Методические указания по подготовке семинарских занятий

План проведения семинарских занятий сформирован в соответствии с рабочей программой специальности. План предполагает изучение студентами всех тем, включенных в указанную программу в последовательности и объеме, предусмотренных программой. Рабочей программой дисциплины предусмотрено следующее распределение аудиторного времени, выделяемого на проведение семинарских занятий:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ МЕЖДУ ТЕМАМИ КУРСА

(для специальности «национальная экономика»

№ п/п ТЕМА Время, час.
Институционализм как направление экономической теории  
Сущность и формы институтов  
Обмен  
Трансакционные издержки  
Трансакционная функция институтов  
Распределительные последствия институциализации обмена  
Базовые нормы координации  
Контракт  
Оппортунистическое поведение в контрактных отношениях  
Структура контракта  
Регулярность и неопределенность взаимодействий как фактор контрактной организации  
Организация как объект институционального анализа  
Формы и поведение хозяйственных организаций  
Изменение экономических систем  

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Институциональное направление экономической теории

Продолжительность 2 часа

1. Учебная цель.

Проверить и закрепить материал, полученный на теоретическом занятии.

2. Вопросы, выносимые на обсуждение:

  • Предпосылки становления институциональной экономики.
  • Цели и методологические особенности институционального анализа.
  • Тенденции и этапы развития институциональной экономики
  • Новый институционализм и его основные направления.

Перечень тем рефератов и докладов к семинарам.

1. Институциональная экономика и неоклассическая экономическая концепция.

2. Институциональная экономика и основное течение современной экономической мысли.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда зарождается институциональное направление экономической мысли? Каковы причины его возникновения?

2. В чем состояла критика со стороны институционалистов первой волны неоклассической экономической концепции?

3. Что предлагали институционалисты первой волны изменить в подходе к анализу экономических явлений и процессов, чтобы обеспечить его реалистичность?

4. Как представляли институционалисты объект и задачи экономического анализа?

5. Назовите основные различия в подходах к исследованию экономики традиционного институционализма и неоклассической школы.

6. По каким направлениям шло развитие институциональной школы в период ее становления?

7. Какие этапы в своем развитии прошел институционализм?

8. Охарактеризуйте современную структуру институционального направления экономической мысли.

Список рекомендуемой литературы.

53. Грошев В.А. Институциональная экономика: Учебн. пособие. - СПб.:СПбГУЭФ, 2004.

54. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория./Под общ. ред. А.А.Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005.

55. Институциональная экономика. Учебник/ Под общей ред. А. Олейника.- М.: ИНФРА-М, 2007.

56. Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

57. Фуруботн Э. и Рихтера Р. Институты и экономическая теория.- СПб.: Издат. дом Санкт-Петерб. гос. ун-та, 2005.).

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Сущность и формы институтов

Продолжительность 2 часа

1. Учебная цель.

Проверить и закрепить материал, полученный на теоретическом занятии.

2. Вопросы, выносимые на обсуждение:

  • Предмет институционального анализа. Понятие и признаки института.
  • Норма как базовая категория институционального анализа. Атрибуты и виды норм.
  • Организационные механизмы защиты норм. Механизмы контроля и санкций, их взаимосвязь.
  • Производство институтов, его субъекты и формы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: