Диссимиляции

Диссимиляции (диссимиляция- от лат. dissimilatio - “расподобление”) (расподобления) возникают между зву­ками одного типа (одинаковыми или подобными - гласными или согласными) и основаны на тенденции, противоположной асси­миляции: из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее подобных звука.

Диссимиляции могут касаться гласных; контактные (у соседних звуков) идистактные (у звуков, разделенных дру­гими звуками); регрессивные и прогрессивные; из одинаковых или из подобных звуков; по разным признакам: для согласных - по месту и способу, для гласных - по подъему.

Из дистактных диссимиляции типичны расподобления так на­зываемых “плавных” [р], [л], когда из двух [р] одно превращается в [л] (в просторечии: коридор > колидор, секретарь > секлетарь, в истории литературного языка: февраръ > февраль) или одно из двух [л] превращается в [р] (в истории русского литературного языка: велблюд > верблюд).

Диссимиляции, как и ассимиляции, надо уметь охарактеризо­вать по всем указанным рубрикам; образец такой характеристики дан в таблице на стр. 155.

Надо уметь отличать ассимиляции и диссимиляции, не осно­вываясь на стилистической оценке, так как она может оказаться одинаковой и для того, и для другого процесса; так, произноше­ние транвай (вместо трамвай) и консомолец (вместо комсомолец) с точки зрения норм литературного произношения - одинаково явления просторечия, но процессы здесь разные. В слове трамвай [м] и [в] различны по способу, оба губные по месту и оба с голо­сом; когда [м] заменилось на [н], то общим у соседних звуков [н] и [в] остался только голос; в способе образования [н] и [в] то же различие, что и у [м] и [в]; но место образования стало разным: [н] зубная, а [в] губная согласная; общих признаков стало мень­ше, звуки расподобились по месту - это диссимиляция.

В слове комсомолец [м] и [с] не имеют ни одного общего при­знака; они разные по способу, месту и голосу: [м] - носовая, губная, с голосом, [с] - фрикативная, зубная, без голоса; когда [м] заменилось на [н], то появился общий признак у соседних звуков: и [н] и [с] оба зубные, звуки уподобились по месту - это ассимиляция.

Иногда ассимиляция и диссимиляция происходят одновремен­но; например, в слове мягкий, где вместо [гк] произносится [хк]; в этом случае налицо и полная регрессивная ассимиляция по голо­су: [гк] превращается в [кк], и регрессивная диссимиляция по способу: первое [к] превращается в [х].



Как же можно понять одновременное сосуществование этих противоположных тенденций?

Дело в том, что и ассимиляция и диссимиляция направлены на облегчение произношения, но сами трудности произношения могут быть диаметрально противоположными: с одной стороны, затрудняют резкие контрасты артикуляции соседних звуков, а с другой - затрудняет и повторяющаяся утомительная монотон­ность (монотонность - от греческого mono(s) - “один” и tows - “напряжение” (голоса), “ударение”; “однозвучность”, “однообразие”) артикуляций; в первом случае неудобный контраст сгла­жен ассимиляцией ([гк] > [кк]), во втором утомительная моно­тонность повторения одинаковой артикуляции разряжается дис­симиляцией ([кк] > [хк]).

Ассимиляции не так меняют фонетический облик языка и пото­му шире допускаются литературным языком; диссимиляции более резко меняют фонетический облик языка и потому чаще встречают­ся в ненормированной речи (диалекты, просторечие, детская речь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: