Экзаменационный билет №22

1. Правление Александра I (1801-1825 гг.)

12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I. В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой - Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I, но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.

Либеральные реформы 1801-1815 гг.

Став императором, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.

Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой. Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.

В то же время Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 - ноябрь 1803 г.), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г. был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.

С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные - в руках Сената, исполнительные - у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне - права политические.

Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.

В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского управления, начатая еще в 1803 г. Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г.

В начале 1811 г. Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

Консервативный период правления Александра I

Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии, облегчение положения крестьян в Прибалтике.

Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

В ноябре 1815г. польская конституция была утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на открытии сейма в 1818 г. в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была реализована - Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией.

В апреле 1818 г. Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого избиралась от дворянства. Еще в 1804 г. было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г. император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и выкупать ее. В 1817 г. «Положение» было распространено на Курляндию и на Лифляндию (1819).

Однако из-за оппозиционных настроений дворянства, не желавшего расставаться со своими привилегиями, реформаторские намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. В 1820 г. Государственный совет отверг предложенный царем законопроект о запрещении продажи крепостных без земли. Кроме того, волна европейских революций 1820-1821 гг. и восстания в армии убедили его в несвоевременности преобразований. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г. военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г. деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822 г. права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.

Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

В ноябре 1825 г. император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии - он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I, брат Александра I - Константин в 1822 г. отказался от правления. Составленный в 1823 г. Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла - Николай, хранился в тайне от наследника. В результате в 1825 г. возникла ситуация междуцарствия.

2. «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели».

5 марта 1953 г. Умер Сталин. Со смертью Сталина закончилась целая эпоха в жиз­ни страны. Наследники Сталина, пришедшие к власти после его смерти, с одной стороны, понимали, что сохранение или упрочение системы невозможно и даже гибельно, но, с другой стороны, были готовы отка­заться лишь от некоторых наиболее одиозных ее элемен­тов (культа личности вождя, массового террора и реп­рессий, полного подавления товарно-денежных отно­шений и пр.). Первыми с предложениями о частичной реабилитации заключенных, пересмотре основ внешней политики, корректировке аграрной политики выступили Г. М. Маленков, ставший Председателем Совета Ми­нистров СССР после смерти Сталина, и Л. П. Берия, с конца 30-х гг. руководивший карательной системой. В июле 1953 г. Берия был арестован и вскоре расстрелян. Набиравший силу Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хру­щев сумел к 1955 г. добиться победы над главным конкурентом — Маленковым. К этому времени из тюрем и лагерей были освобождены десятки тысяч человек, ре­абилитированы жертвы «дела врачей», «ленинградского дела», военачальники, осужденные после Великой Оте­чественной войны. Преобразования были обещаны сель­скому хозяйству: подняты закупочные цены, списаны долги, увеличены капиталовложения в колхозную эко­номику, снижены налоги на личное подсобное хозяй­ство и разрешено увеличить его размеры в пять раз. Началось освоение целинных и залежных земель в Ка­захстане и Западной Сибири (1954).

25 февраля 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС с докладом «О культе личности и его послед­ствиях» выступил Н. С. Хрущев. В докладе приводи­лось ленинское «завещание» («Письмо к съезду»), с критикой Сталина, рассказывалось о расстреле по­давляющего большинства делегатов XVII съезда, о поведении Сталина в первые дни войны, о репрессиях 40-х гг. и о многом другом.

Доклад Хрущева носил обличительный характер и произвел сильнейшее впечатление на делегатов съезда. До народа содержание доклада решено было не дово­дить, ограничились чтением его на собраниях партий­ных активов. Однако через несколько дней после съезда полный текст доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях» появился в зарубежных газетах и был передан западными радиостанциями. В нашей стране доклад Хрущева был опубликован только в 1989 г.

После XX съезда процесс десталинизации пошел быстрее. Из лагерей были освобождены многие поли­тические заключенные, с учета сняты многие катего­рии спецпоселенцев. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, улучшавшее правовое положение бывших советских военнопленных. В 1957 г. восстановлены: Калмыцкая, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чечено-Ингушская автоном­ные республики. Происходило оздоровление нравственного климата создавались благоприятные условия для развития на­уки и культуры, что позволило публицистам определить этот период советской истории как «оттепель». Было восстановлено доброе имя многих деятелей на­уки и искусства, стали издаваться находившиеся под запретом произведения А. А. Ахматовой, М. М. Зощен­ко, С. А. Есенина.

Во второй половине 50-х гг. значительно расшири­лись международные культурные связи: в СССР прохо­дили фестивали зарубежных фильмов, театральные га­строли, выставки зарубежного изобразительного ис­кусства. В 1957 г. в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Советские деятели науки и культуры стали снова бывать за границей.

В Москве и Ленинграде возникают неформальные кружки студенческой молодежи, участники которых стре­мились глубже осмыслить политический механизм совет­ской системы. В Москве молодежь стала собираться у памятника В. В. Маяковскому, установленного в 1958 г Участники этих встреч читали свои стихи, прозу, вели политические дискуссии. Именно из студенческой сре­ды вышли те, кого позже стали называть диссидентами.

В 1959 г. был принят новый устав КПСС, в кото­ром впервые говорилось о возможности внутрипартий­ных дискуссий, обновлении кадров и пр. В 1961 г XXII съезд КПСС, приняв новую программу партии -«программу строительствакоммунизма», принял постановление о перезахоронении тела Сталина на Красной площади и об активизации борьбы с культом личности. Из партии были исключены Молотов, Каганович и др. Наконец, в 1962 г. Хрущев предложил приступит к разработке проекта новой Конституции.

Отходом от сталинской модели являлась и социальная политика, проводимая Хрущевым: на колхозников была распространена паспортная система, упорядочено пенсионное обеспечение, развернуто массовое жилищное строительство, началось расселение коммунальных квартир.

Однако десталинизация не была последовательной. В промышленной политике Хрущев придерживался курса на приоритетное развитие тяжелой и оборонной промышленности, сохранял командные методы управ­ления. В аграрной сфере в 1958—1959 гг. произошло возвращение к административным методам управле­ния. Знаменитая кампания по насильственному вне­дрению кукурузы, реорганизация машинно-тракторных станций, борьба против личных подсобных хозяйств были проявлениями директивного стиля руководства и нанесли колоссальный вред сельскому хозяйству. По­следствиями непродуманных решений стали трудности со снабжением городов продовольствием и хлебом, начались закупки зерна за рубежом (1963). Произошло повышение розничных цен на продукты. Вызванные этим волнения в Новочеркасске были подавлены си­лой (участники демонстрации протеста расстреляны).

Непоследовательным был курс на десталинизацию в сфере культуры, идеологии, духовной жизни. «Оттепель» воспринималась с опаской, в ней видели нежелательное «брожение умов», «подрыв основ». Вот почему была раз­вернута идеологическая кампания против Б. Л. Пастерна­ка, опубликовавшего за рубежом роман «Доктор Жива­го», высмеяны художники-абстракционисты, раскрити­кованы писатели и поэты, пытавшиеся отойти от устаревших догм. «В культуре я сталинист», — говорил сам Хрущев. Но в то же время именно он дал разрешение на публика­цию повести А, И. Солженицына «Один день Ивана Дени­совича», направленной против сталинизма.

Хрущев был освобожден от должности Первого сек­ретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. Тоталитарная система, унаследованная от времен правления Стали­на, претерпела некоторые изменения, но по существу не изменилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: