Б43 Возмещение морального (неимущественного) вреда. М.:
ОАО «Издательский Дом "Городец"», 2005 г. — 64 с. ISBN 5-9584-0045-2
Настоящая книга Семена Абрамовича Беляцкина (1874—1944 гг.), была издана в 1913 году в Санкт-Петербурге. В ней обосновывается необходимость закрепления в российском гражданском законодательстве и при-, менения на практике нормы о возмещении морального вреда, исследуются исторические вопросы возникновения и развития института возмещения морального вреда, понятие морального вреда, способы его компенсации, критерии определения размера компенсации морального вреда, вопросы судебного усмотрения, анализируется судебная практика того времени, зарубежное законодательство, ведется яркая полемика с противниками возмещения морального вреда.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, научных и практических работников юстиции.
УДК 347 ББК 67.99.(2Рос)Зя73
ISBN 5-9584-0045-2 |
© Вст. статья. ЕА. Борисовой. 2005 © ОАО «Издательский Дом "Городец"», 2005 |
С. А. БЕЛЯЦКИН ВОЗМЕЩЕНИЕ МОРАЛЬНОГО [неимущественного) ВРЕДА |
С. —Петербургъ
Издание Юридического склада "Право" 1913 г.
Возмещение морального (неимущественного) вреда'
I.
Полвека тому назад немецкий юрист Lehman, исследуя вопрос о возмещении нематериального вреда, с горьким чувством заметил: "Едва студент переступает порог университета, уже с самого начала он воспринимает, словно истину, положение, что только имущественный ущерб возместим, всякий не экономический, моральный вред не подлежит возмещению. Он может открыть любой курс: везде он прочтет то же самое". К этим словам известного борца за идею возмещения морального вреда можно прибавить, что в то время не только в университетах, но и в судебной практике господствовало твердое убеждение, что вознаграждению подлежит исключительно ущерб, нанесенный имущественной сфере. Какие бы нравственные муки ни причинены были потерпевшему, последний лишен был возможности предъявлять за это требование, коль скоро не затронуто его экономическое благосостояние (и коль скоро он не вправе был домогаться присуждения денежной суммы, установленной специально, как вознаграждение за физическую боль — Schmerzensgeld). Делинквент2 мог сказать потерпевшему: своим поступком я нарушил твой покой, быть может навсегда, я заставил тебя проводить бессонные ночи, исковеркал всю твою индивидуальную личность, но раз в твоем имуществе нет от этого минуса, мы с тобой перед лицом гражданского права в расчете. Твои нравственные страдания не стоят ничего: такова воля закона и права. — Прошло время, и положение вещей резко изменилось. Господствующим стало противоположное учение:
Доклад, читанный в Спб. юридическом обществе 24 ноября 1910 г.
(с незначительными изменениями).
От лат. Delinquens (Delinquentis) — правонарушитель (ред.).
моральный вред с точки зрения гражданского права достоин не меньшего внимания, чем имущественный ущерб. Судьи присуждают за моральный ущерб денежный эквивалент. В таком присуждении не только не видят ничего противоправного, но число сторонников денежного вознаграждения за ущерб в идеальных условиях растет с каждым днем. Уже тот факт, что германское гражданское уложение, несмотря на протесты представителей старой рутины и морального ханжества должно было открыть доступ, правда не совсем широкий праву возмещения неимущественного вреда, — свидетельствует о крупном движении вперед, какое получило это начало в правовом сознании Европы. Введение в проект германского гражданского уложения, а затем и в самое уложение постановлений о возмещении морального вреда имело громадное влияние на дальнейшее развитие учения об этом институте. Но со своей стороны эти постановления явились результатом окрепшей доктрины, которая давно и настойчиво предлагала германскому закону усвоить справедливое начало, уже принятое во многих европейских странах, — "установить награды за слезы, муки и бессонные ночи". В настоящее время возмещение морального вреда делается общим явлением, входит в кровь и плоть юридической практики повсеместно. Немного осталось противников этого института среди ученых юристов, между противниками немного осталось таких, которые принципиально выступали бы против начала возмещения морального вреда quand meme, а не отрицали бы его только с точки зрения того или иного действующего законодательства, заявляя себя в то же время сторонниками института de lege ferenda. Так, австрийский юрист Unger, прийдя к выводу, что — за исключением случаев Schmerzensgeld'a, австрийское законодательство возмещает только имущественный ущерб, в то же время счел нужным заметить:
"Другой вопрос, насколько основательно такое, французскому и английскому праву чуждое и в римском праве не всегда выдерживавшееся, ограничение возмещения вреда только случаями денежного ущерба. Должны ли подлежать гражданской защите не экономические блага жизни, сами по себе, независимо от какой-либо связи с имуществом? Необходимо ли вознаградить за вред как материальный, так и идеальный, как денежный, так и моральный, за боль как физическую, так и душевную? Не следует ли с
имущественным интересом сравнять все другие не экономические интересы путем установления компенсации деньгами?" На все эти вопросы, встречающие в самых широких кругах утвердительные ответы, Unger без колебания отвечает также утвердительно: "Каждая реформа права возмещения вреда и убытков должна исходить из этого кардинального пункта", — заявляет Unger1. Но не выдержала критики жизни и эта точка зрения, ставящая возмещение морального вреда в исключительную зависимость от разрешительной буквы закона. Стоило только вообще признать идеальные блага достойными гражданской защиты, и в положительном праве нетрудно было найти опору для этой защиты при отсутствии даже в законе прямых указаний и точной регламентации. Наличные постановления закона о возмещении "вреда" оказались настолько эластичными, что в них возможно было влить даваемое жизнью новое содержание. Мы видим в этом отношении прогресс во многих странах Европы. В частности, в Австрии моральный вред возмещается в действительности наряду с имущественным ущербом. Старая статья о "вреде" (Schaden), заключающаяся в кодексе 1811 года, сумела приютить, как добрая мать, не только случаи убытков в имуществе, но считавшийся раньше незаконным детищем так называемый имматериальный вред, несмотря на то, что именно в австрийском уложении, с его крайне казуистической регламентацией возмещения вреда, встретилось для этого больше всего затруднений, с которыми пришлось бороться практике. Только в тех законодательствах, которые содержат прямой запрет судье принимать в соображение неимущественный ущерб, продолжает торжествовать древнее начало, по которому моральному вреду nulla est aestimatio. Таков, например, свод законов прибалтийских, принявший точку зрения римского права, как она усвоена была в данном случае прежними интерпретаторами: "Вредом признается всякий ущерб, подлежащий имущественной оценке"2. Начинает пробивать себе дорогу принцип
' Yide Lehman, "Die Schutzlosigkeit der immate riellen LebensgQter beim Schadenersatz", 1884, S. 43. В таком же смысле, как Unger и Randa, "Die Schadensersatzpflicht nach osterreichischem Rechte", 1907, S. 147. Ст. 3435 Свод. зак. прибалт.
возмещения морального вреда и у нас в России, приобретая сторонников среди юристов-теоретиков и особенно практиков. Симптомы проникновения в судебную практику этого принципа, хотя и весьма робкие, проявляются в отдельных решениях судебных мест. Возвышение индивидуальной личности, все растущая многосложность отношений, утверждение в гражданском обороте таких институтов, как право изобретателя, авторское право etc., запечатленных нередко чисто личными чертами, — все это и многое другое не могло в данном случае остаться без влияния. Жизнь взывает к установлению такого правового начала, путем которого одинаковую реальную защиту с имущественными благами и притом не только в уголовном, но и в гражданском порядке, получали бы блага не менее дорогие — идеальные, признаваемые правом, но мало огражденные от посягательств. Кто внимательно следит за нашей судебной практикой, мог убедиться, что возмещение морального вреда вырастает у нас в крупный вопрос гражданского права. Значение вопроса усугубляется, если принять во внимание близость реформы нашего обязательственного права, а в том числе законов о возмещении вреда. Проблема возмещения морального вреда касается предмета большой важности, которому суждено в будущем играть видную роль. Выяс--нение и правильное разрешение этой проблемы связаны с существеннейшими интересами нашего правосудия и права.
II. ^
Как известно, под моральным вредом, подлежащим возмещению, разумеют страдания и лишения физические и нравственные, причиненные потерпевшему неправомерной деятельностью делинквента. Всякая неправомерная деятельность может заключаться в нападении на блага имущественные или блага личные. Но с точки зрения возмещения вреда важно не благо, на которое совершено нападение, а результат нападения, насколько он отразился на имущественной или моральной сфере пострадавшего. Посягательство на личное благо влечет за собой нередко чисто имущественный ущерб: нарушение целости органа человеческого тела приводит к потере трудоспособности и заработка, т. е. к имущественным убыткам, публичное оскорбление чести подрывает кредит оскорбленного. Все это посредственный
имущественный вред, отличающийся от имущественного вреда непосредственного тем, что в первом случае неправомерная деятельность имеет прямым объектом не экономическое благосостояние страдающего лица, а его личный и идеальный мир, убытки же являются косвенным результатом этой деятельности. Моральный вред не заключает в себе никакого имущественного элемента, являясь страданием или чисто физическим или чисто нравственным. Кто-либо терпит обиду без всякого оттенка экономической убыли, подвергается лишению органа тела, не отражающемуся на трудоспособности. Причинено обезображение лица женщины, не собиравшейся выходить замуж. Моральный вред может явиться результатом посягательства не только на идеальные, но и на имущественные блага в том случае, когда уничтоженное или поврежденное имущество имеет для потерпевшего особое значение, особую субъективную ценность (вещь, с которой связано дорогое воспоминание, — портрет умершего родственника, семейные бумаги — Af-fectionssachen).
Если под возмещением вреда понимать исключительно приведение нарушенного блага в то состояние, в котором оно находилось до нарушения (реституцию), то, строго говоря, моральный вред невозместим. Присуждение денежного эквивалента, способное устранить имущественный ущерб, не в состоянии погасить вред моральный. Орган человеческого тела, — отрубленный, душевное спокойствие — отнятое, не покупаются и не продаются. Но невозможность реституировать для потерпевшего, уничтожить для него причиненный моральный вред еще не означает, что немыслимо возмещение в ином смысле, немыслимо такое удовлетворение, которое могло бы и с точки зрения субъективной потерпевшего и с точки зрения объективной считаться более или менее достаточным возмездием за причиненные страдания. Служащие общим критерием и мерилом ценностей и прав деньги должны и в данном случае явиться средством удовлетворения потерпевшего. Если денежное вознаграждение не будет здесь реституцией, то оно будет, по крайней мере, компенсацией. "Лицо, оскорбленное в своих чувствах, в своей репутации, имеет право добиваться приватной компенсации за свои страдания, — замечает Sourdat, — таковую ему дают в деньгах за отсутствием лучшей меры (on..., lul donne en argent faute
de pouvoir faire mieux"1. Но денежное вознаграждение является не только тем крайним средством, о котором говорит Sourdat: оно может считаться в некотором роде даже естественным последствием совершившегося нарушения. За деньги приобретаются блага, служащие к удовлетворению потребностей физических и духовных. Причинив ущерб моральной сфере данного лица, отняв у него одно из духовных благ, делинквент должен быть готов, что с него потребуют доставления потерпевшему того, чем духовные блага могут быть приобретены, т. е. уплаты денежной суммы. При этом совершенно нет надобности в полном внешнем равновесии между затронутым моральным благом и денежным эквивалентом. Нет необходимости, чтобы чашки весов, на которые положены "презренный металл", с одной стороны, и "моральный вред" — с другой, взаимно уравновешивались, как весы благонравного торговца. Когда дело касается возмещения вреда в предметах, имеющих рыночную ценность, достижимо идеальное равновесие, но вознаграждение за предметы домашней обстановки, особенно старинные, за сорванные и потоптанные цветы в саду или срытый и увезенный чернозем заключает в себе элементы не столько реституции, сколько компенсации. Здесь судья, не желающий ограничиться одной формальной оценкой поврежденных предметов, руководствуется не только материальным, но и имматериальным вредом, определяя вознаграждение за то и другое. В случаях причинения одного морального вреда речь может идти исключительно о компенсации.
За моральный вред суд определяет особое денежное вознаграждение по свободному усмотрению, основанному на соображении индивидуальных обстоятельств каждого дела.
В таком виде усваивается идея возмещения морального вреда современными законодательствами и судебной практикой культурных стран. Идея возмещения морального вреда предполагает известное развитие правового чувства и среду, в которой личность и личные права пользуются достаточным уважением. Там, где право отказалось от узкого взгляда гражданской защиты исключительно имуществен-
Sourdat, Traite general de la responsabilite ou de 1'action en dom-mages-interets en dehors des contrats" 1902, t. 1, p. 29.
ных прав, где в гражданском праве видят средоточие интересов не материальных по преимуществу, а материальных и духовных в равной мере, там принцип вознаграждения за нематериальный вред получил самое широкое распространение. Знакомство с иностранными законодательствами и особенно с иностранными судебными решениями может убедить в том, что возмещение морального вреда является признанным институтом в большинстве культурных стран. Такое явление объясняется не какими-либо исключительными причинами или своеобразными особенностями этих стран, а получающим универсальное значение общегуманным чувством, которое диктует необходимость приватной компенсации со стороны виновного для униженного и оскорбленного.
Страна, раньше всего и больше всего усвоившая принцип возместимости морального вреда, — это, как известно, Англия. Английское право при возмещении вреда не делает никакой разницы между вредом материальным и нематериальным. За всякий вред полагается вознаграждение, если он действительный и серьезный, без различия того, причинен ли этот вред неправомерными деяниями или нарушением договора1. По общему правилу, при присуждении за имущественный ущерб суд не обязан слепо руководствоваться размером причиненного вреда: усматривая недобросовестность нарушителя, суд может возложить на него ответственность не только в количестве причиненного, но и сверх этого количества. Остаток, превышающий действительные убытки, является вознаграждением за моральный вред. В одном случае вознаграждения за обольщение девицы судья, обращаясь к присяжным заседателям, разрешающим в Англии вопрос о размере убытков, указал, что английское право знает своеобразные иски, предъявляемые ради примерного воздействия (for exemple's sake). Хотя экономический ущерб девицы в данном случае может не превосходить 20 шиллингов — пояснил судья, однако жюри имеет право назначить совершенно свободное вознаграждение2.
' Eduard Jenks, "A digest of English civil law", Book II. part III, 1908, p. 315, 316, 326 и след., 369 и след.
При обольщении (Seduction) полагается вознаграждение за нравственные муки "бесчестье", "потерю общества" — for the anxiety,
Возмещение чисто морального вреда — это exemplary damages, присуждаемые, по усмотрению суда, в случаях причинения вреда чести, репутации, здоровью и т. д., когда об имущественных убытках нет и речи. Здесь суд считается с конкретными данными, конкретной справедливостью, средствами сторон и многими другими обстоятельствами. Иного порядка английское право не знало и не знает. "Если бы существовали на этот предмет заранее установленные критерии, обязательные для суда, — замечает английский юрист Маупе, — то лицо, обладающее богатством, вправе было бы при известных условиях сделаться общим мучителем. Оно могло бы подражать тому знатному римлянину, который имел обыкновение ходить вокруг форума и бить по щекам каждого встречного, в то время как раб с кошельком следовал за ним, расплачиваясь за удары по установленной в законе таксе"1. Exemplary damages, представляя собой, с одной стороны, как бы наказание виновного, а с другой — чисто приватную компенсацию для потерпевшего, не являются единственной формой возмещения морального вреда. Английский гений выработал своеобразный вид возмещения, в гражданском обороте играющий громадную роль. Это — так называемые nominal damages, имеющие характер то очень почетный, то чрезвычайно унизительный, в которых также учитываются моменты морального возмещения. Потерпевший может добиваться только признания за ним известного права и лишь попутно требовать какого-либо вознаграждения: суд признает право и присудит с ответчика несколько шиллингов. Эти несколько шиллингов должны свидетельствовать о том, что не только право подтверждено за истцом, но что ответчик признан нарушителем (wrongdoer). Давая порой истцу большое нравственное удовлетворение, nominal damages в иных случаях свидетельствует о презрительном отношении к праву истца, что бывает тогда, когда последнему действительно причинен вред, но морально он его заслужил. Присуждение такого вознаграждения (contemptuous damages) — нередкое явление при взысканиях за превыше
distress, loss of society and comfort suffered by the plaintiff and for the dishonour brought upon him. Fraser, A campendium of the law of torts/ 1908, p. 102. 1 Mayne. "A Treatise on the law of damages". 1909, p. 53.
ние пределов самообороны, и особенно в исках к представителям прессы за нравственный вред и ущерб1. Широко практикуемое свободное судейское усмотрение при определении размера вознаграждения за моральный вред, применяемое, впрочем, одинаково и в случаях обыкновенных убытков — ordinary damages — ни одним законом expressis verbis не предоставлено жюри: сама практика и житейский опыт санкционировали это право2.
Английская система вознаграждения за моральный вред удивляла и удивляет своей житейской гибкостью и глубоким практическим смыслом. Неуклонное стремление судей давать удовлетворение каждому пострадавшему за счет виновного, не упуская ни одного случая, постоянное присуждение денежных сумм с нарушителей чужих личных прав и благ, — не только частных лиц, но и лиц должностных — во многом содействовали в Англии выработке идеала гражданина и служителя государства, укрепляя уважение к чужому праву и чужой личности как в обывателе, так и в носителе власти.
Несколько иное, чем в Англии, направление вопрос о нравственном вреде получил на континенте Европы. В Германии медленное развитие этого института объясняется господством римского права, не успевшего выработать законченной системы возмещения морального вреда. В Германии долго преобладало мнение, что римское право совершенно не считалось с моральным вредом и моральными интересами, а принимало в соображение только вред и интересы, оцениваемые на деньги. "Cicatricium autem aut deform-
' См. Pollock, "The law of torts", 1908, 184-185, также Fischer and Strahan, The law of the press, 1898, p. 228.
Если судья найдет, что жюри при оценке вреда упустило что-либо существенное и размер поэтому не может считаться правильно определенным, то, в силу выработавшейся практики, он может устранить вердикт присяжных и назначить новое рассмотрение дела. Так, в одном деле о нападении жюри определило вознаграждение за моральный вред в 40 шиллингов. Тем не менее и эта небольшая сумма на основании того, что пострадавший своим поведением отчасти сам вызвал нападение, была признана судьей чрезмерной и вердикт отменен. В прежнее время судьи считали за правило не отменять вердикта присяжных, если сумма присужденного вознаграждения не превышает 20 фунтов стерлингов; в настоящее время | это правило больше не действует.
itatis nulla fit aestimatio, quia liberum corpus nullam recipit aestima tionem...1
При ближайшем ознакомлении с источниками взгляд этот оказывается не совсем правильным: классическое право не игнорировало моральных интересов настолько, чтобы совершенно лишить их защиты. Ставя на первый план чисто материальные блага, римское право вместе с тем зорко следило, особенно в последующие эпохи, за теми случаями, когда наносилась телесная или душевная рана римскому гражданину виновным лицом, не оставляя без кары второго и без удовлетворения первого. Можно привести примеры, когда денежное вознаграждение определялось за нравственную порчу детей2, за неправильное привлечение к суду свободного человека в качестве раба3, за оскорбление могил близких лиц и т. д. Эти указания подрывают взгляд на исключительно материалистический характер римского права. Хотя нельзя игнорировать значения цитированных мест источников, касающихся неоценимое™ материальных благ, но при наличности других мест, прямо противоположных по содержанию, первые получают ограничительный смысл правил, не идущих далее того предмета, которого они специально касаются, и не имеющих общего характера. В Риме первоначально при применении lex Aquilia принимали во внимание вред, причиненный вещи, даже случайной: мало-по-малу, однако, центр тяжести переносился с вещи на личность; возмещалось damnum iniuria datum, учитывалась степень вины делинквента и субъективной заинтересованности потерпевшего в погибшей или испорченной вещи. Первоначально за обиду и членовредительство суд мог назначить только строго определенное вознаграждение, установленное еще ХП таблицами, — за сломанную кость раба 150 ассов, свободного человека 300 ассов, за оскорбление чести 25 ассов и т. д. Впоследствии путем преторского применения actio iniuriarum aesti-
' D 9. 3, de his qui effuderint vel deiecerint, 7. Utilis competit officio judicis aestimanda, quoniam interest -nostra (моральный интерес) animum liberorum nostrorum non corrumpi. D, XI. 3, de servo corrupto, 14.
3 Lehman, cit. S. 7.
matoria охрану получили самые деликатные идеальные блага. Этим иском преторского права оскорбленный имел возможность требовать денежной суммы в удовлетворение за обиду (iniuria), под которой разумели всякое умышленное посягательство против личности и личных прав, вплоть до вторжения в чужое жилище1, причем судья был совершенно свободен в оценке того, насколько требуемая обиженным сумма справедлива (quantum pecuniam bonum aequum videbitur). Максимум устанавливал в обыкновенных случаях истец, а при тяжких обидах претор. Если же потерпевший не в состоянии был прибегнуть ни к услугам actio legis Aquliae, ни к actio iniuriarum, то он мог воспользоваться так называемыми actiones vindictam spirantes, особыми исками, которыми за нарушение чужих прав возлагалась на виновного денежная пеня и целью которых, как объяснил Savigny, представлялся нравственный и публичный интерес2. Указывают, что actiones vindictam spirantes, так же, как и actio iniuriarum, были исками с уголовным оттенком, но в древности строго демаркационная линия между гражданским и уголовным правом вообще не проводилась. Если в данном случае и могла быть речь о "наказа-Ц нии" виновного, то во всяком случае это была poena privata, а не publica: штраф шел целиком в пользу пострадавшего, который таким образом не оставался без удовлетворения. Несомненно, что в римском праве носилась идея возмещения морального вреда, хотя и в неясных очертаниях. Идея эта не успела воплотиться в стройные формы, но она развивалась на всем протяжении истории, и с течением времени, с ростом цивилизации, ей, быть может, суждено было бы стать в центре учения о вреде и убытках... В римском праве Германии (Gemeines Recht) унаследованные начала древнего права по данному вопросу не получили надлежащего развития. Интерпретаторы римского права до последнего времени оставались глухи к общему смыслу источников, крепко держась буквы и исповедуя, как безусловную истину, что под вредом, подлежащим возмещению, следует ра-
' Puchta, Pandecten, 1872. S. 569.
Савиньи. Обязательственное право, 1876 г. стр. 557, Сальковский, Институции, 1911 г., стр. 403.
зуметь только вред экономический, денежный вред. Во главу угла ставились неизменно примитивные изречения источников, вроде того, что "свободное человеческое тело не приемлет оценки, как будто речь идет об объективной оценке для чего-то человеческого тела, а не об оценке общего вреда, связанного с потерей органа человеческого тела для того или иного пострадавшего. Германские ученые совершенно не считались с тем, что приведенное изречение было отголоском старых воззрений на возмещение, как на экономическую реституцию, а в значительной степени, кроме того, могло явиться реакцией против господствовавшей в старину материальной таксировки органов человеческого тела, установленной еще XII таблицами (столько-то за выбитый глаз, отрезанную руку и т. д.). Не беспокоил германских ученых и тот факт, что рядом с их работой над римским текстом народное правосознание в Германии оказывало явное непочтение к источникам, вырабатывая с самых ранних времен такие институты, как Schmerzensgeld, т. е. денежное вознаграждение за боль, за страдания "свободного тела"1.
Если теперь задать себе вопрос, почему составители нового германского уложения не отнеслись с должным вниманием к идее возмещения нематериального вреда, то ответ будет только один: этому мешала старая традиция римского права. Хотя составители BGB ввели несколько статей, посвященных возмещению не экономического вреда, но сделали это как бы против воли, через силу, словно пришлось принести дань какому-то модному учению, дать место чуждому и, быть может, инородному элементу в системе родных строго взвешенных и испытанных правовых начал. Полному изгнанию из кодекса "морального вреда" мешали весьма
Schmerzensgeld упоминается еще в Каролине. Размер Schmerzensgeld определялся каждый раз судьей в зависимости от степени причиненной боли. Schmerzensgeld был иском о возмещении (Ersatzk-lage), но без всякого оттенка вознаграждения за имущественный ущерб. Допускалось, однако, одновременное взыскание Schmerzensgeld и убытков, tobbe. Handbuch des Deutschen Privatrechte, 1898, s. 527. По прусскому Landrecht'y Schmerzensgeld присуждалось только лицам низших классов. Этого ограничения не знали другие государства Германии.
серьезные обстоятельства. Прежде всего необходимо было считаться с тем, что постановления о вознаграждении за увечье и физическую боль — Schmerzensgeld — сделались достоянием сепаратных законодательств, как саксонское гражданское уложение1, Виртембергский закон 5 сентября 1839 г., баденский закон 6 марта 1845 г. и др. Постановления эти пустили глубокие корни в народной жизни: их нельзя было вырвать. В кодексе общеимперского законодательства, а именно в германском уголовном уложении 1871 г. имелось правило, что во всех случаях телесного повреждения, помимо налагаемых на виновного наказаний, может быть присуждено с него в пользу потерпевшего особое вознаграждение — Busse — до 6 тысяч марок2. Если такие полномочия предоставляются уголовному судье (назначение предельного размера Busse до б тыс. марок давало достаточный простор судейскому усмотрению), то почему их должен был быть Лишен гражданский судья? Далее: раз вознаграждение выдается за физическую боль, рождается естественный вопрос, справедливо ли отказывать в этом потерпевшему боль душевную или иные муки. Почему выделять страдания физические и оставлять в тени прочие страдания? Что присуждение денежного вознаграждения за неденежный вред само по себе ничего предосудительного, антиморального не заключает, об этом свидетельствовали ежедневные примеры судебной практики других стран. В соседней Швейцарии обязанность возмещать моральный вред включена была в самый закон3. Фактически и германские суды,
§ 1490: когда телесное повреждение имеет последствием изуродова-ние или увечье, то и по поводу сего должно последовать возмещение вреда, по усмотрению суда. 2 Strafgesetzbuch, § 231.
Ст. 54 союзного об обязательствах 14 июня 1891 г.: "В случае телесного повреждения или смерти суд вправе, ввиду особых обстоятельств, а именно в случае злого умысла или грубой неосторожности, присудить потерпевшему или его семье соответственную денежную сумму, независимо от возмещения доказанных убытков. Следующая 55-я статья говорила о праве суда присуждать соответственное денежное вознаграждение "хотя бы пострадавший и не доказал ни какого имущественного ущерба", если вред причинен "другими недозволенными действиями" личной сфере (personlichen Verhal-tnissen) потерпевшего.
еще до введения гражданского уложения, не оставляли без удовлетворения моральный вред. Это делалось то под видом присуждения Schmerzensgeld, то под видом возмещения имущественных убытков, когда речь шла, напр., о вреде, не поддающемся точному экономическому учету (обезображе-ние женщины, злоупотребление именем), и практиковалось особенно часто после издания устава гражданского процесса, предоставившего судье право решать "по свободному убеждению" wie hoch sich der Schaden oder ein zu ersetzendes Interesse belaufe1. Начало возмещения морального вреда просачивалось через все поры действующих норм гражданского права, и редакторам германского гражданского уложения так или иначе пришлось считаться с этим явлением, чтобы не отстать совершенно от жизни. В пользу введения института возмещения морального вреда раздавались в Германии самые авторитетные голоса. Этого требовали между прочим Ihering, Seitz, Kohler, Lehman. Наше время — говорили представители этого течения, обращаясь к составителям проекта — предписывает присуждение эквивалента в деньгах также за неимущественный, моральный вред. "Мысль о том, чтобы возмещение идеального вреда стало предметом обязательственного требования, раз брошенная в умы, будет работать и работать и не успокоится, пока и в Германии не найдет своего выражения в законе. Почтенные юристы, занятые составлением нового уложения для Германии, должны помнить, что нельзя будет создать надлежащего правопорядка, если закон будет чутко реагировать и прибегать на помощь своими исками, когда по небрежности разбит старый горшок, а при тягчайших нарушениях идеальных благ останется холодным и бесчувственным"2.
При изготовлении первого проекта было внесено предложение, чтобы вознаграждение за нематериальный вред выдавалось в случаях увечья, повреждения здоровья, лишения свободы, а также оскорбления чести. Но последняя часть предложения оказалась отвергнутой на том основа-
Zivilprozessordung fur das Deutsche Reich, § 287. Lehman. ibid, S. 44.
нии, что восстановления оскорбленной чести легче достигнуть не денежным вознаграждением, а испрошением прощения и судебным "признанием" чести оскорбленного. Обиженному должно предоставить, неискренно заявили редакторы, einenklagbaren Anspruch auf eine Ehrener-klarung, einen Widerruf oder eine Abbitte1, т. е. то, что на самом деле не существует и не могло быть помещено ни в гражданском уложении, ни в другом кодексе. В настоящее время § 847 уложения гласит: «В случае телесного повреждения или расстройства здоровья, а также в случае лишения свободы потерпевший может потребовать справедливого вознаграждения за вред, который не составляет имущественного ущерба... (Второй абзац статьи предоставляет "равное притязание" женщины, по отношению к которой совершены преступление или проступок против нравственности или которую принудили против воли к внебрачному совокуплению). Ответственность по ст. 847 выходит за пределы старого Schmerzensgeld'a: последнее составляло вознаграждение за "боль", между тем как BGB определяет вознаграждение за имматериальный "вред" вообще. Кроме того, наряду с телесными повреждениями и расстройством здоровья поставлено лишение свободы (и специальный вид посягательства на женскую честь). Но BGB совершенно игнорирует другие случаи морального вреда. Потерпевший обезображение лица может по германскому гражданскому уложению требовать возмещения морального вреда, но этого не может делать тот, чья погублена репутация. Дается вознаграждение за "нравственные страдания" лишенному свободы, но никакого удовлетворения, кроме возмещения имущественных убытков, не получает тот, которого лишили (неправомерно) близкого человека. Дабы ни у кого не могло возникнуть сомнения на счет того, что приведенное в ст. 847 перечисление является исчерпывающим, в германское гражданское уложение была введена статья (253), установившая, как общее правило, что за вред, не представляющий имущественного ущерба, может быть потребовано
Protokolle der Kommission far die zweite Lesung des Entwurfes des Burgerlichen Gesetzbuchs. Bd. 2, S. 641.
вознаграждение в деньгах только тогда, когда это законом особо предусмотрено1. Можно было бы объяснить тенденцию германского уложения сузить ответственность за нематериальный вред какой-либо особой осторожностью составителей, опасением перед расширением полномочий суда и пр., если бы в данном случае не била в глаза другая причина, действовавшая более механически. Причина эта и заключается в раболепии германских романистов перед старой традицией, крепко усвоенной обще-германским правом, как завет римского права, о невозместимости неимущественного вреда. Этого не следует забывать при обсуждении правил о моральном вреде не только в германском гражданском уложении, но и в других законодательных трудах, шествующих в данном вопросе за германским BGB2.
1 Эти случаи суть те, которые названы в ст. 847 "Неимущественный интерес" может быть, кроме того, принят во внимание судом при ходатайствах о понижении договорной неустойки (ст. 343). Неудовлетворительность и недостаточность постановлений BGB о нематериальном вреде признаются комментаторами. Kohler (Burgerliches-Recht in Holtzendorff's Encyklopadie des Rechtswissenschaft, Bd. I, S. 652) усматривает "большой недостаток" кодекса в принципиальном недоверии к институту возмещения нравственного вреда (Ersatz fur seelischen Schaden). Crome (System des Deutschen Burgerlichen Rechts,2 Bd., 1902. S. 21) находит взгляд о несоизмеримости идеальных благ и денег ошибочным и опровергнутым в самом уложении.
2 Таков выработанный в России проект гражданского уложения, в котором денежная сумма за "нравственный вред" от неправомерных деяний определяется приблизительно в тех же случаях, что и в BGB (со включением случаев нанесения оскорбления. Об этом особо — ниже). Разбирая проект германского уложения, проф. Gierke обрушился на составителей целым градом упреков за то, что они исключили обязанность вознаграждать за моральный вред при нарушении договоров. "Если кто-либо бросит в огонь данные мной ему на сохранение не имеющие сами по себе цены семейные картины или ящики с рукописями и реликвиями, доставшимися мне от родителей, то я не имею иска о вреде, — указывал Gierke. — Мотивы уложения утешают, что можно для обеспечения неимущественного интереса установить в данном случае неустойку. Но это только новый аргумент, что BGB рассчитан на тертых людей, опытных в деловом обороте". (Gierke der Entwurf eines Burgerlichen Gesetzbuches fur das Deutsche Reich, 1889, S. 198). Русский проект под несомненным влиянием Gierke, на которого сделаны кое-где ссылки в мотивах, санкционировал вознаграждение за нравственный вред, причиненный неисполнением взятого на себя обязательства (ст. 117 изд. 1905 г.). Таким образом за картины, отданные на сохранение и сгоревшие по вине хранителя, можно по русскому проекту взыскивать особое
От подчинения римскому праву легче, чем Германия, освободились романские страны. Романский судья, живой, энергичный и отзывчивый, чуждающийся в применении правовых норм мертвой формалистики, доступный голосу жизни и окружающей обстановки, способствовал широкому проведению в жизнь идеи вознаграждения и возмещения серьезного нравственного вреда. Не находя в римском праве достаточно сильного подкрепления тому положению, что всякий вред, причиненный невинному, не должен оставаться без воздействия и удовлетворения, даваемого не только в пользу государства, как абстрактной величины, но и непосредственно в пользу потерпевшего, романский судья порвал в этом отношении связь с классическим правом и пошел по самостоятельному пути. Еще задолго до великой революции во Франции встречаются судебные решения, определяющие потерпевшему денежное вознаграждение за prejudice moral. Революция с ее учением о достоинстве личности, об уважении к чужой индивидуальности могла только способствовать укреплению в сознании народа мысли о необходимости удовлетворения, как публичного, так и частного, за вторжение в сферу личных прав потерпевшего. Хотя в Code civil, явившийся одним из последствий революции, не попало прямое постановление о моральном вреде, но статья Code'a, по которой всякое деяние, причиняющее другому вред, обязывает того, по чьей вине вред произошел, к удовлетворению1, была истолкована судами в смысле возмещения вреда экономического и неэкономического. Если бы французский судья задался вопросом, почему под понятием "вред" следует разуметь только вред
возмещение нравственного вреда, так как деяние хранителя подходит под понятие нарушения договора. Но если бы эти предметы сожгло лицо, с которым владелец в договорных отношениях не состоит, то вознаграждение с него присудить нельзя было бы, как не присуждается такое вознаграждение и по BGB. Такая постановка вопроса о моральном вреде в русском проекте, хотя и раздвинувшем рамки по сравнению с BGB, но все еще не решившемся сойти окончательно с казуистической точки зрения, объясняется невольным тяготением к правилам BGB, имеющим чисто переходный характер, недостатком твердой принципиальной точки зрения, как в самом германском гражданском уложении, так и в кодексах к нему примыкающих в данном предмете.
Code civil § 1382: Tout faft quelconque de I'homme qui cause a autrui un dommage oblige celui par la faute duquel il est arrive Ie reparer.
имущественный, он ни в своей совести, ни в народном правосознании не нашел бы на это удовлетворительного ответа. Только традиция, усвоенная и поддержанная исторической школой права, подсказала бы ему, что так предписывает верховный авторитет классической юриспруденции, так будто бы велело римское право. Слишком слаб был, однако, старый авторитет в сравнении с развернувшимися перед глазами судьи условиями новой жизни, новыми проблемами и новыми понятиями о праве и человеческом благе. Французские суды так широко понимают защиту личных благ, что даже муж, оскорбленный неверностью жены, может претендовать на получение вознаграждения с соблазнителя, хотя на практике такого рода претензии вызывают весьма нередко сомнение в искренности и серьезности вреда. Муж имеет иск и против лица, признанного виновным в поддерживании с женой компрометирующих отношений, в особенности, если будет доказано, что такое поведение причинило нравственный вред не только мужу, но и всей семье1. Обычные случаи возмещения нравственного вреда — это оскорбление и клевета в устной форме, на письме и в печати, умаление женской чести, неправомерное пользование чужим именем и псевдонимом, литературным и театральным, злоупотребление чужой фамилией при выборах, незаконное лишение свободы и даже избирательных прав, вторжение в чужое жилище, нападение, причинение вреда здоровью и т. д. и т. п. За смерть родных могут искать возмещения морального вреда родители, дети,братья и сестры. Нет надобности, чтобы они были наследниками в имуществе: достаточно доказать наличность действительного вреда, d'un prejudice moral ac-tuel et certain2. Нравственный вред служит часто основанием к выступлению потерпевших в качестве гражданских истцов в уголовных делах. Были случаи, когда гражданскими истцами суд допускал лиц, на которых ранее падало подозрение в том преступлении, в котором обвиняется подсудимый, причем суд исходил из того, что своими стара-
Sirey, Les Codes annotes, Code Civil, t. 2, 1901, p. 607. Sirey, ibid, p. 645. О взысканиях за увечья и другие несчастные случаи на железных дорогах см. Planiol, Traite elementaire de droit civil, 1907, t. 2. p. 280. -
ниями перенести преступное деяние на истца подсудимый причинил ему моральный вред1.
Еще более, чем во Франции, принцип возмещения морального вреда усвоен в близкой ей по правовым воззрениям Италии. При частых личных столкновениях итальянцев между собой дуэль в народной среде бывает иногда средством, предотвращающим простое убийство и другие преступления. Между тем присуждение обидчика к возмещению морального вреда нередко предупреждает в Италии не только преступления на почве раздражения, но и самую дуэль. В Италии мы находим горячих стронников вознаграждения за моральный вред, хотя здесь же выступают и наиболее даровитые противники этого института, как проф. Gabba и др. Вот несколько примеров вознаграждения морального вреда из итальянской практики последнего времени. Неаполитанский кассационный суд (реш. 13 июля 1896 г.) признал законным возмещение морального вреда, причиненного семье лишением ее руководительства отца семейства (il nocumento che in una famiglia arreca la man-canza della direzione del padre). Генуэзский суд 10 мая 1898 г. присудил 1400 лир пассажиру, который в сорвавшемся вагоне электрического трамвая подвергся "опасному путешествию". Учителю, несправедливо отказанному от места и оклеветанному, было присуждено 15000 лир danni morali. 8 мая 1909 г. флорентийский апелляционный суд присудил денежное вознаграждение мужу с лица, находившегося с его покойной женой в незаконной связи, обнаруженной при чтении мужем оставшейся после покойной ее переписки. "В Италии, — говорится в этом последнем решении, — юриспруденция постоянно высказывается за возмещение морального вреда, и ежедневный опыт представляет нам случаи денежного вознаграждения при диффамации, развращении малолетних, прелюбодеянии... Деяние, затрагивающее чужую честь, не только ухудшает положение обиженного, не только способствует этим путем прямому уменьшению его экономического благосостояния, но и оскорбляет притязание, которое вправе иметь каждый гражданин на сохранение для себя тех удовольствий высшего порядка, которые делают жизнь приятной и счастливой, каковы покой, безмятежность души, домашний и семей-
' Laurent, Principes de droit civil, vol. XX. p. 418.
ный мир1". При присуждении вознаграждения за нравственный вред итальянские суды не ставят во главу угла исследование внутренних мотивов, побуждающих истца требовать оценки на деньги своей чести. "Не может и не должен судья перестраивать психологию тяжущихся, — поучает приведенное решение флорентийского апелляционного суда, — он должен считаться только с важным интересом, и где таковой есть, признавать право. Кассационный суд в Палермо признает за женщиной, хотя и взрослой, соблазненной мужчиной, путем обещания жениться или без такового обещания, право на иск о возмещении вреда, несмотря на ненаказуемость такого деяния по уголовному закону, так как подобная женщина не только терпит материальный урон, но "теряет честь и будущность" (реш. 1-го апреля 1909 года). Не взирая на сильное противодействие, нередко оказываемое распространению учения о моральном вреде частью юридической литературы и невольно находящее отражение в некоторых судебных решениях, в общем институт обретает здесь для себя благоприятную почву. Разумное, внимательное и даже, можно сказать, любовное отношение к нему со стороны большинства итальянских судов обеспечивает ему полезную роль и целесообразное развитие2.
Не foro Italiano, 1909 г. 1208. При тех же приблизительно условиях другому потерпевшему было присуждено 10000 лир, ex aequo et bono, как выражается решение — per danui tutti materiali e morali (corte di cassazione di Torino, Udienza, 22 gennaio 1909, Foro Ital., 1909, p. 724).
Современная доктрина возмещения морального вреда ведет начало во Франции от Pothier, в Италии от Gioia. Pothier (Traite des obligations, v. II, p. 108) определяют деликт и квази-деликт, как деяния, которые при наличности известных условий причиняют вред (в самом широком смысле) другому — quelque tort a un autre. Взгляд Pothier на вред и возмещение ближе подходит к учению английских юристов, чем к римскому праву. Toullier (Le droit civil franyais. v. I, 1832, § 121) наряду с нарушением имущественных прав ставит посягательство на личность и личные права, причем указывает, что против всех посягательств установлена защита гражданская (reparation) и уголовная. Zachariae упоминает о вознаграждении за tort moral. Melchiore Gioia с блестящим красноречием, имевших сильное влияние на умы, доказывал необходимость денежного вознаграждения, по правилам справедливости, за угрозы лишить жизни, эа страдания, причиненные тяжким оскорблением, за обольщение, незаконные аресты и пр. Учение Gioia (не — юрист) изложено у Console, Trattato sul risarcimento del danno, 1908, p. 222 e seg.
III.
При отсутствии в русских действующих законах принципиального разрешения весьма многих институтов гражданского права не приходится удивляться, что ни в Х т. 1ч., ни в других томах мы не находим прямого ответа на вопрос о возмещении морального вреда. Нет правила, которое предоставляло бы суду взыскивать денежное вознаграждение за не материальный вред. Но мы не находим также ни одного постановления, которое воспрещало бы это категорически, наподобие того, как это делает свод законов прибалтийских. Наш закон молчит, и все сводится к тому, как следовало и следует в нынешних условиях относиться к этому молчанию. Современная русская жизнь ушла далеко вперед, гражданское право выступило из рамок чего-то исключительно материального, изменилось и расширилось правовое представление об интересе и вреде, подвинулось до уровня понятий о благах не только хозяйственных, но и не вещественных.
Но следует заметить, что и прошлое России не дает основания думать, будто частные лица могли домогаться в судах возмещения одного лишь имущественного вреда. Убийство, увечье, обиды с давних пор давали потерпевшему право искать в свою пользу денежное вознаграждение с делин-квента за чисто идеальный вред. В самые ранние эпохи
Дальнейшее развитие докторины — Laiirent. XX, § 395, Hue, Com-mentaire theorique et pratique du Code civil, 1895, p. 547, Sourdat, v. I, p. 29 и след., Minozzi, Studio sul danno non patrimoniale, 1908, Cesareo Console, cit., del danno morale, p. 220-286.
Лишь недавно автору удалось раздобыть небезизвестное сочинение Dorville'a, De 1'interet moral dans les obligations, 1901, библиографическую редкость, не имеющуюся даже в библиотеках европейских столиц. Рассмотрев состояние вопроса на почве западных законодательств, Dorville приходит к выводу о неизбежности и целесообразности денежного вознаграждения за моральный вред, "Cet interet moral, comment le proteger? спрашивает Dorville: Par des raparations morales?" Но принципы индивидуальной свободы и достоинство человеческой личности абсолютно противятся тому, чтобы суды предоставляли возмещение en nature, reparations d' honneur, вне случаев, прямо предусмотренных законом. Restent les reparations pecuniaires — заключает Dorville. Относительно безэкви-валетности нематериальных благ Dorville замечает: Mats que de cette non equivalence il faille conclure ala non reparation de prejudices moraux. c'est que nous ne pouvons admettre. И далее: "Les valeurs morales n'ont point d' equivalent, memo moral. II n'y a point d'etalon, meme moral, pour les valeurs morales (Dorville, p. 51, 9 etc.).
государство поощряет получение с нарушителя такого вознаграждения, мало-помалу вытесняющего обычай личной расправы с ним со стороны потерпевшего или родственников. При имущественных нарушениях, как воровство, незаконное пользование чужой собственностью, полагалось, кроме возмещения имущественного ущерба, особое денежное вознаграждение "за обиду". Обида понималась в древности в самом широком значении, не только как нарушение личных прав, но и как грубое вторжение в чужую имущественную сферу, т. е. в том же смысле, в каком она понималась в древнем Риме (iniuria) и отчасти в английском обычном праве. С течением времени, когда начала усиливаться центральная государственная власть, государство стремилось к тому, чтобы взять в свои руки защиту чести своих граждан и создавало уголовные наказания для оскорбителей. Предоставляя частную компенсацию за имущественный вред потерпевшему, за всякий иной вред, государство требовало удовлетворения само сначала в лице князя, взыскивавшего за обиды денежное вознаграждение в свою пользу, а потом в лице государственной верховной власти, налагавшей на обидчика разные уголовные кары. Однако и здесь давала себя чувствовать живущая в народе идея частного вознаграждения. В судебниках царей Иоанна III и Иоанна IV содержится целый ряд постановлений о взыскании "бесчестья", т. е. денежной суммы в пользу обиженного, причем размер бесчестья зависит от общественного положения пострадавшего и пола. Во внимание принимались служебный ранг, доходы от кормленья: государство применяло при оценке причиненного нравственного вреда свой собственный масштаб, руководствуясь местом обиженного на государственной лестнице. Тот же взгляд проводится в уложении царя Алексея Михайловича 1649 г., в котором регламентируется точным образом, сколько полагается за "бесчестье" людям разного звания, городским и сельским обитателям, служилым и духовным лицам1. Уложение, как и прежние законодательные акты, вознаграждает потер-
Ложно обвинявший другого в незаконном происхождении подвергается взысканию бесчестья "вдвое". Кто на кого пустит собаку "нарочным делом и та его собака того, на кого ее пустили, изъест или платье издерет... и на нем велети истцу доправить бесчестье и увечье и убытки вдвое". Уложение, гл. X., ст. 28, 281 см. также гл. XXII, ст.10,11 и др.
певшего за счет виновного по известным фиксированными критериям, — "против окладов, что кому государева жалованья", — а когда критерия нет, прямо указывает сумму бесчестья. Нельзя предоставить судье каждый раз решать самому о размере бесчестья по индивидуальным обстоятельствам дела: он должен иметь, по мысли прежнего законодателя, таблицы и таксы. Пусть эти таблицы и таксы произвольны, но они устанавливают известный внешний порядок, внешнюю градацию. Иных средств для определения вознаграждения у законодателя не имеется, а дать место какому бы то ни было усмотрению судьи нет возможности, ибо судья только механический исполнитель велений законодателя. Не следует забывать, что и при возмещении имущественного ущерба законодатель той эпохи часто предписывает руководствоваться таксами, не давая судье права конкретизировать размер ущерба1. В постановлениях уложения, как и в других более ранних памятниках, красной нитью проходит забота законодателя об ограждении личных прав и благ и о компенсации. При полном смешении начал уголовных и гражданских непоколебимым оставалось следующее положение: за исключением редких случаев, обыкновенно случаев тягчайших преступлений, когда государство, усматривая нарушение государственных и общественных основ, требует от виновного удовлетворения в форме тяжкой уголовной кары, во всех других случаях удовлетворение за нарушение личных прав, за "бесчестье" (понимаемое, как нарушение физического и духовного достояния человека), распределяется между государством и самим потерпевшим или же дается одному потерпевшему. В общих чертах эти правила о взыскании за "бесчестье" действовали и в XVIII веке, дополненные при Петре Великом законами об оскорблении чести в воинском и морском уставах и в манифесте Екатерины II о поединках, а затем перешли в свод законов, будучи помещены в различных отделах свода законов гражданских, и в особенности в отделе под заглавием: "О вознаграждении за обиды личные имуществом"2.
За выдергивание пчел без порчи бортей — полтора рубля, за покражу улья в доме или пчельнике по три рубля, за тетеревиный шатер три рубля, за куропатную сеть один рубль. Уложение гл. X, ст. 217-219. За бесчестье дворянина или другого лица, находящегося на государ-
Впоследствии, когда стала стираться резкая грань между сословиями и классами, вся дробная казуистика правил о вознаграждении за бесчестье потеряла смысл и стала постепенно стушевываться. С изданием же судебных уставов старая таксировка бесчестья лишилась всякого значения для суда, деятельность которого была организована на совершенно иных началах: доверия и свободной оценки. Должна исчезнуть предустановленная оценка нападений, обид и оскорблений, но не мог исчезнуть самый принцип возмещения идеального вреда. Этот принцип надо было не создавать вновь, а только перестроить на иных началах, сообразно новым условиям жизни и права, строгому разграничению областей гражданского и уголовного права и пр., чего в кодификационном порядке не сделано.
В настоящее время возмещение вреда регулируется правилами закона 21 марта 1851 г., отразившего в себе, с одной стороны, влияние русских исторических начал по этому предмету, а с другой — принципы западноевропейского права о возмещении вреда (нормы права французского и австрийского). Предусматривая вред от деяний преступных (ст. 644) и непреступных (ст. 684), закон упоминает везде "о вреде и убытках". Говоря не только об убытках, но и "вреде", закон как будто открывает простор для понимания этого последнего термина в смысле вреда не только экономического, но и не хозяйственного, т. е. так, как понимают этот термин западные законодательства и, в частности, те, из которых черпали заимствования составители закона 21 марта 1851 г. Конечно, одного этого указания было бы недостаточно, если бы возможно было доказать, что ограничение ответственности перед потерпевшим только за вред имущественный вытекает из других постановлении нашего закона. Но дело в том, что ни один закон не обязывает нас прямо отождествлять "вред" с экономическим Уроном. Только при присвоении, истреблении и по
ственной службе, взыскивается в пользу обиженного годовой оклад получаемого им жалованья (св. зак. гражд., изд. I, ст. 381), за обиду духовных властей — вдвое больше, чем за обиду светских лиц (ст. 382). Бесчестье крестьянина — примечание к ст. 386. За обиду словом или на письме городовому обывателю уплачивается столько, сколько тот платит за этот год в казну и в городской доход. За удар рукой, хотя бы и без орудия, вдвое. Обозвание кого-либо незаконнорожденным -- ст. 387.
вреждении имущества закон дает указание, отнюдь тоже не исчерпывающее, на способ возмещения, изъясняя, что подлежат возврату похищенные предметы, с доходами и выгодами, исправлению все поврежденное, вознаграждению — "потери и убытки". Хотя закон излагает, что потерпевший вред в здоровье может требовать на лечение и на содержание, если им утрачена трудоспособность, но нигде нет и намека на то, что потерпевший вправе требовать только этого и ничего больше. Девица, которая подверглась изнасилованию или которой причинено неизгладимое на лице обезображение, вправе домогаться от обидчика обеспечения ее существования, доставления приличного содержания (ст. 662 и 663, Х т. 1 ч.). Но вправе ли та же девица требовать вознаграждения за причиненные ей нравственные страдания? Виновный в нанесении кому-либо личной обиды или оскорбления может, по требованию обиженного, быть присужден к платежу в пользу его бесчестья, смотря по состоянию и званию обиженного и по особым отношениям обидчика к обиженному (ст. 667). Но может ли лицо, которому обидой причинен серьезный моральный вред, требовать себе вознаграждения и притом не в виде специального "бесчестья", заменяющего уголовное наказание (ст. 668 и 669, Х т. 1 ч.) и раз навсегда установленного (от 1 до 50 руб.), а в виде компенсации в размере по усмотрению и определению суда, подобно тому, как назначается "по усмотрению и определению суда" обиженному вознаграждение за ущерб в кредит (ст. 670, Х т. 1 ч.)? Судьи, постановившие неправосудный приговор, сверх уголовного наказания и возмещения материального ущерба, обязаны уплатить неправильно осужденному определенную в законе сумму денег (ст. 678, Х т. 1 ч.). Спрашивается: можно ли взыскать с судей, должностных и частных лиц вознаграждение, напр., за лишение свободы, в форме возмещения вреда, а не дополнительного наказания за проступок, не по предустановленной таксе, а по судейскому усмотрению, сообразно тяжести вреда, продолжительности лишения свободы и т. д.? На все эти вопросы ответ может быть один: нет для этого препятствий в законе, закон этому не противится1.
1 Если считать, что устарелые правила ст. 667 (о взыскании бесчестья) и 678 (о взыскании за неправосудные действия) с их чрезвычайно низкими оценками причитающегося пострадавшему вознаграж-
Основной принцип судебного возмещения вреда выражен у нас в ст. 574 и 693 Х т. 1 ч. Первая статья, которую привыкли у нас связывать с исками о возврате неосновательного обогащения, трактует на самом деле об основанном на охране частных прав вознаграждении за ущерб, вред и убыток.
"Как по общему закону никто не может быть без суда лишен прав, ему принадлежащих, то всякий ущерб в имуществе и причиненные кому-либо вред или убыток, с одной стороны, налагают обязанность доставлять, а с другой — производят право требовать вознаграждения".
Если обратиться к помеченным под этой статьей источникам, то окажется, что прежде всего таким источником послужил указ 1716 г. 30 марта, который в арт. 147 (Воинские артикулы) указывает: "И дабы озлобленный и обруганный свою надлежащую сатисфакцию или удовольствие имел, когда он сам не захотел самовольно отомщенье учинить, тогда должен иное дело приняв выслушать и обиженному пристойное удовольствие чинить". Дальнейшими источниками 574 ст. Х т. I ч. значатся указ 1720 г. 13 января, устав морской, кн. V, гл. XIII, где обиженному предоставляется судом искать сатисфакцию, манифест о поединках с его постановлениями об обидах. В этих указах и манифесте нет речи об имущественном ущербе, а трактуется об удовлетворении за обиды и посягательства на личное достояние человека. Допустимо также, что ст. 574 Х т. I ч. носит на себе влияние, хотя может быть отдаленное, статьей австрий-
дения должны считаться действующими нормами, как формально не отмененные, то во всяком случае на них нельзя сделать юридических построений на почве гражданского права о пределах возмещения, а тем более нельзя утверждать, что ими исчерпываются все случаи вознаграждения за нематериальный вред. В частности, что касается вознаграждения за оскорбления, то аналогичные постановления о присуждении обиженному определенной денежной суммы в уголовном порядке содержатся в законодательствах других стран, с, той лишь разницей, что там вознаграждение (гораздо более значительное, чем у нас) определяется не вместо наказания, а вместе с наказанием, причем это вознаграждение нисколько не препятствует присуждению оскорбленному денежной суммы, по справедливому усмотрению суда, за чисто моральный вред (см. Console, Trattato sul i-Lsarcimento del danno, 1908, p. 282).
ского уложения, между прочим ст. 13281. Ст. 1323 австрийского уложения, начиная собой, как и у нас, отдел вознаграждения за вред, трактует о возмещении вреда (Schadloshaltung), удовлетворении за причиненную обиду (Tilgung der Beleidigung), полном удовлетворении (voile Genugthuung) и дает, по авторитетному заключению австрийских юристов, право на возмещение чисто нравственного вреда2. Наряду со ст. 574 другая статья Х т. 1ч., а именно 693, под которой имеется в качестве источника закон 20 ноября 1864 г., предписывает суду давать "удовлетворение и вознаграждение" потерпевшему всякий вред и притом не только от неправомерных действий, но и от неисполнения договоров и обязательств.
"Каждый имеет право, в случае неисполнения по договорам и обязательствам, а также в случае обид, ущербов и убытков, искать удовлетворения и вознаграждения посредством суда".
Хотя ст. 693 помещена в отделе, озаглавленном "О праве судебной защиты по имуществам", но бесспорно, что заглавие в данном месте, как и впрочем и во многих других местах Х т. 1 ч., не соответствует содержанию самого отдела, трактующего, между прочим, о давности по искам, не только, значит имущественным, но и личным, об обидах и т. д.3 При приведенных указаниях закона и при отсутствии
В настоящее время факт заимствования из иностранных кодексов составителями закона 21 марта 1851 г. должен считаться, установленным, тем более, что объяснительная записка прямо ссылается на эти кодексы, в том числе на австрийский. См. А. И. Лыкошин. Об отыскании недвижных имений из чужого владения в Журн. гражд. и угол. права за 1888 г. № 4, стр. 35. Ср. Победоносцев, курс, 3, 1896 г., стр. 594.
2 Pfaff, Zur Lehre von Schadenersatz und Genugthung nach oster-reichischem Recht, 1880, S. 11-23.
Законы о неустойке также в состоянии дать некоторый материал для благоприятных выводов по интересующему нас вопросу. Так как иск о неустойке (ст. 1585, Х т. 1 ч.) может быть предъявлен у нас, независимо от иска об убытках, то несомненно, что неустойка, по мысли закона, должна обеспечивать потерпевшему от нарушения договора вознаграждение не только за имущественный ущерб, но и за моральный вред (см. по этому поводу М. М. Винавер. Из области цивилистики, 1908 г., не имущественный интерес в обязательстве, стр. 237). О двойственной роли неустойки, как возмещения вреда экономического и неэкономического, в других законодательных системах см. исследование проф. М. Я. Пергамента. "Договорная неустойка и интерес". В особенности стр. 168, 183, 190.
в законе хотя бы тени напоминания о том, что возмещению подлежит исключительно материальный ущерб, можно ли категорически утверждать, как то делают у нас, что всякий потерпевший, кроме имущественных убытков, ни на что претендовать не вправе? Пусть сомневаются в том, что законодатель, устанавливая правила возмещения вреда, одинаково относился к вреду имущественному и неимущественному. Пусть даже законодатель не задавался серьезно мыслью о нематериальном вреде, а сосредоточивал внимание главным образом на имущественном ущербе ввиду большинства случаев именно такого ущерба. Но раз закон не выразил категорического веления по этому предмету, он по меньшей мере развязал руки практике и, не заполнив всего содержания понятия, оставил место для приспособления закона к нуждам жизни. Если на букве действующих законов нельзя обосновать стройной системы возмещения нравственного вреда, то позволительно, однако, думать, что в важных случаях такого вреда, как причинение смерти близкому человеку, повреждение здоровья, обезображение,