Развитие психоаналитической теории З. Фрейда

Контрольная работа

Психоаналитическая теория З.Фрейда

Выполнила: Бондарчук В.А Группы:ЗФ-210/099-4-1 Проверила: Кондратьева О.А, К.ПСХ.Н, доцент кафедры Т и ПП

Челябинск

2014г.

Содержание

С.

Введение……………………………………………………………….………….3

1. Развитие психоаналитической теории З. Фрейда……………………………4

2. Структура личности……………………………………………………………7

3. Психосексуальное развитие и его роль в развитии личности ……………..10

4. Защитные механизмы личности ……………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….16

Библиографический список……………………………………………………..17

Введение

В конце девятнадцатого века в психологии началась активная дифференциация направлений исследования. В результате которой, сложилось много различных подходов и теорий личности.

Одним из выдающихся исследователей этого периода, по праву можно назвать З. Фрейда с его «шагающей в перед своего века» психоаналитической теорией.

Зигмунд Фрейд, основоположник психоанализа - нового направления в психиатрии и психологии, принадлежащего к числу базовых культурных новаций XX века. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

Собственно в этом и будет заключаться актуальность выбранной мною темы, ведь истоки становления понятий о личности не разгаданы по сей день.

Целью моей работы будет являться анализ психоаналитической теории З. Фрейда, исходя из поставленной цели, возможно вывести следующие задачи:

1) Изучить развитие психоаналитической теории З. Фрейда;

2) Рассмотреть структуру личности;

3) Проанализировать психосексуальное развитие и его роль в развитии личности;

4) Истолковать защитные механизмы личности;

При совершении данной работы был использован непосредственный метод анализа литературы, так же хотелось бы отметить, что тема психоаналитической теории З. Фрейда поучила широкое развитие и после смерти автора, потому как имеет свои отголоски уже и в нашем времени.

Развитие психоаналитической теории З. Фрейда

Комплекс доктрин З. Фрейда стал одной из ведущих теоретических, методологических и идейных, основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, данный комплекс теорий оказал значительное воздействие на всю социальную мысль.

Процесс создания психоаналитической теории проходил поэтапно, так сказать был поделен на несколько периодов:

Первый этап с 1880 по 1896 гг., связан с завершением Фрейдом обучения на медицинском факультете Венского университета, работой в физиологической лаборатории Э. Брюкке и Т. Мейнерта, стажировкой в клиниках Ж.-М. Шарко и И. Бернгейма, дружбой с Й. Брейером и В. Флиссом, а также ранними работами в области гистологии, анатомии и неврологии.
Впервые основы психодинамического понимания психической патологии и вытекающего из него психотерапевтического воздействия были заложены в клиническом случае пациентки, позже получившей широкую известность под именем Анны О. Как отмечает Р. Дадун, «эффект шока и первотолчка, который он произвел на Фрейда, позволяют считать данный случай начальной, нулевой отметкой в трех планах — историческом, терапевтическом и теоретическом»[4,c-81]

Во второй этап (1896-1923 гг.) происходит постепенный переход от теории травмы к теории инстинктов или влечений, т. е. к изучению бессознательных желаний и побуждений, а также того, как последние проявляются внешне. Это был период, в ходе которого возникли основные подходы в понимании функционирования психики: динамический, топографический, энергетический и структурный. Большинство клинических понятий, которые используются в психодинамической терапии, также были первоначально разработаны именно на втором этапе развития психоанализа.

На третьем этапе развития психоанализа (1923-1939 гг.) была разработана структурная модель психического функционирования. В ней психоаналитики переместили свой интерес с содержания бессознательного на процесс, посредством которого это содержание удерживается вне сознания, и с этих позиций откорректировали основные психодинамические понятия.
Исследуя обнаруживаемое у пациентов бессознательное чувство вины, а также учитывая ряд несоответствий и противоречий, возникших в ходе практического применения топографической модели психического функционирования, Фрейд выдвинул новую, а точнее, усовершенствованную теоретическую модель, в которой новые определения не полностью заменяли старые, а скорее соседствовали с ними. В своей работе «Я и Оно» он сформулировал основные положения структурной модели, согласно которым психика членится на составляющие, названные им «Ид» («Оно»), «Эго» («Я») и «Суперэго» («Сверх-Я»).[14,-c57]

Существует так же четвертый этап развития психоанализа, начавшийся уже после смерти Фрейда, представлен преимущественно трудами других исследователей-психоаналитиков, которыми был сделан весьма весомый вклад в развитие теории и практики психодинамической терапии.

Перейдем к непосредственному анализу психоаналитической теории.

Наиболее существенной частью психоаналитической социологии Фрейда служит учение о человеке, это учение, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о сущности и природе человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Зигмунда Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, с этой точки зрения Фрейд рассматривал поведение как проявление биологоческих влечений, инстинктов и подсознательных мотивов, на которые влияют условия его воспитания в семье детском возрасте. Он считал, что мы не осознаём многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что всё происходящее с нами есть результат деятельности подсознания, содержимое которого накапливается в течение всей жизни.[7,c-397]

Носителем полового инстинкта согласно концепции Фрейда, является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску - либидо, которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод. Концепции либидо принадлежит весьма важная роль, хот сам Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

С одной стороны он говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. С другой, утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике.[7,c-397]

Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, что наиболее важная роль в формировании и жизнедеятельности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью, то есть инцест. Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что на мать направлено первое социальное побуждение человека, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: