Примечания

(Примечания переводчика помечены инициалами.)


[1] Данные на первую половину 1980-х. По данным 2001 г. джайнов в Индии насчитывалось 4225000, что составляло 0,4% населения. (The Ahimsa Times, июнь 2005.) (Г.Г.)

[2] Тиртханкара: указывающий брод или переправу. (Г.Г.)

[3] Дигамбара: одетые в одежду стран света. Иногда встречается перевод «одетые пространством», но это кажется неадекватным, поскольку «пространственное» значение слова «диш» («диг») связано, скорее, с расстоянием, чем объёмом чего-либо. Встречается также перенвод «одетые небом». (Г.Г.)

[4] Шветамбара: одетые в белое. (Г.Г.)

[5] На языке тулу, принадлежащем к дравидийской семье, говорят в Западных Гхатах штата Карнатака. (Г.Г,)

[6] В написании этого имени часто опускается «а»: «Хирвиджая» вместо «Хира Виджая», что вызвано особенностями эволюции индийских языков. (Г.Г.)

[7] Возможны разные варианты перевода: «доктрина «может быть», «доктрина возможного». (Г.Г.)

[8] Здесь имеются в виду дигамбарские терапантхи. Секта с таким же названием существует и среди шветамбаров. (Г.Г.)

[9] Священные книги Востока, том XXII.

[10] Уттарадхьяяна-сутра упоминает Кеши в качестве ученика Паршванатхи. Это одно из нескольких указаний на то, что Паршванатха был исторической фигурой.

[11] Уттарадхьяяна-сутра (23), 87, в «Священных книгах Востока», том XLV.

[12] А.А. Макдонелл, Прошлое Индии.

[13] Риг-веда, IX, 113, 9-11.

[14] Риг-веда, IX, 104, 2

[15] Поздний гимн в Риг-веде (Х, 136) упоминает о существовании мудрецов (муни). Значение этого гимна неясно. Возможно, муни был человеком, обладавшим сверхъестественной силой.

[16] Священные книги Востока, том ХV.

[17] Брихадараньяка Упанишад также упоминает Аджаташатру, современника Джанаки, но тот жил в Каши, а не в Магадхе.

[18] Кошала и Видеха отсутствуют в ранней ведической литературе. Впервые они упоминаются в Шатапатха Брахмане, которая рассказывает историю о распространении арийской культуры.

[19] Ведический индекс, том II

[20] Там же.

[21] Шива-Покровитель животных. (Г.Г.)

[22] Шива-Великий Йогин. (Г.Г.)

[23] Энциклопедия мирового искусства, VIII.

[24] Исследования источников буддизма.

[25] Чудо, которым была Индия.

[26] Р.Н. Дандекар, Некоторые аспекты истории индуизма.

[27] Там же.

[28] Саманнапхала-сутта в «Священных книгах Востока», том II.

[29] Эти случаи приводятся в Чурни Джинадасы - комментарии на Авашьяка-сутту, написанном в 7 в. Хотя это и поздняя работа, описание кажется надёжным.

[30] Священные книги буддистов, том II.

[31] Священные книги Востока, том XIV.

[32] Якоби в «Священных книгах Востока», том XLV.

[33] «Может быть, существует». (Г.Г.)

[34] «Может быть, не существует». (Г.Г.)

[35] Логика семи способов. (Г.Г.)

[36] Якоби в «Священных книгах Востока», том XLV.

[37] История восточной и западной философии.

[38] Махабхарата, Шантипатха.

[39] Этот пункт будет подробно обсуждаться в главе 7.

[40] Рис Дэвидс, переводчик данного отрывка, предположил, что серия загадок в этом трудном пассаже была, вероятно, иронической имитацией способа говорить, принятого у ниггантхов.

[41] Точнее, неотфильтрованную или некипячёную. (Г.Г.)

[42] Ведический индекс, том II.

[43] Например, в Ачаранга-сутре. На джайнском пракрите это слово пишется как «ниггантха», а санскритская форма «ниргрантха».

[44] Священные книги Востока, том XLV.

[45] Крора: 10000000. Удвоение означает вторую степень. (Г.Г.)

[46] Шубринг, Доктрина джайнов.

[47] Дигамбары называют эти жизнеописания «пуранами», а шветамбары «чаритрами».

[48] Букв. «противо-васудевы» и «противо-нараяны», т.е. их противники. (Г.Г.)

[49] Шубринг, Доктрина джайнов.

[50] Винтериц, История индийской литературы, том 2.

[51] Упоминание о чакравартинах, обладающих 14 драгоценностями, содержится также в Вишну-пуране. 7 из этих 14 - неодушевлённые: чакра (колесо), ратха (колесница), чарма (щит), дхваджа (знамя), нидхи (сокровищница), а другие 7 - одушевлённые: жена, жрец, военачальник, возничие, пешие воины, конные воины и воины на слонах. В других книгах встречаются другие списки.

[52] Ариштанеми – это второе имя тиртханкары Неминатхи (слово «натха», присоединяемое к именам тиртханкаров, означает «защитник» или «покровитель»). (Г.Г.)

[53] Не следует путать Неми и Нами – это разные лица. (Г.Г.)

[54] Неизбежная тавтология: «Кундаграма» означает «жасминовое предместье». (Г.Г.)

[55] Тот факт, что Тришала, мать Махавиры, была сестрой царя Четаки, не упоминается в каноне. Мы знаем об этом от Джинадасы (7 в).

[56] Священные книги Востока, том XXII.

[57] Там же.

[58] Сообщения о жизни Махавиры в том виде, в каком они даны в «Чурни» Джинадасы, были взяты из «Жизни в древней Индии» Дж.Ч. Джайна.

[59] Ганадхара: держатель собрания. (Г.Г.)

[60] Священные книги Востока, том XXII.

[61] Пракрит. На санскрите: Хастипала. (Г.Г.)

[62] Здесь есть некоторое сходство с жизнью Будды. Лалитавистара-сутра описывает жизнь Будды более детально до того момента, когда он достиг пробуждения и пошёл в Сарнатх, где и произнёс свою первую проповедь. Тогда ему было 36 лет. Но относительно остающихся 44 лет жизни Будды у нас мало связных подробностей.

[63] Хелен М. Джонсон перевела эту шеститомную работу Хемачандры. Восточный институт в Бароде опубликовал этот перевод.

[64] То, что Джамали был мужем Приядаршаны, не упоминается в каноне, хотя его имя и встречается там несколько раз. Однако более поздние комментарии говорят, что Джамали был мужем Приядаршаны, дочери Махавиры.

[65] Санскрит: бхагаван. (Г.Г.)

[66] Якоби упоминает в своей статье о джайнизме в Энциклопедии религии и этики, что 527 г. - это дата, приводимая шветамбарами, тогда как Дигамбары помещают это событие на 18 лет позже. Но последнее кажется некорректным. Дигамбарская работа Трилокасара (850) говорит, что нирвана Махавиры имела место за 605 лет и 5 месяцев до царя Шаки (78 г.), что даёт 527 г. до Р.Х.

[67] Обычно называется Дивали. (Г.Г.)

[68] Священные книги Востока, том XXII.

[69] Там же, том XLV.

[70] Там же, том XLV.

[71] Последовательность старейшин (соотв. ардхамагадхи и санскрит). (Г.Г.)

[72] Якоби в своём введении к Стхавиравали Хемачандры.

[73] Манахпарьяя: знание мыслей других. (Г.Г.)

[74] Парамавадхи: знание отдалённых объектов без посредства ума и чувств. (Г.Г.)

[75] Практика обнажённости монахов. (Г.Г.)

[76] Менее распространённое название саллекханы: религиозного голодания до полного истощения. (Г.Г.)

[77] Буддийская версия того, как был ослеплён Кунала, отличается от этой. В ней говориться, что Тишьяракша, главная жена Ашоки, желала соблазнить Куналу, но он отказал ей. Тогда царица в бешенстве приказала ослепить его или, в другой версии, он сам вырвал себе глаза, чтобы доказать свою невиновность.

[78] Согласно некоторым буддийским источникам, наследником Ашоки был Кунала, а его наследником, в свою очередь, был Сампрати.

[79] «Очевидно, подразумевается старшая сестра Стхулабхадры.» (Примечание Якоби.)

[80] Введение к Стхавиравали.

[81] «Рохагутта был учеником Сухасти.» (Примечание Якоби). Такое утверждение не кажется корректным. Согласно Кальпа-сутре, Рохагутта был учеником Махагири, коллеги Сухасти. Это делает вопрос ещё более запутанным.

[82] Буквально «праученик». (Г.Г.)

[83] Якоби сам ставит под вопрос даты различных расколов, приводимые в Авашаяка-нирукти. Четвёртый раскол был начат Ассамитой, который был учеником Кодинны, ученика Махагири, в 220 г. после нирваны Махавиры, а пятый раскол был вызван Гангой, который был учеником Дханагутты, ученика Махагири, в 228 г. после нирваны Махавиры. Таким образом, различие во времени между двумя ересями, начатыми прашишьями Махагири, составляет восемь лет. Но в том, что касается шестого раскола, то разница во времени между Махагири и Сухасти и их прашишьями никак не может составлять 300 лет.

[84] Введение к Стхавиравали.

[85] Гана: школа, происходящая от одного учителя (букв.: собрание, отряд). (Г.Г.)

[86] Шакха: линия, «ответвляющаяся» от какого-либо одного учителя (букв.: ветвь). (Г.Г.)

[87] Кула: последовательнсть учителей одной линии преемственности (букв.: семья, род). (Г.Г.)

[88] Для безопасного удаления насекомых. (Г.Г.)

[89] В Пакбире всё ещё поклоняются колоссальной обнажённой фигуре Махавиры

[90] П.Ч. Рой Чоудхури, Джайнизм в Бихаре, Патна, 1956. Во вклейке к этой книге была воспроизведена фотография статуи 2, 25 м высотой. В сопроводительной надписи говорится, что это статуя Бахубали. Но это не может соответствовать действительности по следующим причинам: во-первых, на всех статуях Бахубали изображены вьющиеся по ногам растения, но в данном случае они отсутствуют; во-вторых, символ лотоса на пьедестале показывает, что это образ либо тиртханкары Падмапрабханатхи, символ которого - красный лотос, либо тиртханкары Наминатхи, символ которого - голубой лотос. Кроме того, культ Бахубали отсутствует в северной Индии.

[91] Д.Ч. Сирчар, Избранные надписи.

[92] «Арихант» - термин, общий для буддизма и джайнизма. Ясно, что эта ссылка относится к джайнским святым, поскольку джайнская формула поклонения следующая:

Намо арихантанам.

Намо сиддханам.

Намо айярьянам.

Намо уваджджхаянам.

Намо лое савва сахунам.

Буддийская формула ванданы следующая:

Намо саммасамбуддханам парамтхадассинам

Шиладигуна пара миппаттанам.

[93] Джаясвал читает эту строку в надписи как «Нандараджа-нитам ча калинга-джинам саннивеша…». Б.М. Баруа читает её так: «Нандараджа-джитан ча калингаджанасан (н)и(ве)шам…». Он переводит этот отрывок следующим образом: «…и, принудив Брихаспатимитру, царя народа Магадхи, поклониться себе в ноги, (сделал что-то по отношению к) селениям народа Калинги, подчинённого царём Нандой, … принёс богатство…» Таким образом, прочтение Баруа полностью устраняет теорию существования Калинга-джины.

[94] Баруа полагает, что предлагаемый Джаясвалом перевод «хранилище мощей» несоответствует действительности. Он переводит так: «Место покоя архата для выполнения обета сезона дождей».

[95] Шубринг, Доктрина джайнов.

[96] Энциклопедия мирового искусства, том VIII.

[97] Дебала Митра, Удаягири и Кхандагири.

[98] Там же.

[99] Эта дата предлагается на основании палеографических свидетельств.

[100] Хотя в этой надписи ясно упоминается 388 г. эры Шака (466-467 от Р.Х.), но алфавит относится к 8 или 9 в. На этом основании было высказано предположение, что это - подложный документ. Однако вполне вероятно, что это копия документа 5 в.

[101] В данном случае не медитация а, как упоминалось ранее, саллекхана. (Г.Г.)

[102] Джайн шилалекха самграха.

[103] Шубринг, Доктрина джайнов.

[104] Винтериц, История индийской литературы.

[105] Джайн шилалекха самграха.

[106] Там же.

[107] Там же.

[108] А. Нилакантха Шастри и В. Рамсуб Рамниам, Махавира и его учения, Бомбей, 1977.

[109] И. Махадеван, Свод надписей тамильских брахманов, Мадрас, 1966.

[110] П.В. Десаи, Джайнизм в южной Индии, Солапур, 1957.

[111] Санскрит: «шака». Обычно это слово переводится как скифы. (Г.Г.)

[112] Это название имели две разные местности: одна находилась в районе слияния Ганга и Джамны (Ямуны), другая – на реке Годавари. (Г.Г.)

[113] Номера в скобках даны по «Джайн шилалекха самграха», том II.

[114] Избранные надписи.

[115] Не 42, как в «Джайн шилалекха самграха».

[116] Тиртханкара Ара может изображаться с двумя символами: усложнённой свастикой, которая имеется в виду здесь, и рыбой. (Г.Г.)

[117] Хайраньяка или хемакартар: ремесленник, занимавшийся, в отличие от ювелира («маникара»: букв. «обработчик драгоценностей»), только обработкой золота. (Г.Г.)

[118] См. главу «Жизнь Махавиры». (Г.Г.)

[119] Дискуссию о датах расколов см. в главе 5.

[120] Священные книги Востока, том XXII.

[121] Слово «малли» - женского рода. (Г.Г.)

[122] Паришиштапарван.

[123] Адживики, Лондон, 1951.

[124] Священные книги Востока, том XLV.

[125] Там же.

[126] Сейлтор, Средневековый джайнизм.

[127] Большинство подсект дигамбаров южной Индии не позволяли женщинам принимать монашество. Среди дигамбаров северной Индии такого запрета не существовало. (Г.Г.)

[128] Надпись № 15 в Corpus Inscriptionum Indicarum.

[129] Британская Энциклопедия, издание 15, том 10.

[130] Священные книги Востока, том XXII.

[131] Джайн шилалекха самграха, том II.

[132] Средневековый джайнизм.

[133] Дигамбарский монах имеет право принять пищу только от одного домохозяина в день. Шветамбарам разрешается собирать подаяние разных домах. (Г.Г.)

[134] Букв.: «Обретший всеведение в процессе слушания». Значение термина требует важного уточнения: считается, что всякий, кто усвоил знание, содержащееся во всём корпусе писаний (включая 14 Пурв, ибо обладание правильной верой (самьяг-даршана) без знания таковых считается невозможным), не может противоречить словам подлинного кевали (всеведущего). Таким образом, с точки зрения передачи слов тиртханкары не существует разницы между кевали и шрута-кевали. С точки же зрения духовной реализации знание последнего не является всеведением. (Г.Г.)

[135] «Шишена йя бхаддабахусса» - в конце его работы Бодхапахуда.

[136] Шубринг, Доктрины джайнов.

[137] С.К. Рао, Джайнизм в южной Индии.

[138] См. Приложение 2.

[139] Предположение, что Кунда-Кунда жил в 1 в. было сделано Винтерицем на основании паттавали. Самая ранняя надпись, упоминающая линию преемственности Кунда-Кунды, была обнаружена на медной пластинке из Мерчары (466 г.) Но, поскольку сейчас она считается подделкой 8-9 вв., полагаться на неё невозможно. Эта надпись упоминает 6 человек, входящих в линию преемственности: от Гуначандры до Чандрананди. Выдвигалось предположение, что если принять теорию о том, что эта пластинка была копией подлинника, относящегося к 5 в., и допустить, что каждое из упомянутых там лиц руководило общиной в течение 25 лет, то окажется, что Гуначандра, первое упоминаемое в надписи лицо, должен был жить в начале 4 в. Если он был непосредственным учеником Кунда-Кунды, то и сам Кунда-Кунда принадлежит приблизительно к тому же периоду. (А.К. Чаттерджи, Полная история джайнизма.) Все прочие надписи, упоминающие линию преемственности Кунда-Кунды, были написаны после 900 г.

[140] С.К. Рао, Джайнизм в южной Индии.

[141] Джайн сиддханта коша.

[142] Джайн шилалекха самграха.

[143] Сейлтор, Средневековый джайнизм.

[144] С.К. Рао, там же.

[145] Винтериц, История индийской литературы.

[146] Натхурам Преми, дигамбарский учёный, пытался разрешить эту проблему, выдвинув предположение, что Умасвами не был ни шветамбаром, ни дигамбаром, но принадлежал к третьей секте - япания. Однако в сочинениях самого Умасвами нет ничего такого, что могло бы подтвердить это.

[147] Винтериц, там же.

[148] Винтериц помещает его в первую половину 8 в.

[149] Напр. Epigraph Carnatica II, № 59.

[150] П.Б. Десаи, Джайнизм в южной Индии.

[151] Сейлтор, там же.

[152] Рао, там же.

[153] Некоторые джайнские термины вошли в тамильский язык.

[154] Содержание этих эпосов пересказывается в книге А.Л. Бэшэма «Чудо, которым была Индия».

[155] Сейлтор, там же.

[156] Первая столица государства Чола. Следующими были Танджур и Гангайкондачолапурам. (Г.Г.)

[157] Там же.

[158] Чакраварти, Джайнская литература на тамильском языке.

[159] Покровитель трёх миров. (Г.Г.)

[160] В.П. Джохрапуркас, Бхаттарака Сампрадая.

[161] Там же.

[162] Бхаттарака сампрадая.

[163] Мы не знаем точно, когда начался процесс разделения. Согласно Джайн сиддханта коша, это произошло в 1 в. от Р.Х. «Ачарья Архадвали в 593 г. после нирваны Махавиры позволил коренной сангхе разделиться».

[164] Отпавших естественным образом. (Г.Г.)

[165] С.К. Рао, Джайнизм в южной Индии.

[166] Рукопись этой работы был идентифицирована и представлена публике в 1922 г.

[167] Три неполных рукописи этой работы были обнаружены проф. Рангачарьей в 1912 г. в правительственной Библиотеке восточных рукописей в Мадрасе. Несколько позже полная рукопись на языке каннара была обнаружена в Госудапрственной восточной библиотеке в Майсуре.

[168] Чаттерджи в своей «Полной истории джайнизма» даёт подробности относительно этих царей.

[169] До начала 2006 г. эта статуя была самым высоким вертикальностоящим монолитом в мире. В феврале 2006, т.е. уже после окончания работы над переводом данной книги, в г. Хубли-Дхарвар в том же штате Карнатака, были завершены работы по возведению более высокой монолитной статуи. Цит. по «The Ahimsa Times» №68, февраль 2006: «Хубли (Карнатака): 58-футовая статуя Бахубали в Шравана-Белголе теперь не самая высокая»: Отныне она не будет самым высоким монолитом. Другая статуя джайнского тиртханкары, возведённая в Хубли, может похвастаться тем, что её высота на 3 фута больше. И это – не единственная её претензия: весящая 185 тонн и достигающая 61 фута в высоту монолитная статуя тиртханкары Паршванатхи, стоящая на 48-футовом пьедестале, станет, вне сомнения, самым высоким монолитом в мире. Говорит местный священнослужитель Ганадхара Нанди Бхаттарака: «Между ними есть некоторая разница: Бахубали был великим воином, поэтому и его тело имеет соответствующие черты бойца; Паршванатха же достиг просветления в возрасте 16 лет, так что и выражение лица этой статуи характерно детское». Работа над статуей началась около года назад, однако по её завершении оказалось, что поднять её весьма проблематично в связи с большим весом монолита. Несколько башенных кранов, привезённых на место, справиться с такой задачей не смогли. Наконец, на помощь пришла американская компания «Петрон»: присланный ею кран грузоподъёмностью 800 тонн смог поднять статую в вертикальное положение.

[170] Дж. Фергюссон, История индийской и западной архитектуры.

[171] Банарасидаса обычно известен как автор первой автобиографии на индийских языках.

[172] Не путать с терапантхами шветамбаров. (Г.Г.)

[173] Курчхаки ещё раз упоминаются в дарственной надписи Харивармы, другого представителя той же династии. Натхурам Преми полагал, что они были дигамбарской сектой.

[174] Не столько приветствие, сколько благословение, означающее пожелание духовного благополучия («лабха» букв. «достижение, приобретение»). При этом голова получателя благословения может посыпаться шафраном, хотя не все джайнские секты прибегают к такой его форме. (Г.Г.)

[175] По-сути, то же самое, что и предыдущая форма приветствия, разница лишь в том, что здесь желают духовного прогресса. (Г.Г.)

[176] Н.Р. Преми, Джайн сахитья аур итихаса.

[177] Ланчаны и имена якшей см. в Приложении 3.

[178] М. Стивенсон в «Энциклопедии религии и этики».

[179] Также Кулишанкуша. (Г.Г.)

[180] Также Чакрешвари. (Г.Г.)

[181] Также Нарадатта. (Г.Г.)

[182] Ваджрашринкхала и Ваджранкуша также являются именами двух богинь буддийской тантры (ваджраяны).

[183] Дж.П. Джайн, Джайнские источники в истории Индии, Дели, 1964.

[184] В оригинале очевидная опечатка: пропущена «ш». (Г.Г.)

[185] Винтериц, История индийской литературы.

[186] Бюлер предполагал, что она могла продать сына ачарье из-за своей бедности.

[187] Д.Ч. Сирчар, Грамматика пракритского языка.

[188] Название позднейших форм пракритов. (Г.Г.)

[189] Это не имя создателя системы, а название краткой элементарной грамматики санскрита, созданной Шарваварманом на основе грамматики Панини. (Г.Г.)

[190] Н.Ч. Шастри, Критическое исследование Сиддха-хема-шабданушасаны (на хинди).

[191] Поэзия. (Г.Г.)

[192] Словарь синонимов Амарасинхи. (Г.Г.)

[193] К.М. Мунши, Слава Гурджарадеши, Бомбей, 1955.

[194] Айн-и-Акбари.

[195] Большая часть информации о Хиравиджае Сури взята из бенгальского журнала «Праваси» за месяц Джьяйштха, 1923.

[196] Упадхьяя: джайнский монах, изучивший все писания и имеющий право учить других монахов. На языке ардхамагадхи: «уваджджхая». (Г.Г.)

[197] Соответствует маю-июню. (Г.Г.)

[198] В.Смит, Великий Могол Акбар.

[199] Айн-и-Акбари.

[200] Там же.

[201] Лучшего перевода не найдено. «Assayer» означает «химик-лаборант». (Г.Г.)

[202] Муни Уттар Камал Джайн в «Джайнских сектах и школах» приводит перечень названий этих гаччх. Там их перечислено 117. Значительная часть информации о них взята из той книги.

[203] Согласно К.М. Мунши, это произошло в тот момент, когда джайны впервые получили доступ к гуджаратскому двору.

[204] Воспроизводится в Приложении 5.

[205] Первые эпиграфические свидетельства об этой секте имеют ту же самую дату. Поэтому вполне вероятно, что она возникла на некоторое время раньше.

[206] Ежедневный ритуал покаяния. (Г.Г.)

[207] Кабир (1440 - 1518): индийский поэт и проведник бхакти, один из родоначальников поэзии на хинди. (Г.Г.)

[208] Основатель сикхизма. (Г.Г.)

[209] В этом вопросе он ошибался. Шубринг отмечал, что в канонической литературе содержится не только ясное упоминание изображений тиртханкаров, но также предписывается способ поклонения им. «Можно отметить здесь, что в Каноне говорится об образах джин (джина-падима): Найядхаммокахао (Анга 5), Райяпасенайджджа (Упанга 2) и т.д. … Их культ, напоминающий поклонение богам, состоит в произнесении религиозных формул».

[210] «Мудрец»: эпитет джайнских монахов. (Г.Г.)

[211] В узком смысле: зал для медитаций; в более широком – строение, включающее в себя, помимо большого зала, служащего не только для медитаций, но и для других религиозных практик, собраний мирян, диспутов, слушания проповедей учителей, также и комнаты, в которых могут останавливаться монахи. (Г.Г.)

[212] Хинди: «терах»: 13; «пантх»: «путь». Согласно другой версии, это название происходит от притяжательного местоимения «тера»: «твой» и должно, таким образом, пониматься как: «О, Махавира! Это – твой путь». (Г.Г.)

[213] Книга была написана в начале 1980-ых. В данный момент (2005) школа терапантхов возглавляется ачарьей Махапраджней. (Г.Г.)

[214] В.А. Сангави, Джайнское сообщество: социальный обзор.

[215] Там же.

[216] Н.Р. Преми, Джайн сахитья аур итихаса.

[217] Свадебный ритуал, при котором жених и невеста семь раз обходят вокруг жертвенного огня. (Г.Г.)

[218] Т.е. обета безбрачия. (Г.Г.) См. также Приложение 6.

[219] Клаус Брунн, Статуи джин из Деогарха.

[220] Сетх: уважительное обращение к крупным торговцам, ростовщикам. (Г.Г.)

[221] В.А. Сангави, Джайнское сообщество: социальный обзор.

[222] Религиозная школа (также патхшала). (Г.Г.)

[223] Сиддханта: философская система. (Г.Г.)

[224] Якоби, Священные книги Востока, том XXII.

[225] См приложение 5.

[226] Дж.П. Сингх, Аспекты раннего джайнизма.

[227] Гатха: стих. (Г.Г.)

[228] Пракритский вариант санскритского слова «готра». (Г.Г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: