА
Тема Судебная власть в Российской Федерации: Конституция РФ;
№1 а) разновидность государственной власти; УПК РСФСР;
  б) судебные звенья; ГПК РСФСР;
  в) судебные инстанции; АПК РФ;
  г) рассмотрение дел по существу, в Учебник
  апелляционном и в кассационном порядке, Правоохранительные
  в порядке надзора и по вновь открывшимся органы РФ;
  обстоятельствам Учебное пособие
    Судоустройство № 1;
    Конспекты лекций

Судебная система Российской Федерации

Судебная система в РФ установлена Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года. Важно внимательно ознакомиться с его текстом, составить конспект.

В статье 1 закона дано определение судебной власти. Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не в праве принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от исполнительной и законодательной властей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система устанавливается Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом. (Статья 2).

Статья 3 говорит о единстве судебной системы, которая обеспечивается путем:

§ законодательного закрепления данной судебной системы;

§ соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями, установленных правил судопроизводства;

§ применения всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, а также законов субъектов РФ;

§ признания обязательности исполнения решений судов на всей территории РФ;

§ единства статуса судей;

§ финансирования деятельности федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4 закрепляет структуру судебной системы РФ. В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. К федеральным судам относятся:

• Конституционный Суд РФ;

• Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему судов общей юрисдикции;

• Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Статья 5 закрепляет самостоятельность всех судов и независимость судей.

Статья 6 закрепляет обязательность исполнения судебных постановлений.

Статья 7 устанавливает равенство всех и каждого перед законом и судом.

В статье 8 закреплено участие граждан в осуществлении правосудия.

Статья 9: принцип гласности судопроизводства.

Статья 10 закрепляет принцип национального языка судопроизводства.

Статьи 11 и 12 данного закона устанавливают статус судьи.

Статья 13 закрепляет порядок наделения полномочиями судей.

Статья 14 регламентирует сроки полномочий федеральных судей. Принцип несменяемости и неприкосновенности судей — содержание статей 15 и 16.

(Принципы правосудия и статус судей были рассмотрены нами выше).

Статья 17 закрепляет порядок создания и упразднения судов.

Статья 18 устанавливает статус Конституционного Суда РФ.

Статьи 19 - 22 в общих чертах регламентируют деятельность Верховного Суда РФ с подчиненными ему судами общей юрисдикции.

Статьи 23 - 25 подобно статьям 19 -22 регламентируют деятельность федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом.

Статья 26 предусматривает порядок образования специализированных федеральных судов.

Статья 27 устанавливает статус конституционного (уставного) суда субъекта.

Статья 28 регламентирует деятельность мировых судей. (Подробно деятельность Конституционного Суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и судов субъектов будет рассмотрена ниже).

Статья 29 закрепляет порядок деятельности органов судейского сообщества.

В статье 30 говорится о том, кто обеспечивает деятельность судов. Общие вопросы работы Судебного департамента при Верховном Суде РФ устанавливаются статьей 31.

Статья 32: регламентация работы аппарата суда.

Вопросы финансирования судов и символов государственной власти освещаются в статьях 33 и 34 соответственно.

В заключительных статьях закона (35 - 38)речь идет о порядке введения его в действие.

Следует помнить о том, что судебные реформы в нашем государстве продолжаются, а потому необходимо внимательно следить за законодательством и учитывать изменения, вносимые в порядок деятельности судебной системы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НАЗВАНИЕ ЛИТЕРАТУРА
Тема Судебная система РФ: Конституция РФ;
№2 а) принципы судоустройства; Федеральный Закон от
  б) система федеральных судов; 26.12.96 «О судебной
  в) система судов субъектов РФ системе РФ»;
    Учебник
    Правоохранительные
    органы РФ;
    Учебное пособие
    Судоустройство № 1;
    Конспекты лекций

Конституц.иониый Суд Российской Федерации/

В Основном Законе - Конституции Российской Федерации установлено, что судебная власть осуществляется в стране посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Смотри статус судей для судей Высших судов.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат: Высшая (9 судей) и Низшая (10 судей). Вид работы - пленарное заседание. Конституционный Суд РФ выполняет следующие функции:

1. По запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы (в том числе 1/5 Совета Федерации или 1/5 депутатов Государственной Думы), правительства Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ, разрешает дела (споры, вопросы) о соответствии Конституции РФ:

а) Федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства;

б) Конституций или уставов субъектов РФ, законов и других нормативных актов РФ, изданных по вопросам относящимся к ведению органов государственной власти РФ, а так же совместному ведению органов государственной власти РФ и органов субъектов государственной власти РФ;

в) договором между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов, а равно договоров между органами власти субъектов и друг с другом;

г) не вступивших в законную силу (не ратифицированных) международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти РФ;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов.

3. По жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов (Высших), проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (этот ^ порядок установлен Федеральным законом).

4. По запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства и органов законодательной власти субъектов, дает толкование конституционных норм (Конституции).

5. По запросу Совета Федерации (Государственного Совета) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения Президенту РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Вывод: акты или отдельные положения признанные Конституционным Судом РФ не конституционными утрачивают силу, а не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению (не могут быть ратифицироваными).

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по административным, гражданским и уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он также осуществляет судебный надзор за нижестоящими судами общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Функции Верховного Суда РФ:

1. Рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения подчиненным судам по вопросам применения законодательства.

3. Контролирует выполнение судами общей юрисдикции руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.

4. Разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров.

5. Осуществляет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании.

6. Обладает другими полномочиями, представленными ему законом.

Верховный Суд РФ имеет свою, установленную законом структуру и действует в составе Пленума, Президиума, кассационной палаты и трех судебных коллегий (судебная коллегия по уголовным делам, по гражданским делам и военная коллегия, в то числе входящих в состав кассационной палаты.)

Пленум Верховного Суда состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов Верховного Суда РФ.

Его полномочия разнообразны. Он:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора и Министра Юстиции и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства;

2) утверждает составы судебных коллегий и секретаря Пленума;

3) утверждает Научно-консультативный совет при Верховном Суде;

4) рассматривает и решает вопросы об использовании права законодательной инициативы;

5) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты председателей судебных коллегий;

6) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему законодательством.

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в 4 месяца.

Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента. В него входят Председатель Верховного Суда, его заместители и судьи Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда:

1) в пределах полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда;

4) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

На заседании Президиума обязательно присутствие Генерального прокурора. Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц.

Кассационная палата Верховного Суда

Судебные коллегии Верховного Суда по уголовным, гражданским, военным делам рассматривают дела в кассационной инстанции. Судебные коллегии Верховного Суда являются кассационной инстанцией для нижестоящих судов общей юрисдикции, а также могут рассматривать дела по существу, в качестве суда первой инстанции.

Председатель Верховного Суда РФ обладает разнообразными полномочиями, как в сфере осуществления правосудия, так и в организационном руководстве Верховного Суда РФ:

1) приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

2) вправе приостанавливать исполнение решений по судебным делам;

3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления об устранении нарушений закона, причин и условий этому способствовавших в любые государственные органы и любым должностным лицам;

4) созывает Пленум Верховного Суда и председательствует на его заседаниях;

5) созывает Президиум Верховного Суда РФ, выносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий при рассмотрении любых дел;

6) распределяет обязанности между своими заместителями;

7) руководит организацией работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда;

8) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений, жалоб, предложений;

9) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя Верховного Суда РФ:

1)могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда;

2) приносят протесты на решения и приговоры по судебным делам;

3) вправе приостановить исполнение решений и приговоров суда;

4) осуществляют руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РФ;

5) ведут личный прием граждан;

6) осуществляют иные полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатели судебных коллегий Верховного Суда:

1) председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий;

2) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

3) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

4) представляют Пленуму Верховного Суда отчеты о деятельности коллегий;

5) вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

6) Осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет. Состав Научно-консультативного совета утверждается на Пленуме Верховного Суда. Совет обсуждает проекты руководящих разъяснений Пленума, а так же наиболее важные вопросы применения действующего законодательства в судебной практики.

Верховный Суд РФ имеет свой печатный орган – «Бюллетень Верховного Суда».

Суды субъектов РФ

осуществляют функции суда первой инстанции (рассмотрение дела по существу), рассматривают дела в кассационном порядке, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Более того, на эти суды возлагается судебный надзор за нижестоящими судами - районными (городскими) и мировыми судьями. Эти же суды осуществляют изучение и обобщение судебной практики и судебной статистики. Суд субъекта вправе изъять из районного (городского) суда данного субъекта любое дело и принять его к своему рассмотрению.

Структуру суда субъекта представляют три судебных подразделения:

Президиум (надзорная инстанция для нижестоящих судов), судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам.

Президиум суда субъекта:

1)рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2)утверждает составы судебных коллегий;

3)рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

4)заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

5)осуществляет иные полномочия.

Президиум образуется в составе председателя, заместителя председателя и других судей. Его заседания проводятся не реже двух раз в месяц.

Председатель суда субъекта:

1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) приносит протесты на решения и приговоры по судебным делам;

3) вправе приостанавливать исполнение решений по гражданским делам;

4) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

6) распределяет обязанности между своими заместителями;

7) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя являются председателями соответствующих судебных коллегий. Они:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) осуществляют руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;

3) ведут личный прием граждан;

4) осуществляют иные полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатели судебных коллегий:

1) председательствуют в судебных заседаниях коллегий;

2) осуществляют руководство работой коллегий;

3) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

4) вправе истребовать из районных (городских) судов дела для изучения и обобщения судебной практики;

5) осуществляют иные полномочия.

Районные (городские) суды - основное звено судов общей юрисдикции

Районный (городской) суд является основным звеном судов общей юрисдикции и обладает самой широкой компетенцией в разрешении уголовных, гражданских и административных дел по существу в первой и апелляционной (на решения мировых судей) инстанциях. Помимо этого районные (городские) суды разрешают вопросы, связанные с исполнением судебных постановлений, поступивших из вышестоящих судов и других правоохранительных органов.

Правосудие в районных (городских) судах осуществляется либо судьей единолично, либо судьей с двумя народными заседателями.

В районном (городском) суде может быть как один, так и несколько судей. (В первом случае судья исполняет обязанности председателя суда). Кроме судей, в состав районного (городского) суда входят народные заседатели и работники аппарата суда. Канцелярия, входящая в аппарат суда, состоит из заведующего канцелярией, секретаря суда и секретарей судебных заседаний.

Председатель районного (городского) суда:

1) председательствует в судебных заседаниях; распределяет обязанности между судьями;

2) организует работу с народными заседателями;

3) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

4) руководит изучением и обобщением судебной практики;

5) руководит работой аппарата суда;

6) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей,а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными федеральными законами.

Законами субъектов Российской Федерации мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты. Вопросами обеспечения необходимых условий функционирования мировых судей возложены на судебный департамент при ВС РФ.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

5) иные дела, возникающие из семейно - правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам прицене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мировой судья не вправе совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

1. Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2. Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

3. Материально - техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Арбитражные суды

До 1991 года действовал государственный арбитраж. С 1991 года, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 125 - 127) и в связи с принятием Закона РФ от 04. 07. 1991 года «Об Арбитражном суде», был образован на месте государственного арбитража Федеральный Арбитражный суд. Арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений, либо вытекающих из правоотношений в сфере управления. В последствии 05. 03. 1992 года был принят Арбитражно - Процессуальный Кодекс РФ (АПК РФ) и были приняты изменения и дополнения к закону об Арбитражном суде.

Арбитражные суды решают споры между юридическими лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, а так же гражданами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, в том числе и без образования юридического лица (имеющий статус предпринимателя).

В случаях указанных в АПК РФ, арбитражные суды могут решать споры с участием органов государственного управления и власти, в том числе и не являющихся юридическими лицами, организацией с иностранными инвестициями, организациями и предпринимателями, находящимися на территории других государств.

В соответствии с законодательством задачи перед федеральными арбитражными судами стоят такие же, как и перед другими федеральными судами, но лишь в части защиты охраняемых законом прав и интересов юридических и физических лиц и единообразного и правильного применения законодательства, содействия укреплению законности в экономических отношениях.

К принципам деятельности федеральных арбитражных судов относятся, такие принципы судопроизводства как: коллегиальность решения споров, независимость федеральных арбитражных судов и судей, подзаконность, равноправие сторон, гласность и другие предусмотренные АПК РФ.

Система арбитражных судов трехзвеньевая. Состоит из Высшего Арбитражного Суда - высшее звено; подчиненных ему федеральных арбитражных судов округов (десять экономических округов) - среднее звено и федеральных арбитражных судов субъектов (89 судов) - основное звено. Все они составляют единую систему федеральных арбитражных судов РФ. В соответствии со статьей 127 КРФ, Высший Арбитражный Суд РФ, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых федеральными арбитражными судами. Он осуществляет в процессуальных формах судебных надзор за деятельностью нижестоящих федеральных арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи остальных федеральных арбитражных судов - Президентом РФ (ст. 127 КРФ). Федеральным арбитражным судам присущи следующие инстанции:

§ по существу;

§ в апелляционном порядке;

§ в кассационном порядке;

§ в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Все федеральные арбитражные суды возглавляют соответствующие председатели, которые имеют своих заместителей, начальников судебных составов и других судей, которые входят в коллегии. Во всех судах существуют квалификационные коллегии судей, так же во всех судах существуют президиумы. В ВАС РФ Президиум является судебным органом, где рассматриваются дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судьи федеральных арбитражных судов имеют статус федеральных судей. Структура арбитражных судов образовывается в соответствии с разрешением различных категорий дел:

• коллегия по разрешению экономических споров;

• коллегия по разрешению дел в сфере управления;

• коллегия по проверке обоснованности решений в апелляционном порядке;

• коллегия по проверке в порядке надзора (ВАС РФ).

По категориям споров могут быть образованы соответствующие коллегии.

Компетенция федеральных арбитражных судов:

1. Федеральные арбитражные суды разрешают споры, возникающие в сфере предпринимательской деятельности и вытекающие из гражданских правоотношений в связи:

а) заключением договоров, если есть соглашение сторон, по разрешению могущего возникнуть спора в федеральном арбитражном суде, либо если это предусмотрено законом;

б) с изменением условий, либо расторжением договора;

в) с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, в том числе по заключенным договорам;

г) с признанием права собственности;

д) с истребованием собственника или законным владельцем имущества;

е) с нарушением прав собственника или законного владельца не связанных с лишением владения. ж) иными основаниями.

2. Федеральным арбитражным судам подведомственны споры между организациями, предприятиями и гражданами, в том числе, когда одна из сторон находится на территории другого государства, если это предусмотрено межгосударственным соглашением, либо международным соглашением сторон.

3. Федеральным арбитражным судам подсудны также споры, возникающие в сфере управления и в частности:

а) о признании не действительными актов государственных или иных органов, в том числе решений представительных и административных органов, несоответствующих законодательству, либо нарушающих (ущемляющих) охраняемые законом права и интересы юридических или физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

б) о возмещении убытков, причиненных организациям и частным предпринимателям, указанными выше актами, в том числе, и в связи, с надлежащим их исполнением представительными органами;

в) об обжаловании отказа государственной регистрации, либо уклонении от нее;

г) об обжаловании отказа органов власти о предоставлении земельного участка, либо его изъятии;

д) об обжаловании решений государственных и иных органов об изъятии, у юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательством, денежных средств или иного имущества, а так же о возврате незаконно изъятых денежных средств и иного имущества;

е) о взыскании с организаций и предприятий штрафов и иных денежных средств государственными и иными органами, если законом не предусмотрено их списание в бесспорном порядке;

ж) о возврате из бюджета денежных средств, списанных туда в бесспорном порядке, в виде экономических (финансовых) санкций соответствующими государственными органами.

4. Особое место отводится федеральным арбитражным судам в разрешении дел и споров о несостоятельности (банкротстве) внешнего управления.

5. Кроме того, федеральным арбитражным судам подведомственны:

§ споры под условием контрактов о принятии заказов на поставку продукции либо выполнение работ или услуг;

§ экономические споры, возникающие между государственными органами РФ и других государств, если это предусмотрено международными соглашениями либо действующим законодательством;

§ споры, возникающие из экономических соглашений, между органами управления субъектов РФ;

§ иные споры, в сфере управления, отнесенные законодательством к компетенции федеральных арбитражных судов.

По результатам рассмотрения споров (дел) федеральными арбитражными судами принимаются следующие юридические акты: решения, постановления, приказы и определения, которые подлежат обязательному использованию всеми органами, организациями, должностными, юридическими и физическими лицами. Не исполнение их, влечет установленную законом, ответственность.

Третейские суды

Законодательство допускает разрешение отдельных экономических споров в третейских договорных судах, которые могут быть специально образованы, либо по конкретному спору, либо на постоянной основе.

Порядок организация деятельности третейских судов регулируется Положением «О третейском суде для разрешения экономических споров» от 24. 06. 1992 года.

Порядок организации, деятельности, а так же порядок разрешения споров для третейских судов, действующих на постоянной основе, могут определяться так же правилами, уставами и другими внутренними документами предприятий, учреждений или организаций (юридическими лицами), создававших такой суд.

Третейский суд для рассмотрения конкретного дела (спора) создается по обоюдному согласию сторон. При этом стороны могут по своему усмотрению согласовать порядок назначения «третейского судьи», которым может быть только физическое лицо, обладающее в полном объеме дееспособностью и давшем согласие на выполнение обязанностей третейского судьи. Постоянные же третейские суды могут создаваться, на основе действующего законодательства, торговыми палатами, биржами и другими организациями, предприятиями и учреждениями. При этом, об этом информируется соответствующий федеральный арбитражный суд субъекта. При передаче спора в постоянно действующий третейский суд, стороны в установленными же ими порядке, назначают судей. Причем, сам третейский суд, а соответственно и третейские судьи, при разрешении спора обязаны руководствоваться федеральными законами и иным законодательством, действующем на территории РФ, а так же другими нормативными актами, в том числе межгосударственными и международными договорами и соглашениями. В результате рассмотрения споров, третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору. Следует подчеркнуть, что решения третейского суда исполняются добровольно, но в установленные сроки. В случаях неисполнения решения в установленный срок, данное решение с материалами рассмотренного спора, может быть адресовано в федеральный арбитражный суд, который в свою очередь, проверив законность и обоснованность решения, выдает приказ на принудительное исполнение решения третейского суда.

Международные коммерческие арбитражные суды (МКАС)

Согласно Закону о международных коммерческих арбитражных судах от 07. 07. 1993 года, в его состав входят международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия, которые, по сути своей, являются самостоятельными, постоянно действующими третейскими судами.

Регламент деятельности этих судов, а так же порядок их организации, ставок гонораров их арбитров, утверждается торгово-промышленными палатами. В МКАС, по соглашению сторон, могут передаваться споры, возникшие из договорных и гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнеторговых и других видов международных коммерческих связей, а так же споры между предприятиями с иностранными инвестициями. МКАС могут принять к рассмотрению и споры, отнесенные к его компетенции, международными договорами. Государственно-правовые споры включают отношения по купле-продаже, поставке товаров, перевозке, торговому представительству и аренде сооружений промышленных и иных объектов и другим формам совместной кооперации.

Морская арбитражная комиссия разрешает споры, возникшие из договорных и других гражданско-правовых отношений торгового мореплавания. Независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного права. В частности МКАС рассматривает споры, вытекающие из отношений:

§ по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а так же перевозке грузов в смешанном плавании;

§ по морской буксировке;

§ по морскому страхованию и перестрахованию;

§ связанных с куплей-продажей, залогом, ремонтом судов и иных плавучих объектов;

§ по спасению морских судов и других объектов;

§ по подъему затонувших судов и иного имущества;

§ связанным со столкновением морских судов, а так же с причинением повреждений портовым сооружениям, средствам навигации, обстановки и другим объектам.

Решения МКАС выполняются добровольно или в соответствии с законом через федеральные арбитражные суды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: