цилиндрического редуктора

Схема нагружения валов


Параметр Шестерня Колесо
Ft 1947
Fr 716
Fa 277
T, (Нм) 28,08 168,13
ω, с-1 50,72 8,05
      ПР18190629М2201 Лист         132 Изм. Лист № документа Подпись Дата 5. Уточнённый расчёт ведомого вала Ведомый вал 5.1 Схема нагружения ведомого вала:
   
 
2
 
 
2
 
 
2

      ПР18190629М2201 Лист         133 Изм. Лист № документа Подпись Дата 5.2 Определяем опорные реакции в плоскостиRx: RAX=RBX=Ft2/2 где Ft2=1947Н – окружная сила. RAX=RBX=1947/2=973,5 Н 5.3 Построение эпюры в плоскостиRx: М2=-RAXĥ45,5 где RAX=973,5Н – опорная реакция в подшипнике в плоскости Rx. М2=-973,5ĥ45.5=-44294,25 Нмм 5.4 Определяем опорные реакции в плоскости Ry: МА=0 FA2ĥ86,36-Fr2ĥ45,5+RBYĥ91=0 МB=0 -RAYĥ91+FA2ĥ86,36+Fr2ĥ45,5=0 где Fr2=716Н – радиальная сила. FA2=277Н – осевая сила. RBY=(-FA2ĥ86,36+Fr2ĥ45,5)/91=(-23921,72+32578)/91=95,12 Н RAY=(FA2ĥ86,36+Fr2ĥ45,5)/91=(23921,72+32578)/91=620,88 Н Проверка: ∑Y=0 -RAY+ Fr2-RBY=-620,88+716-95,12=0 5.5 Построение эпюры в плоскостиRy: М2лев.=-RAYĥ45,5 где RAY=620,88Н – опорная реакция в подшипнике в плоскости Ry. М2лев.=-620,88ĥ45,5=28250,04 Нмм М2пр.=-RAYĥ45,5+FA2ĥ86,36 М2пр.=-620,88ĥ45,5+277ĥ86,36=4328,32 Нмм Определяем коэффициент безопасности 5.6 Выбираем материал вала: Сталь 40ХН улучшенная σв=880 МПа 5.7 Определяем предел выносливости: σ-1=0,43ĥσв (1) где σв=880 МПа – предел прочности материала. σ-1=0,43ĥ880=379 МПа τ-1=0,58ĥσ-1 (2) где σ-1=379 МПа – предел выносливости при симметричном цикле изгиба. τ-1=0,58ĥ379=220 МПа       ПР18190629М2201 Лист         134 Изм. Лист № документа Подпись Дата 5.8 Определяем диаметр вала в сечении А-А: Сечение А-А: Диаметр вала в этом сечении 48 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки: kσ=1,88 МПа – эффективный коэффициент концентрации напряжений. kτ=1,78 МПа – эффективный коэффициент концентрации напряжений. εσ= ετ=0,71 – масштабные факторы. Ψσ=0,25 – коэффициент. Ψτ=0,1 – коэффициент. Т2=168,13ĥ103 Нмм – крутящий момент. 5.9 Определяем изгибающий момент в горизонтальной плоскости: М΄=RAXĥ45,5 (3) где RAX=973,5 Н – опорная реакция в подшипнике в плоскости Rx. М΄=973,5ĥ45,5=44,29425ĥ103 Нмм 5.10 Определяем изгибающий момент в вертикальной плоскости: М΄΄=RAYĥL2+FA2ĥ(d2/2) (4) где RAY=620,88 Н – опорная реакция в подшипнике в плоскости Ry. L2=45,5 мм – расстояние от подшипника до центра колеса. FA2=277Н – осевая сила. d2=172.72 мм – делительный диаметр колеса. М΄΄= 620,88ĥ45,5+277ĥ(172,72/2)=52,17176ĥ103 Нмм 5.11 Определяем изгибающий момент в сечении А-А: МА-А=√(М΄)2+(М΄΄)2 (5) где М΄=44,29425ĥ103 Нмм - изгибающий момент в горизонтальной плоскости. М΄΄=52,17176ĥ103 Нмм - изгибающий момент в вертикальной плоскости.
 
 


МА-А=√(44,29425ĥ103)2+(52,17176ĥ103)2=69ĥ103 Нмм

5.12 Определяем момент сопротивления кручению:

WК НЕТТО=(Пd 3/16)-(bĥt1ĥ(d-t1)2)/2d (6)

где d=48 мм – диаметр вала в сечении А-А.

b=14 мм – ширина шпонки.

t1=5,5 – глубина шпоночного паза вала.

WК НЕТТО=(3,14ĥ48 3/16)-(14ĥ5,5ĥ(48-5,5)2)/2ĥ48=20,25ĥ103 мм3

5.13 Определяем момент сопротивления изгибу:

WК НЕТТО=(Пd 3/32)-(bĥt1ĥ(d-t1)2)/2d (7)

где d=48 мм – диаметр вала в сечении А-А.

b=14 мм – ширина шпонки.

t1=5,5 – глубина шпоночного паза вала.

WК НЕТТО=(3,14ĥ48 3/32)-(14ĥ5,5ĥ(48-5,5)2)/2ĥ48=9,4ĥ103 мм

      ПР18190629М2201 Лист         135 Изм. Лист № документа Подпись Дата 5.14 Определяем амплитуду и среднее напряжения цикла касательных напряжений: τv=τт=Т2/2ĥWК НЕТТО (8) где WК НЕТТО=20,25ĥ103мм3 – момент сопротивления кручению. Т2=168,13ĥ103 Нмм – крутящий момент. τv=τт=168,13ĥ103/2ĥ20,25ĥ103=4,15 МПа 5.15 Определяем амплитуду нормальных напряжений изгиба: σv=МА-А/WК НЕТТО (9) где МА-А=69ĥ103 Нмм – суммарный изгибающий момент в сечении А-А. WК НЕТТО=9,4ĥ103мм3 – момент сопротивления изгибу. σv=69ĥ103/9,4ĥ103=7,34 МПа Среднее напряжение σт=0 5.16 Определяем коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям: Sσ=σ-1/(kσσ)ĥσv+ Ψσĥσт (10) где σ-1=379 МПа – предел выносливости при симметричном цикле изгиба. kσ=1,88 МПа – эффективный коэффициент концентрации напряжений. εσ=0,71 – масштабный фактор. σv=7,34 МПа – амплитуда нормальных напряжений. Ψσ=0,25 – коэффициент. σт=0 – среднее напряжение. Sσ=379/(1,88/0,71)ĥ7,34+ 0,25ĥ0=19,5 5.17 Определяем коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям: Sτ=τ-1/(kττ)ĥτv+Ψτĥτт (11) где τ-1=220 – предел выносливости kτ=1,78 МПа – эффективный коэффициент концентрации напряжений. ετ=0,71 – масштабный фактор. τv=4,15 МПа – амплитуда касательных напряжений. τт=4,15 МПа – среднее напряжение цикла касательных напряжений. Ψτ=0,1 – коэффициент. Sτ=220/(1,78/0,71)ĥ4,15+0,1ĥ4,15=20,33 5.18 Определяем результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А-А: S=(SσĥSτ)/√ Sσ2+ Sτ2 (12) где Sσ=19,5 – коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям. Sτ=20,33 – коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.       ПР18190629М2201 Лист         136 Изм. Лист № документа Подпись Дата S=(19,5ĥ20,33)/√ 19,5 2+20,33 2=14,0729 Вывод: В сечении вала А-А коэффициент запаса прочности S=14,0729,что удовлетворяет условию S≥[S], при [S]=2,5. Расчёт производился по книге: Чернавский С.А. «Курсовое проектирование деталей машин». М. Машиностроение, 1987г. (стр.313-314).       ПР18190629М2201 Лист         137 Изм. Лист № документа Подпись Дата                            

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: