Андрей Боголюбский (1157—1174)

Князь Андрей Новым правителем Залесского края стал старший сын Юрия от его первой жены, половецкой княжны, — Андрей. Он перенес столицу княжества во Владимир-на-Клязьме, рядом построил себе резиденцию — Боголюбове, по которой и был прозван «Бо-голюбеким».

Андрей родился еще при жизни своего знаменитого деда Владимира Мономаха в 1120 г. Андрей стал бесстрашным воином и отличным воеводой. На юге Руси этот князь до 30 лет почти не бывал, с младенчества он сидел удельным правителем во Владимире, где и сформировались его политические взгляды. По словам историка Н.И.Костомарова, Андрея «не пленяли никакие надежды в Южно,й Руси. Андрей был столько же храбр, сколько и умен, столько же расчетлив в своих намерениях, сколько и решителен в исполнении. Он был слишком властолюбив, чтобы пола­дить с тогдашним складом условий в Южной Руси, где судьба князя постоянно за­висела и от покушения других князей, и от своенравия дружин и городов». Когда Юрий Долгорукий утвердился в Киеве, он дал Андрею удел в Вышгороде под Кие-

' В Ростово-Суздальской земле сохранялось много свободных общинников, м Юрий, кро­ме конной дружины и отрядов, ведомых боярами, набирал большое ополчение воев-копей-шиков из свободных крестьян. Но рать Юрия не могла долго быть в походе, это повредило бы хозяйству. Да и бояре роптали, в отличие от киевских вотчинников у них не было барской запашки, где трудились холопы и закупы, земля отводилась в наделы зависимым смердам, с их оброков невозможно было содержать большие отряды воинов, и суздальские бояре выво­дили на бой своих смердов, отрывая их от насущных дел.

до признать.

Некоторые ученые (например А.Н.Сахаров) склонны думать, что Юрия огранили, по на-[ризнать, что летописи не дают материала, подтверждающего это.

ом. Но Андрей бежал из Вышгорода на родину, куда его звали ростово-суздальские бояре, стремившиеся утвердить здесь своего князя и самим утвердиться при нем.

Андрей привез из Вышгорода в суздальскую землю христианскую реликвию — икону, которую потом стали называть иконой Владимирской Богоматери. Это был лик константинопольского письма XI i в. По легенде, кони, которые везли повоз-кус иконой, встали недалеко от Владимира, и никто не мог заставить их сдвинуть­ся с места. Пришлось ночевать в чистом поле, и во сне явилась князю Андрею са­ма Богородица и сказала, что хочет остаться здесь. Наутро князь поведал свой сон спутникам. Те восприняли все как Божье провидение. Позже Андрей построил на месте своей вынужденной ночевки резиденцию Боголюбово. Князь описал облик виденной им во сне Богородицы живописцу и заказал икону, которая потом хра­нилась в Боголюбской церкви. Византийская же икона была установлена во Вла­димире в построенном по приказу Андрея Успенском соборе.

Культ успения Богородицы стал особо почитаемым на северо-востоке Руси, ко­торая теперь, по мнению современников, была «не хуже» Киева и Новгорода, вла­дела и святынями, и величественным собором и церквами. Северо-восточные христиане уже не чувствовали себя приниженно перед жителями старых культур­но-религиозных центров Руси.

Самовластие Андрея. Став владимиро-суздальским князем, Андрей за­явил о себе как о самовластие. Он выгнал с ростово-суздальских уделов братьев, сыновьям не дал уделов, а держал их при се­бе. Бояр отца Андрей удалил отдел, а дружину Юрия распустил. С воево­дами и прочими княжескими мужами поступал он как со слугами, требуя не советов, а исполнения приказов. Ослушников карал, сажая в тюрьму и лишая имущества. Себя Андрей Боголюбский окружил рядовыми дру­жинниками, которым, как предполагает ряд историков1, начал жаловать поместья2. Самовластие Андрея неприятно поражало современников, но многие дела князя находили их сочувствие.

Летописцы с умилением рассказывали, как Андрей по утрам сам зажи­гал свечи во владимирских церквах; украшал свою вотчину храмами — (вспомните Успенский собор во Владимире, Покровскую церковь на реке Нерли); построил в столице, подражая Киеву, Золотые ворота.

Как и отец и дед, Андрей радушно встречал переселенцев, обустраивал новые и расширял старые города.

Столица Владимир, прежде город незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители Владимира в значительной степени состо­яли из переселенцев, ушедших из южной Руси. На это указывают сами владимирские названия: рекаЛыбедь, Печерний город — все, как в Киеве.

Во внешних делах Андрей Боголюбский опирался на силу. Он принудил многих князей из разных княжеств признать его старшинство. По договорам, он им был «вместо отца» или «как брат старейший».

Разгром Киева и старшинство Андрея. В 1 169 г. сын Андрея Боголюбского Мстислав штурмом взял Киев и отдал его своим полкам и союзникам половцам на разграбление. Такого пренебрежения к

1 Например, В.А. Рыбаков.

2 Поместье — условная частная собственность на земельное владение. Дается за службу
при условии ее продолжения, может передаваться по наследству, но при условии, что наслед­
ник продолжит службу, иначе господин забирает землю назад.

«матери городов русских» не знала еще Русь. Киевским князем Андрей сделал своего младшего брата Глеба, себя же стал называть великим кня­зем владимиро-суздальским и даже «государем всея Руси». Так разошлись титулы «великого князя» и «киевского князя». Теперь киевский князь был лишь вассалом великого князя владимиро-суздальского. Правда, киевля­не вскоре отравили Глеба. Тогда Андрей отдал Киев родичам своим — смо­ленским князьям Ростиславичам, признававшим его старшинство.

Неудачи Андрея. Однако когда «государь всея Руси» потребовал у Рос-тиславичей выдачи боярина, заподозренного в убий­стве князя Глеба, те отказались выполнить приказ без доказательств вины боярина. Разъяренный, Андрей Боголюбский предложил смоленским ро­дичам «идти вон из Киева». Итогом конфликта стала война, в которой младший из Ростиславичей — Мстислав Храбрый разгромил полки Анд­рея Боголюбского и двенадцати его подручников.

Почти в то же самое время суздальцы проиграли войну с новгородцами. Неудачно шли дела и с Волжской Болгарией. Княжество явно устало от походов и конфликтов.

Гибель Андрея Боголюбского. В Суздальской земле стало зреть недовольство, но князь сурово пресекал его. Как-то он заточил в тюрь­му боярина Кучковича2, намереваясь его казнить. Это спровоцировало возникновение заговора.

В ночь на 29 июня 1174 г. в Боголюбове заговорщики (родственники и друзья опального боярина) убили князя. Когда весть о смерти Андрея об­летела округу, народ Боголюбова и окрестных сел поднял мятеж. Люди вы­ступили против посадников и сборщиков налогов, разграбили княжеский терем, дворы бояр и зажиточных горожан. Бунт не утихал несколько дней, пока из Владимира не пришли вооруженные отроки князя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: