План проведения семинарских занятий сформирован в соответствии с рабочей программой специальности. План предполагает изучение студентами всех тем, включенных в указанную программу в последовательности и объеме, предусмотренных программой. Рабочей программой дисциплины предусмотрено следующее распределение аудиторного времени, выделяемого на проведение семинарских занятий:
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ МЕЖДУ ТЕМАМИ КУРСА
(для специальности «национальная экономика»
№ п/п | ТЕМА | Время, час. |
Институционализм как направление экономической теории | ||
Сущность и формы институтов | ||
Обмен | ||
Трансакционные издержки | ||
Трансакционная функция институтов | ||
Распределительные последствия институциализации обмена | ||
Базовые нормы координации | ||
Контракт | ||
Оппортунистическое поведение в контрактных отношениях | ||
Структура контракта | ||
Регулярность и неопределенность взаимодействий как фактор контрактной организации | ||
Организация как объект институционального анализа | ||
Формы и поведение хозяйственных организаций | ||
Изменение экономических систем |
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Институциональное направление экономической теории
Продолжительность 2 часа
1. Учебная цель.
Проверить и закрепить материал, полученный на теоретическом занятии.
2. Вопросы, выносимые на обсуждение:
- Предпосылки становления институциональной экономики.
- Цели и методологические особенности институционального анализа.
- Тенденции и этапы развития институциональной экономики
- Новый институционализм и его основные направления.
Перечень тем рефератов и докладов к семинарам.
1. Институциональная экономика и неоклассическая экономическая концепция.
2. Институциональная экономика и основное течение современной экономической мысли.
Вопросы для самоконтроля
1. Когда зарождается институциональное направление экономической мысли? Каковы причины его возникновения?
2. В чем состояла критика со стороны институционалистов первой волны неоклассической экономической концепции?
3. Что предлагали институционалисты первой волны изменить в подходе к анализу экономических явлений и процессов, чтобы обеспечить его реалистичность?
4. Как представляли институционалисты объект и задачи экономического анализа?
5. Назовите основные различия в подходах к исследованию экономики традиционного институционализма и неоклассической школы.
6. По каким направлениям шло развитие институциональной школы в период ее становления?
7. Какие этапы в своем развитии прошел институционализм?
8. Охарактеризуйте современную структуру институционального направления экономической мысли.
Список рекомендуемой литературы.
53. Грошев В.А. Институциональная экономика: Учебн. пособие. - СПб.:СПбГУЭФ, 2004.
54. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория./Под общ. ред. А.А.Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005.
55. Институциональная экономика. Учебник/ Под общей ред. А. Олейника.- М.: ИНФРА-М, 2007.
56. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.
57. Фуруботн Э. и Рихтера Р. Институты и экономическая теория.- СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005.).
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Сущность и формы институтов
Продолжительность 2 часа
1. Учебная цель.
Проверить и закрепить материал, полученный на теоретическом занятии.
2. Вопросы, выносимые на обсуждение:
- Предмет институционального анализа. Понятие и признаки института.
- Норма как базовая категория институционального анализа. Атрибуты и виды норм.
- Организационные механизмы защиты норм. Механизмы контроля и санкций, их взаимосвязь.
- Производство институтов, его субъекты и формы.