Основной психологический закон - сформулированное Джоном Мейнардом Кейнсом положение о том, что личное потребление зависит от уровня доходов, однако его динамика отстаёт от роста доходов.
Согласно основному психологическому закону, люди при росте уровня своих доходов склонны увеличивать своё потребление, но не в меру роста доходов, а в меньшей степени.
Другими словами, процент дохода, направляемый на сбережения, растёт по мере роста доходов.
Доля дополнительного дохода, направляемого на сбережения, называется предельной склонностью к сбережению. Предельная склонность к сбережению по мере роста благосостояния возрастает.
Доля дополнительного дохода, направляемая на потребление, называется предельной склонностью к потреблению. Предельная склонность к потреблению при росте благосостояния уменьшается.
Сумма предельной склонности к сбережению и предельной склонности к потреблению всегда равна единице (или 100%)
Закон показательного потребления Веблена.
Эффект Веблена — достаточно распространённое явление показательного потребления, которое возникает при потреблении благ, в основном недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой, что подчеркивает социальную значимость их владельцев. Назван по имени экономиста Торстейна Бунде Веблена.
При таком потреблении наблюдается прямая зависимость: чем выше цена на какой-либо продукт, тем выше уровень его потребления.