Церковь и духовенство

Духовенство Руси делилось, как и ранее, на черное и белое. Белое духо­венство — священники и дьяконы, служили в храмах. Черное духовенство составляли монахи, живущие в монастырях. Монахи отказывались от се­мьи и всего мирского, все их помыслы должны были устремляться к Богу. Среди монахов были младшие — иноки и старшие — старцы. Из числа старцев назначались настоятели монастырей — игумены, и все остальные иерархи православной церкви — епископы, архиепископы, глава русской церкви митрополит — Владимирский и Московский.

Общежитийные монастыри С конца XIV в. распространился новый тип монастыря —
общежитийный. Родоначальником идеи общежитийного

монастыря был Сергий Радонежский. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые мо­нахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных со­братьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского брат­ства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил мо­нахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать мона­стырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в ча­стности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятив­шим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руко­водствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством, но в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собст­венниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, дра­гоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троиие-Сергиев мона­стырь при Василии Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода — так, в масштабе одной монастырской вотчины появилось на Руси крепостное право.

Власть духовная и Отношения между светской властью и церковью
власть светская складывались сложно. С одной стороны, церковь ос­
вящала усиление власти государя всея Руси. Союз с церковью, опора на ее
авторитет были выгодны Ивану Васильевичу и его преемникам. Однако
быстрый рост монастырского землевладения и способ осуществления
этого процесса ослабляли мощь единого государства.

Религиозное вольнодумство, нестяжательство, ереси. Иван III много размышлял, откуда взять земли для новых раздач, как прекратить «уход» вотчин в мон ас тыри. Одно время он сблизился с религиозными
вольнодумцами. Из числа близких к великому князю людей составился даже придворный круг религиозных вольнодумцев, к которым благоволили сам Иван III, его наследники Иван Младой и Дми­трий Внук, жена Ивана Младого и мать Дмитрия — Елена Волошанка.

Вольнодумцы увлекались Ветхим Заветом (первой частью Библии, ко­торая является общей и для христиан, и для иудеев), что наводило церков­ных иерархов на подозрение, что они изменяют христианству, склоняют­ся к иудейству. Вольнодумцы осуждали богатство церкви.

Среди церковных деятелей последнее встретило сочувствие. Ряд иерар­хов во главе с Нилом Сорским выступили с идеей отказа церкви от бо­гатств, в частности от землевладения. Сторонников Нила Сорского про­звали нестяжателями. Им противостояла большая часть духовенства во главе с Иосифом Волоцким.

Нестяжатели и вольнодумцы привлекали великого князя проповедью освобождения церкви от богатства и вотчин. Иван мог подумывать о секу­ляризации (конфискация церковной земельной собственности). Но в конце концов он отказался от этой идеи, тем более, что у него под рукой для поместных раздач оказался большой фонд земель на Новгородчине и в Тверском княжестве. Ивану не нравилась прямота и независимость суж­дений вольнодумцев и нестяжателей. Постепенно он охладел к ним.

Церковный собор 1503 г. критиковал нестяжателей за их призывы к от­казу церкви от земельной собственности. На соборе 1504 г. религиозных вольнодумцев приговорили к смертной казни как еретиков.

Многие из них, например, ранее близкие к Ивану III дьяки братья Федор и Иван Волк Курицыны, кончили свою жизнь на костре, спаленные в железной клетке. Их раскаяния не тронули сердца судий, т.к., по их мнению, шли не от чистого сердца, а от боязни смерти. Иван Великий тоже не спас их. Его устраивал союз с иосифлянами, которые принялись прославлять и возвеличивать дела светскою монарха. Близкий к еретикам Дмитрий Внук еще в 1502 г. потерял право на пре­стол и жил в опале под охраной. Его мать, дочь молдавского господаря, была умерщвлена в тюрьме. Последнее испортило отношение Руси с молдавским госу­дарством, союз московского князя с господарем оказался расторгнутым.

Религиозное вольнодумство и ереси возникали не только в привилегированных сло­ях. С 1370-х гг. на Руси стали распространяться народные ереси, грозившие волне­ниями и бунтами. В Новгороде появилась ересь стригольников. Происхождение названия неясно. Эта ересь, захватившая ремесленников и низшее духовенство, критиковала Библию с позиции разума, отрицала церковные обряды, осуждала обращение свободных людей в холопов. Со стригольниками боролись. Многих из них утопили в Волхове. Но в середине XV в. данная ересь еше была жива в Новго­роде и Пскове.

Другой ересью являлась ересь жидовствующих. Думали, что жидовствуюшие приняли иудаизм, но так ли это было — неизвестно. Жидовствующие отказыва­лись верить в троичность Бога, потому что. по их мнению, человеческий разум не может представить Троицу; иконы и обряды еретики считали идолопоклонством и отрицали; они также не верили в чудеса. Ересь жидовствующих была осуждена на церковном соборе 1490 г. В Новгороде состоялась расправа.

§ 20. Русь в 1505—1549 гг. Княжение Василия III, регентство и реформы Елены Глинской, боярское правление.

Справочный материал.

План.

I. Русь в княжение Василия III.

1. Внутренняя политика. Усиление великокняжеской власти.

2. Внешняя политика. Успехи в соперничестве с Литвой (полное присоедине­
ние Смоленской земли). Начало борьбы с Крымским ханством.

П. Регентство Елены Глинской.

1. Вступление на престол Ивана IV. Борьба за власть, казни и опалы в придворном круге.

2. Централизаторские реформы (денежная; мер веса, объема, длины; начало
губной реформы). Укрепление границ, строительство крепостей.

3. Внешняя политика Елены Глинской.

III. Боярское правление.

1. Попытки продолжать прежнюю политику. Борьба боярских группировок
(Вельских, Шуйских, Глинских) за власть. Итоги правления бояр.

2. Детство Ивана IV, формирование его характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: